Николай годовиков: как сложилась жизнь “петрухи” из легендарного фильма “белое солнце пустыни”

Оглавление

Эти разные, разные роли

Съемок было много. В пятидесятых в девяти картинах сыграл Анатолий Кузнецов. Фильмография же шестидесятых уже насчитывает 14 работ.

  • В 1960 году он появился на экранах шофером Ленькой в «Ждите писем». По мнению критиков, это была одна из самых его удачных ролей того времени.
  • В этом же году в «Фортуне» создал образ Андреева.
  • В 1961-м Кузнецов предстал перед зрителями пионервожатым Сереем Руденко («Друг мой, Колька!»).
  • В 1962 году он снялся сразу в двух картинах: «Остров Ольховый» и «Как я был самостоятельным».
  • В 1963-м появился и отрицательный герой Павел из «Утренних поездов».
  • 1964 год ознаменовался комедией «Дайте жалобную книгу», где герою Ивану Ильичу Кондакову пришлось остаться без невесты.
  • В 1965-м вышли «Пакет» и «Совесть».
  • В 1967-м – «Бабье царство» с Жаном Петриченко и «Весна на Одере» с майором Лубенцовым.
  • 1968 год подарил «Встречи на рассвете» и легендарное «Освобождение».
  • А в 1969 родился шедевр, и через несколько месяцев мир узнал о новой кинематографической легенде – «Белое солнце пустыни».

Производное творчество[править]

  • Видеоигра от «1С» «Белое солнце пустыни» (2004 г.) жанр Adventure. По мотивам фильма.
  • Одноименная новеллизация. Авторы — Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков. Включает внушительный пласт событий из жизни всех героев до того, что было показано собственно в кино.
    • Адские тренировки — их прошёл Абдулла. Причём это подсвечивается в описании финального экзамена в пустыне.
    • Белые волосы, тёмная кожа — Сухов сравнивает одного встреченного старика с негативным снимком: белые волосы и борода и чёрная кожа.
    • Внезапная мистика — загробный мир показан вполне существующим. Умершие отцы Абдуллы и Саида, бывшие друзьями, на том свете играют в шахматы, а позже и смотрителя музея Лебедева принимают к себе. «Перейдя в иной мир, Лебедев наконец избавился от своего вечного одиночества: Исфандияр и Искендер приняли его в свою компанию. Лебедев оказался неплохим игроком в шахматы».
    • Не было бы счастья… — «А если бы он меня не расстрелял, так я бы погиб вместе со всеми ни за хрен…»
    • Неконсумированный брак — Абдулла не возлег с младшей женой Гюльчитай: она его слишком испугалась, а он особо и не настаивал, а потом уже не до того стало.
    • Подглядывать за голыми — Сухов в молодости подглядывал за купающимися девушками, из воды, используя в качестве маскировки половину арбуза с прорезями для глаз. Навык пригодился на войне, чтобы взорвать дамбу.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки

    Шайтан — Сухова за дерзкий подрыв дамбы красноармейцы из местных прозвали именно «шайтаном» и очень сильно зауважали.

    — когда Сухов откопал Саида, тот одним движением освободил руки от стягивающего их ремня.

Пародииправить

  • Программа НТВ «Куклы»:
    • «Восток дело тонкое» (эфир 13.05.1995)
    • «Зелёное солнце пустыни» (эфир 14.10.2001)
  • Номер группы «Экс ББ» с Петрухой-Укупником.
  • Короткометражка начала девяностых «В пустыне солнце белое».
  • Одноименный спектакль «Кривого зеркала» только чуть-чуть осовремененный

Версии

Несмотря на то что кинообраз представляется собирательным, есть по крайней мере две версии о существовании человека жизненная история которого вдохновила на написание сценария фильма. В любом случае следует рассмотреть обе.

