Шуранова, антонина николаевна

Карьера актрисы Нины Васильевны Антоновой

Нина Антонова – российско-украинская актриса. Ее карьера стартовала в 1958 году, в киностудии «Ленфильм». За пять лет работы там она снялась в 4-х картинах, а главной роли так и не получила. Но самой первой ее актерской работой стала роль пионервожатой Натки в фильме-экранизации повести Гайдара «Военная тайна». Натку она сыграла еще будучи студенткой «Щуки», она и стала для нее пропускным билетом в «Ленфильм».

Первую главную роль Нина Васильевна получила на Киевской киностудии Довженко, куда перебралась вместе с мужем в 1964 году. Там молодую актрису заметили и отметили ее талант, и в 1969 году она сыграла Варю Кравец в картине «Варькина земля».

Через два года Нина получила возможность воплотить в жизнь образ еще одной яркой героини – принцессы Маггот в фильме «Лада из страны берендеев».

Несмотря на то, что Антонова была женой украинского режиссера и обладала талантом перевоплощаться в любой образ, до 50 лет большого потока приглашений у нее не было. Настоящая востребованность пришла к ней после 50 лет, и первую награду на кинофестивале она получила уже в преклонном возрасте. Это был «Золотой Дюк», причем получила она его из рук своего сына, который продолжил семейную династию и стал режиссером.

Начало карьеры

Одним из первых фильмов Антонины Шурановой стала картина «Война и мир», и именно на ней обычно заостряют внимание все составители ее биографий. Качества, присущие ее удивительному актерскому таланту, в полной мере раскрылись, когда она исполняла в этой киноленте княжну Марью

Известно, что когда шла подготовка к работе над фильмом, в Ленинград съемочная команда приехала, чтобы среди местных актеров найти кого-то, кто подошел бы на роль Болконского. Это произошло в 1963-м. Сложилось так, что заехали в кинематографический институт и пригласили желающих на пробы, в том числе озвучив возможность принять участие в съемках в роли княжны Марьи. Тоня не упустила момента. В этот момент девушка училась на четвертом курсе.

Как потом будет рассказывать журналистам и составителям ее биографий Антонина Шуранова, ей очень тяжело дается плакать в реальной жизни. На пробах перед потенциальной исполнительницей роли поставили задачу отыграть сцену, в которой умирает старый Болконский. Она сразу убедила себя – успеха здесь не добиться. Задачей актрисы было ворваться в княжескую комнату, узнав последние новости, расплакаться в изголовье кровати. Сдержанная было дело княжна словно взрывается чувствами, предельно открывается зрителю. Тона, перепуганная самой возможностью принять участие в пробах, должна была на них заплакать.

Фильмы

Знаковой в творческой биографии Антонины Шурановой стала роль княжны Марьи Болконской в легендарном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Актриса тогда заканчивала институт и мечтала об академическом театре, потому от съемок решительно отказалась. Но «Мосфильм» забросал деканат требовательными телеграммами, и девушке пришлось согласиться. Когда из 17 претенденток осталось пять, появился спортивный интерес – кого же выберут, вспоминала актриса.

Антонина Шуранова в фильме «Война и мир»

Так же поначалу Тоня отвергла приглашение на участие и в биографическом фильме «Чайковский». Согласилась лишь потому, что ее героиня Надежда фон Мекк – возрастная и привлекла молодую актрису сложностью и противоречивостью. Актрисе пришлось погрузиться в аристократическую жизнь. На съемочной площадке Шуранова кормила огромных английских догов, училась ездить верхом в мужском седле, едва не лишилась зубов от удара лошади.

Наиболее сильное впечатление на Антонину произвел исполнитель главной роли великого русского композитора Иннокентий Смоктуновский. Работу с ним актриса считала подарком судьбы.

Антонина Шуранова в фильме «Чайковский»

Позднее Антонине Николаевне достались небольшие роли в детском фильме «Шаг с крыши», мелодраме «Странные взрослые» со Львом Дуровым и Александром Демьяненко. Зрителям запомнилась сдержанная и утонченная Олуэн Пиил в драме Владимира Басова «Опасный поворот».