Версия первая

Василий Кузьмич Сухов — бывший солдат царской армии после революции сражался против белогвардейцев на Тамани, где познакомился с Епифаном Ковтюхом, командиром корпуса Красной армии. Тот взял его в порученцы, и они вместе воевали на Тамани, а затем Кавказе и Средней Азии.
Василий Кузьмич Сухов

Реальный красноармеец Сухов вел записи происходивших с ним событий (интересный рядовой красноармеец, ну просто писатель) или описывал их уже в мирное время. В результате накопились 3(!) толстые тетради, которые стали основой для создания романа Александра Серафимовича «Железный поток».

После написания книги Серафимович якобы забыл упомянуть своего «соавтора» Сухова. Следующим «кидаловом» стало использование вышеописанных записей для создания сценария киношедевра, где также забыли о праве товарища Сухова на авторские отчисления. Автор этой версии сын Василия Кузьмича Сухова Константин.

Версия вторая

Блогер Михаил Матвеев утверждает, что его посетил человек, назвавшийся зятем предполагаемого прототипа героя фильма. Вот что он пишет:

Такая вырисовывается картина. Представляется, что, какая бы из версий ни была правдивой, они подтверждают то, основой сценария и написания романа стали рассказы красноармейца или нескольких, принимавших непосредственное участие в сражениях с басмачами Средней Азии за утверждения там советской власти.

Разработка и сценарий

Режиссер Владимир Мотыль сказал, что на него повлияли такие фильмы, как « Дилижанс» и « Ровно полдень», и назвал этот фильм «коктейлем» из авантюрной русской сказки и вестерна . Первоначально фильм предлагали нескольким режиссерам, в том числе Андрею Тарковскому и Андрею Кончаловскому , но они отказались, утверждает Мотыль, по двум основным причинам. Во-первых, Кончаловский считал, что только американские актеры могут сыграть главную роль в вестерне, а во-вторых, сценарий сочли слабым. Мотыль также сначала отклонил предложение, но затем оказался в ситуации, когда у него не было выбора, так как ему не дали бы снимать какой-либо другой фильм.

После того, как «Мосфильм» отклонил первую версию фильма, Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову было поручено доработать сценарий. Ибрагимбеков был выбран по национальности как знаток Востока, хотя на самом деле он вырос в России и никогда не был в этом регионе. Ветеран войны рассказал Ежову историю о гареме, брошенном лидером басмачей на бегу, которая стала стержнем нового сценария. Дальнейшее переписывание произведено Мотылем после того, как он сменил Кончаловского на посту директора. Мотыль полностью переделал и выдвинул персонажа Верещагина — все его диалоги, а также около 60% всего сценария были переписаны и импровизированы во время съемок. Мотыль также придумал раскрыть личность Сухова через его сны, в которых он пишет письма любимой жене. Эти письма написал друг Мотыля Марк Захаров .

Спустя годы Кончаловский назвал финальный сценарий шедевром.

Первый тезка

Говоря об Анатолии Борисовиче Кузнецове, которого знают миллионы телезрителей разного возраста, нельзя не вспомнить о его почти полном тезке. Кузнецов Анатолий Иванович тоже был актером. Его, к сожалению, знают намного меньше. Он был артистом только одного театра — «Нового», который в 1953 году переименовали в Ленинградский театр им. Ленсовета. Здесь он сумел раскрыться и как актер, и как режиссер, поставив много великолепных спектаклей. Практически во всех играла его жена — Вера Кузнецова. Эту удивительно талантливую актрису с неимоверно добрыми глазами знают по ролям в «Двух капитанах» (1976 г.) — Нина Капитоновна, «Кортике» — Мария Гавриловна Терентьева, «Большой семье» — Агафья Карповна Журбина.

Супруги прожили вместе 27 лет, до самой смерти Анатолия Ивановича. В семье родилось двое сыновей — Всеволод и Юрий.

Его последней работой в кино стала небольшая роль директора обувного магазина в популярной комедии «Мы с вами где-то встречались…», в которой блистал знаменитый Аркадий Райкин. Анатолий Иванович умер очень рано, всего в 49 лет, оставив потомкам много разноплановых ролей в театре и кино.