Одну из главных ролей Шуранова сыграла в драме о жизни врачей скорой помощи «Дела сердечные». Партнерами актрисы стали Георгий Тараторкин и его супруга Екатерина Маркова, Анатолий Папанов.

Антонина Шуранова в фильме «Дела сердечные»

В совместной советско-финской постановке «Доверие» Тоня воплотила образ соратницы Владимира Ленина, пламенного теоретика марксизма Розы Люксембург. В роли вождя мирового пролетариата выступил Кирилл Лавров.

Популярнейшая «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова также не обошлась без участия Антонины Шурановой. На экране актриса предстала в роли Анны Петровны Войницевой, хозяйки усадьбы, в которой разворачивается действие фильма. Картина с восторгом принята зрителями, удостоена массы наград. Общеизвестна также история о том, как пришлось похудеть исполнителю главной роли Александру Калягину, чтобы вписаться в требования режиссера.

Антонина Шуранова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Революционерка, писательница, дипломат, возлюбленная Николая Гумилева — таким стал персонаж Ларисы Рейснер, воплощенный Шурановой в фильме-монографии о жизни и творчестве поэта «И вечный бой… Из жизни Александра Блока».

В новом российском кинематографе талант Антонины Николаевны оказался не очень востребован. У Бориса Галкина актриса, наряду с Ириной Розановой, Владиславом Галкиным, Сергеем Арцибашевым, появилась в касте военной драмы «22 июня, ровно в 4 часа».

Антонина Шуранова в сериале «Улицы разбитых фонарей»

Экранную мать Елены Сафоновой Шуранова исполнила в третьей части нашумевшей мелодрамы «Зимняя вишня». В не менее известном сериале «Улицы разбитых фонарей» сыграла эпизодическую роль, в «Бандитском Петербурге» — искусствоведа, жену главного героя – вора в законе в исполнении Кирилла Лаврова.

БИОГРАФИЯ

Шуранова Антонина Николаевна родилась 30 апреля 1939 г. в городе Севастополь в семье военнослужащего.Отец маленькой Тони погиб в годы Великой Отечественной войны.После снятия блокады с Ленинграда Шуранова с матерью и двумя младшими сестрами переехала в Северную Столицу.В школьные годы девочка занималась водными видами спорта, живописью, хоровым пением, а также ухаживала за животными в зоопарке. Особое место в жизни юной Антонины занимало участие в спектаклях на сцене Эрмитажного театра, где начали проявляться ее актерские способности.После окончания семилетней школы Антонина Николаевна была вынуждена поступить в техникум зеленого строительства и работать садовником в скверах и парках Выборгского района. Это было обусловлено необходимостью помогать матери зарабатывать на жизнь, однако мечты об актерской карьере не покидали ее.Через три года Шуранова успешно поступает в «Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского» на курс Татьяны Григорьевны Сойниковой.Окончив в 1963 году институт, молодая актриса была принята в труппу «Ленинградского театра юного зрителя имени А.А. Брянцева», в которой играла до 1988 года под руководством главного режиссера З.Я. Карагодского. Со слов самой Шурановой, Зиновий Яковлевич «…сделал из вчерашней студентки настоящую актрису…»

Работая в ТЮЗе, Антонина Николаевна встретила своего будущего мужа А.Ю. Хочинского.В 1988-1990 годах Шуранова работала на киностудии «Ленфильм», а 1990-1993 годах в театре-студии «Интерателье».С марта 1995 г. до самой смерти Антонина Николаевна – актриса «Театра сатиры на Васильевском».5 февраля 2003 г. Шурановой Антонины Николаевны не стало. Она умерла после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 66-ти лет и похоронена в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Решение и его последствие

В те времена женщина, которой доведется исполнить знаковую героиню в фильме «Опасный поворот» (1972), еще не представляла, какая судьба ее ожидает. Она долго собиралась с силами и готовилась, выбрала для себя Настасьин монолог из написанного Достоевским «Идиота» и «Молодую вдову», и с этими материалами решила попробовать пройти прослушивание в ЛТИ. Уже тогда всем друзьям и родственникам она сказала: если на обучение не возьмут, она пойдет в маленькие театры, чтобы играть пусть совсем малозначимые и крохотные, но все-таки роли. Впрочем, сама от себя не ожидая такого успеха, Тоня с первой же попытки смогла поступить в театральный институт.