Последние статьи

  •   Какие тайны открыли учёным уникальные реликвии, обнаруженные недавно на руинах 5000-летнего города сегодня, 11:56
  •   Почему девочка-вундеркинд из 1990-х Ирина Полякова считает своё детство несчастливым, и Как она живёт в наши дни сегодня, 10:36
  •   Злой рок Савелия Крамарова: С какими штампами всю жизнь приходилось бороться любимому артисту Гайдая сегодня, 09:10
  •   Локуста – официальная отравительница на службе римских императоров, на счету которой почти 500 жертв 12.10.2021, 21:45
  •   Загадки Шварцвальдского леса, который вдохновил братьев Гримм на сказку про «Красную шапочку» 12.10.2021, 20:21
  •   Чем прославились легендарные женщины-преступницы, которые сводили с ума мужчин и сыщиков 12.10.2021, 17:57
  •   Как коммунистическая пропаганда и человеческая доброта погубили северокорейский отряд спецназа 12.10.2021, 15:44
  •   Какие ценные советы оставил потомкам самый долгопрактикующий хирург в мире, который прожил 104 года 12.10.2021, 14:40
  •   8 лучших научно-популярных книг 2021 года на русском языке по версии премии «Просветитель» 12.10.2021, 13:22
  •   От каких домашних вещей из СССР стоило бы давно избавиться, но многие их всё ещё хранят 12.10.2021, 11:55

Все статьи

Экранизация

Сцены мечты Сухова были сняты первой, возле Луга, Ленинградская область , в то время как большая часть фильма снимались на западном берегу Каспийского моря , недалеко от Махачкалы , Дагестан . Сцены песчаных дюн были сняты в пустыне Каракумы недалеко от Мары, Туркменистан , а музейные сцены сняты в соседнем древнем городе Мерв . Заметное место занимает, например, самобытная крепость Кыз-Кала (Гыз-Гала) . Сцены в дюнах требовали внимания от актеров, которым приходилось делать большие круги на палящей жаре, чтобы приблизиться к месту съемки, не оставляя характерных следов на песке. Однако самая тяжелая ноша легла на Мишулина, который провел в сумме несколько дней в ящике, засыпанном песком, готовясь к нескольким дублям вступительной сцены. Деревенские постройки и дом Верещагина представляли собой временные макеты, которые приходилось регулярно ремонтировать из-за повреждений от частых ветров.

Сцены верховой езды исполняла специальная каскадерская команда, созданная для сериала « Война и мир ». Хотя в этом фильме он не выполнял никаких трюков, один член подразделения погиб в результате несчастного случая во время съемок. Некоторые другие аварии произошли из-за плохой общей дисциплины и безопасности. Например, на лице Верещагина виден порез, когда он сражается на корабле. Он получил этот порез накануне в пьяной драке. Кроме того, однажды ночью местные воры украли реквизит . Безопасность была улучшена после того, как Мотыль нанял местного криминального лидера на роль члена банды Абдуллы.

В фильме задействованы два опасных трюка, первый из которых заключается в том, что офицер Абдуллы, которого якобы выбросил Верещагин, пробивает окно второго этажа и падает на песок внизу. Другой — когда Сухов выпрыгивает из подожженного маслобака. Оба трюка исполнил Валентин Фабер.

Игра мастера

Павлу Борисовичу удалось создать образ невероятной душевной силы. Он в эпоху застоя, когда, казалось, партийное ханжество вытеснило романтику служения Отечеству, вдруг воплотил редкий по возвышенности образ беспартийного человека – гражданина, стоящего выше любой власти: красной ли, белой ли — это ему все равно.

Луспекаев удивляет на съемках даже режиссера, произнеся измененную по своему усмотрению фразу: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» — ставшую знаменитой. Внимательные зрители могут сами проследить, как, не ожидая такого толкования реплики, на миг замерли в кадре актеры.