Как потом будет рассказывать Антонина Шуранова, поначалу она не верила в свое счастье. Она будет вспоминать, что первое время ее часто мучили кошмарные сновидения. То казалось, что пропал слух, то снилось, что в катастрофе с участием трамвая девушка теряет ноги. Лишь к последнему году обучения она окончательно свыклась с институтом, по завершении была ленинской стипендиаткой. Еще в период студенчества было ясно, что больше всего Тоню привлекают активные и волевые персонажи, способные и готовые бороться за выбранное дело до конца.

Ранние годы

Будущая героиня фильма «Доверие» (1975 год) появилась на свет в Севастополе. Так сложилось, что тяжелое военное время пришлось на период детства, и тяготы, связанные с тем временем, легли на ее плечи сполна. Будучи ребенком, она не только переживет войну, но и запомнит ее на всю жизнь. Когда прорвали блокаду Ленинграда, мать Тони взяла девочку и двух ее сестер и переехала в этот большой город. Здесь будущая актриса поступила в школу и отучилась семь лет, затем перешла в техникум. Ее задачей было получить как можно скорее специальность, чтобы можно было найти работу и наконец начать помогать матери. Закончив техникум, юная Тоня устроилась садовником. Так сложилось, что работать ей довелось в Выборгском районе культурной столицы.

Будущая звезда фильма «Опасный поворот» (1972 год) отличалась разнообразием и многочисленностью увлечений, но все они были связаны с театральной жизнью. У юной Тони была заветная мечта – выступать на театральной сцене. Она посещала занятия по искусствоведению, организованные в тот период в Эрмитаже, пела и принимала участие в постановках на эрмитажной сцене. В те времена актерам приходилось откровенно непросто: чтобы было, в чем выступать, они собственноручно шили костюмы, используя старинные шали и скатерти, сохранившиеся в закромах шляпы и веера.

Фильмы

Знаковой в творческой биографии Антонины Шурановой стала роль княжны Марьи Болконской в легендарном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Актриса тогда заканчивала институт и мечтала об академическом театре, потому от съемок решительно отказалась. Но «Мосфильм» забросал деканат требовательными телеграммами, и девушке пришлось согласиться. Когда из 17 претенденток осталось пять, появился спортивный интерес – кого же выберут, вспоминала актриса.

? Антонина Шуранова в фильме «Война и мир»

Так же поначалу Тоня отвергла приглашение на участие и в биографическом фильме «Чайковский». Согласилась лишь потому, что ее героиня Надежда фон Мекк – возрастная и привлекла молодую актрису сложностью и противоречивостью. Актрисе пришлось погрузиться в аристократическую жизнь. На съемочной площадке Шуранова кормила огромных английских догов, училась ездить верхом в мужском седле, едва не лишилась зубов от удара лошади.

Наиболее сильное впечатление на Антонину произвел исполнитель главной роли великого русского композитора Иннокентий Смоктуновский. Работу с ним актриса считала подарком судьбы.

? Антонина Шуранова в фильме «Чайковский»

Позднее Антонине Николаевне достались небольшие роли в детском фильме «Шаг с крыши», мелодраме «Странные взрослые» со Львом Дуровым и Александром Демьяненко. Зрителям запомнилась сдержанная и утонченная Олуэн Пиил в драме Владимира Басова «Опасный поворот».

Одну из главных ролей Шуранова сыграла в драме о жизни врачей скорой помощи «Дела сердечные». Партнерами актрисы стали Георгий Тараторкин и его супруга Екатерина Маркова, Анатолий Папанов.

? Антонина Шуранова в фильме «Дела сердечные»

В совместной советско-финской постановке «Доверие» Тоня воплотила образ соратницы Владимира Ленина, пламенного теоретика марксизма Розы Люксембург. В роли вождя мирового пролетариата выступил Кирилл Лавров.

Популярнейшая «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова также не обошлась без участия Антонины Шурановой. На экране актриса предстала в роли Анны Петровны Войницевой, хозяйки усадьбы, в которой разворачивается действие фильма. Картина с восторгом принята зрителями, удостоена массы наград. Общеизвестна также история о том, как пришлось похудеть исполнителю главной роли Александру Калягину, чтобы вписаться в требования режиссера.

? Антонина Шуранова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Революционерка, писательница, дипломат, возлюбленная Николая Гумилева — таким стал персонаж Ларисы Рейснер, воплощенный Шурановой в фильме-монографии о жизни и творчестве поэта «И вечный бой… Из жизни Александра Блока».

В новом российском кинематографе талант Антонины Николаевны оказался не очень востребован. У Бориса Галкина актриса, наряду с Ириной Розановой, Владиславом Галкиным, Сергеем Арцибашевым, появилась в касте военной драмы «22 июня, ровно в 4 часа».

? Антонина Шуранова в сериале «Улицы разбитых фонарей»

Экранную мать Елены Сафоновой Шуранова исполнила в третьей части нашумевшей мелодрамы «Зимняя вишня». В не менее известном сериале «Улицы разбитых фонарей» сыграла эпизодическую роль, в «Бандитском Петербурге» — искусствоведа, жену главного героя – вора в законе в исполнении Кирилла Лаврова.

Время: мое и чужое

Так сложилось, что Тоня ни разу не играла в кинотеатре женщин своего времени, по крайне мере на видной роли. Ей довелось исполнить несколько персонажей, не слишком выделяющихся в общей картине – например, в фильме «На пути в Берлин». Образы, созданные ею, были скромными, практически не влияли на сюжет, но актриса ответственно прорабатывала их, проникалась своими героинями и показывала зрителю их внутренний мир. Она интересовалась драматургическими материалами, для нее было интересной задачей создание максимально сложного характера персонажа. Она смогла воплотить все это в реальность, когда была приглашена исполнить роль в киноленте «Опасный поворот».

Уникальная и необычная

Антонина Николаевна Шуранова родилась в последний апрельский день 1936 года. Ее родной город – Севастополь. Когда ленинградская блокада была прорвана, девушка переехала в этот столичный город, где ее уникальный талант получил гораздо большие просторы для реализации, нежели в родных краях. А дар ей был присущ и правда особенный – юная Тоня могла создавать героинь, наполненных внутренними переживаниями, живущих напряженной жизнью, при этом играла она их лаконично и сдержанно, максимально просто, в то же время остро. И в наши дни такие качества и способности актрисы ценятся исключительно высоко, а для своего времени она была исключительным открытием.

В будущем сыгравшая в фильме «Война и мир» Антонина Шуранова отличалась умом и энергией, сильной волей и способностью быстро и четко понять логику повествования и характера своего персонажа. Для нее не составляло труда почувствовать противоречивость характера героини, выпавшей ей. Актриса была сложной, но цельной. Какую бы роль она ни отыгрывала, Тоня всегда учитывала обстоятельства, характер персонажа, и искусство ее было настолько велико, что каждая героиня становилась интеллектуально сложной. Все ее персонажи отличаются способностью остро мыслить, глубиной психологических переживаний, богатством чувства. Ни неопределенности, ни расплывчатости в них не найти

Шуранова не играла надломленных женщин – все они были цельными, привлекающими внимание, влюбляющими в себя

Похожие и отличающиеся

Многим казалось, что Антонина Шуранова и ее избранник совершенно друг другу не подходят. Она была замкнутой и строгой, он – буйным, с выраженным темпераментом. Впрочем, друзья признавали, что их любовь была столь сильна, что никакие преграды и противоречия не могли помешать. Они играли вместе в постановках и ставили новые сами, а затем вместе оставили ТЮЗ как протест против ложного обвинения директора, их учителя Карагодского.