«Белое солнце пустыни» благодаря энергетике Павла Борисовича стало чем-то большим, чем просто развлекательным фильмом. В год выхода киноленты в прокат актера не стало. Но в созданном образе Павла Артемьевича Верещагина заслуженный артист РФ увековечил память о себе.

Таможенники Петербурга, поставив памятник на его могиле, ежегодно приходят туда в свой профессиональный праздник. Памятники Верещагину-Луспекаеву установлены также в Москве, на границе Ростовской и Донецкой областей и на Челябинской таможне.

Урокам его гениальной игры долго еще будут следовать молодые актеры. «Белое солнце пустыни» можно воспринимать и как нерукотворный памятник этому достойному человеку.

А теперь — тексты писем

Письмо Катерине Матвевне № 1. Про чистую лебедь…

А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

Только знайте, любезная Катерина Матвевна, что классовые сраженияна сегодняшний день в общем и целом завершены, и час всемирного освобождения настает.И пришел мне черед домой возвратиться, чтобы с вами вместе строить новую жизньв милой сердцу родной стороне.

Письмо № 2. Народ подобрался покладистый, душевный, с огоньком

Душа моя рвется к вам, ненаглядная Екатерина Матвевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка. Полагаю, суток на трое, не более. А именно, мне как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока.

Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком, так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает.

Письмо № 3. Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие

Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке.Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Еще хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме, как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвевна.

Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.

Письмо № 4. Солнышко такое, аж в глазах бело

Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.

Письмо Катерине Матвевне № 5. Простите велкодушно, небольшая заминка

А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то вы там сейчас? Какие нынче заботы? С покосом управились или как? Должно быть, травы в этом году богатые.

Ну да недолго разлуке нашей тянуться. Еще маленько подсоблю группе товарищей, кое-какие делишки улажу и к вам подамся, бесценная Катерина Матвевна.

Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.

Сухов пишет письмо № 6 и одевается во все чистое

А ежели вовсе не судьба нам свидеться, Катерина Матвеевна, то знайте, что был я и есть, до последнего вздоха, преданный единственно вам одной.

И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. А может, от того это, что встречались мне люди, в последнее время, душевные, можно сказать, деликатные.

Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович.

Письмо бесценной Катерине Матвевне. № 7. Сухов снова идет домой

Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Личная жизнь и семья

У Кузнецова было два официальных брака. В студенческие годы он женился на молодой актрисе Людмиле Собко, однако брак быстро распался из-за загруженности супругов на работе.

Второй женой Александра стала Юлия Рутберг, которая родила Кузнецову сына Григория. В сети можно найти их семейные фото конца 20 века, на которых супруги выглядят счастливыми.

Однако и этот брак распался довольно быстро, после чего Александр никогда больше не женился. Известно, что других детей у него нет.

Хотя у актера было всегда много поклонниц, но он выбирал тихую семейную жизнь. Но, несмотря на это, большая часть жизни Александра Кузнецова была посвящена работе. Но не смог на Западе завести себе новую семью.

Карьера в кино

Дебют Александра в кино состоялся в 2014 году – актер снялся в небольшой роли в мини-сериале Владимира Хотиненко «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского. Коллегами Кузнецова по съемочной площадке стали Максим Матвеев, Антон Шагин, Евгений Ткачук и Елизавета Арзамасова.

2015 год ознаменовался ролями второго плана в документально-художественном фильме о русском поэте и прозаике «Лермонтов» (актер сыграл одноклассника поэта и в будущем известного военного деятеля Александра Ивановича Барятинского), в 12-серийной драме о судьбе подростков в детской больнице «Красные браслеты» и драме Елены Хазановой «Синдром Петрушки», где его герой Петр, одержимый кукольным театром, влюбляется в девушку Лизу.