Следующим шагом в карьере Шурановой стало «Интерателье», тогда же она отыграла сделавшую ее еще более популярной роль в «Филумене Мартурано». Критики сойдутся во мнении, что это было блистательное выступление, и сыграть еще лучше было бы просто невозможно. Наконец, Антонина перейдет в ГТС, где проработает до самой кончины. Среди самых известных ее героинь за этот период – Васса Железнова. Причиной смерти Антонины Шурановой будет рак. До последних дней своей жизни она мужественно сражалась с онкологией, выступала на сцене любимого театра, всем своим видом показывая, что даже такая страшная болезнь не в силах ее сломить.

Личная жизнь актрисы Нины Васильевны Антоновой

Со своим будущим мужем, украинским режиссером Анатолием Буковским, Нина Васильевна познакомилась еще будучи студенткой «Щуки», на съемках картины «Военная тайна». Молодой человек был ассистентом режиссера. Больше Нина и Анатолий не расставались, живя на две страны, точнее — республики. Дело в том, что на тот период Буковский тоже был студентом режиссерского курса Киевского Института имени Карпенко-Карого.

Официальный брак Нина и Анатолий оформили через год, а в 1960 у них родился сын Сергей. Он продолжил творческую династию, получил образование режиссера. Более того, его дочь Анастасия последовала примеру дедушки, бабушки и папы. Она успешный украинский продюсер и режиссер.

На восьмом Одесском кинофестивале Сергей Анатольевич Буковский вручил своей маме, Нине Васильевне Антоновой приз за лучшую женскую роль. Награды она была удостоена за работу в документальном фильме «Главная роль», где играла саму себя.

Мужа Нины Антоновой не стало в 2006 году. Благодаря поддержке родных ей удалось пережить эту тяжелую потерю, вновь научиться видеть в окружающем мире позитив и оставаться успешной в профессии, несмотря на преклонный возраст.

Кинотеатр и успехи

Хотя Антонина Шуранова не признавал себя великой актрисой, хотя ей довелось исполнить относительно мало ролей в фильмах, критики считают, что она была одной из самых выдающихся женщин в кинематографе в своем времени. Отмечают то, как великолепно она отыграла свою роль в фильме «Чайковский», а ведь поначалу женщина хотела от нее отказаться, и лишь после долгих уговоров передумала. Надежда, которую нужно было сыграть, была старше актрисы, и это был первый случай, когда Антонине пришлось исполнить роль зрелой женщины. В конечном счете положительное решение было принято из-за сложности героини и противоречивого актера, присущего ей. Относительно влияния Надежды на Чайковского споры ходили давно, ведь этих людей связывали сложные отношения. Одни говорили, что баронесса была спасением музыканта, другие считали эту связь драматичной. Одни видели женщину расчетливой и умной, другие – безответно влюбленной, а иные усматривали в отношениях с Чайковским дружбу без намека на корысть. Впрочем, создатели фильма пересмотрели всю историю на свой лад.

Несмотря на достоверно известный образ Надежды, в фильме героиня выступает светской львицей, этакой женщиной-вамп, которой настоящая баронесса не была. В то же время признается, что она практична и суха, но иногда музыка преображает ее и позволяет другим увидеть восхитительный духовный мир. Практицизм остается в прошлом, баронесса с головой погружается в любовь, несмотря на очевидную тщетность любых усилий. Страсть во всем ее величии и обречении привлекли Шуранову. Потом она будет говорить, что отыграть эту роль для нее оказалось «страшно интересно», одновременно с этим крайне трудно.

Биография актрисы Нины Антоновой

Наталья Васильевна – выходец из простой башкирской семьи. Она родилась 2 декабря 1935 года в небольшом селе Бакалы. Папа девочки был рабочим, мама занималась домом и детьми, которых, кроме Нины, было еще трое. В некоторых источниках есть информация о том, что отец Нины был военным или режиссером, а мама сотрудницей мясокомбината. Нина Васильевна эти данные опровергает и подчеркивает свое простое происхождение.

Несмотря на скромные доходы, родители хотели дать своим детям хорошее образование, и именно по этой причине перебрались в поселок Октябрьский, где была 10-летка и профучилище.

Нина с детства грезила балетом и актерством, обожала творчество Ладыниной, Орловой, Марецкой. Сразу после переезда в Октябрьский девочка поступила в драмкружок местного клуба нефтяников и проводила там почти все свободное время. Родителям увлечение дочери не нравилось, но она была настойчива. После школы Нина Антонова отправилась в столицу, где предпринимала попытки поступить во все профильные ВУЗы. Удача улыбнулась ей в Щукинском училище. В 1958 году она его окончила с отличием, покорив экзаменаторов своей работой в спектакле «Три толстяка», в образе принца.

Считала себя недостойной экрана

Шуранова играла Розу Люксембург, Розалию Землячку, Ларису Рейснер. Но могла быть и барыней, врачом, воспитательницей детдома, искусствоведом, медсестрой… При этом ясно как белый день, что в кинематографе она не сделала и десятой доли того, что могла бы. Режиссеры оказались слепыми и глухими. Тогда как Антонина была обаятельна и красива странной, не всем понятной красотой, а ее маняще-бархатный альт мог заворожить любого.

Она не рвалась на экран, считая себя недостойной. Говорила: «Я нефотогенична. Убеждена, что кино не моя стихия». И добавляла, как бы объясняя, что не лукавит: «Я вообще раньше была нетерпимой. Себя жрала, до идеала докапывалась. И сейчас считаю, что к нему стремиться надо. Но не стоит при этом „кушать“ себя и других».

Еще в институте (и даже до поступления) Антонина мечтала о сцене и только о ней. При этом Шурановой не нужна была громкая слава. Ее не манили лавры кинозвезды. А вот званием звезды ленинградского ТЮЗа, где прослужила четверть века, она могла бы гордиться. Но тоже не гордилась: «Я человек будней, репетиций. Работа для меня — праздник. Существование на сцене — поиск истины».

Скромная, интеллигентная, не любящая суеты… Казалось, она и актрисой-то стала вопреки желанию.

— Только бы в толпе меня не было видно. Когда меня стали узнавать на улице, я терялась и все время держала лицо. Обычно на нем отражается все то, что думаю. Тут же под взглядами каменела. Хотелось отдохнуть от чужого внимания.

«Опасный поворот», 1972 год. Фото: Кадр из фильма

Личная жизнь

В студенческие годы Тоне понравился
однокурсник Николай, за которого она вскоре вышла замуж. Оба были молоды,
неопытны, эмоциональны. Наверное, это и послужило разрыву отношений.

Антонина Шуранова в молодости. Фото: pinterest.com

Со вторым мужем, который был медицинским
работником, сразу жили хорошо. В ТЮЗе Антонина играла во многих спектаклях,
часто задерживалась после репетиций, что и привело к ссорам и размолвкам.
Супруги не выдержали столь напряженной обстановки в семье и подали на развод.

С Александром Хочинским Антонина была знакома
больше десяти лет. Артист ей нравился, особенно когда брал гитару и пел задушевные
романсы. Он тоже побывал два раза в браке, которые оказались не очень
счастливыми.

На одном из спектаклей Александр и Тоня
почувствовали взаимную симпатию, начали общаться, а позже решили жить вместе.
Супруги положительно влияли друг на друга и понимали всё с полу слова. Семь лет
прожили в гражданском браке, и только когда на гастролях их отказались селить в
один номер, решили пожениться.

Антонина Шуранова в молодости. Фото: kino-teatr.ru

В девяностые годы предложений сниматься почти
не поступало, Александр участвовал в творческих вечерах и концертах.
Одиннадцатого апреля 1998 года Хочинский почувствовал недомогание. Врачи
«скорой помощи» делали все возможное, чтобы сердце артиста забилось, но этого
не произошло.

Антонина Шуранова. Фото: kino-teatr.ru

После смерти супруга Антонина Николаевна
перестала общаться с коллегами, замкнулась, похудела. После обследования в
больнице врачи сообщили об онкологическом заболевании. Шуранова до последних
дней участвовала в спектаклях, старалась не поддаваться болезни, выполняла все
предписания медиков.

К сожалению, Народная артистка РСФСР ушла из жизни
пятого мая 2003 года, и была похоронена возле любимого мужа на Серафимовском
кладбище в Санкт-Петербурге.