18 января 2018 года состоялась премьера исторического фильма «Скиф» (реж. Рустам Мосафир), повествующего о вымирающих потомках гордых скифов, безжалостных наемных убийцах. Помимо Александра в роли пленного скифа Куницы, в отечественном боевике от создателей «Брата» и «Брата-2» снялись Алексей Фаддеев, Юрий Цурило, Александр Пацевич, Василиса Измайлова.

В отличии от ранее вышедших «Викинга» с Данилой Козловским и «Легенды о Коловрате» с Ильей Малковым, «Скиф» не позиционировался как историческое кино. Сам режиссер отмечал, что это боевик с фантазиями на историческую тему.

Фильмы

Приключенческий фильм «Опасные тропы» стал дебютом для студента-третьекурсника Анатолия Кузнецова, который сыграл молодого ученого Николая Жёлудева. Уже в молодости артист пользовался популярностью у режиссеров и часто снимался. В 50-е годы его репертуар пополнился фильмами «Гость с Кубани», «К Черному морю», «Случай на шахте восемь», «Дайте жалобную книгу». К концу 60-х имя артиста было известно советскому зрителю и по военным драмам «Бабье царство», «Весна на Одере».

В 1969 году вышел иронический фильм-боевик «Белое солнце пустыни». Роль возвращающегося домой красноармейца Федора Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова принесла актеру всесоюзную славу, а сам персонаж стал в стране практически культовым героем. Популярность фильма оказалась настолько велика, что его даже выбрали своеобразным талисманом для советских космонавтов. В мире его посмотрела публика 80 стран, а в СССР за первый год показа число зрителей достигло 34,5 млн человек.

Хотя не все знают, что работа могла не состояться. Перед началом съемок артист получил травму ноги, и на костылях не справлялся с поставленными задачами. Режиссер Владимир Мотыль вызвал второго претендента на роль Георгия Юматова. Но уже в те годы у актера начались проблемы с дисциплиной, и однажды после вечеринки Юматов не вышел на рабочую площадку из-за поврежденного в драке лица.

Анатолий Кузнецов в роли товарища Сухова (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)

Так роль романтичного и застенчивого красноармейца окончательно закрепилась за Анатолием Борисовичем. По словам кинокритиков, ему удалось не просто воссоздать психологический рисунок героя, но и попасть в стиль. Благодаря высокому профессионализму образ получился запоминающимся.

После образа товарища Сухова актер с вниманием относился к выбору сценариев и, как потом признавался, зря отказывался от многих ролей, которые могли стать в его кинокарьере такими же значимыми. Так было с фильмами Эльдара Рязанова. Режиссер неоднократно приглашал Кузнецова в свои звездные киноленты — «Карнавальную ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж», но Анатолий Борисович по тем или иным причинам отказывался от участия в съемках

Режиссер неоднократно приглашал Кузнецова в свои звездные киноленты — «Карнавальную ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж», но Анатолий Борисович по тем или иным причинам отказывался от участия в съемках.

Позднее в копилку актера попали военная драма «Горячий снег», киноэпопея «Битва за Москву», детектив «Турецкий гамбит», сериал «На углу, у Патриарших». Анатолий Борисович считал своей лучшей работой роль крестьянина в чехословацкой социальной драме «Гордубал». Эту картину советскому зрителю не демонстрировали, поэтому Кузнецов за свой счет нанял переводчика, самостоятельно озвучил и показал фильм знакомым.

Как ни странно, но, несмотря на блестящие вокальные данные и профессиональное образование, в кинофильмах песни в исполнении Анатолия Кузнецова звучали крайне редко, а точнее — всего дважды. Первый раз это произошло в производственной драме «Случай на шахте восемь» и много лет спустя в военном фильме болгарского производства «Братушка», в котором за роль солдата Алеся Казанока актер был удостоен Серебряной медали имени Александра Довженко.

Анатолий Кузнецов (кадр из фильма «Горячий снег»)

Также Кузнецов озвучил множество фильмов. Причем он не только дублировал на русский язык иностранные картины, но и становился голосом для актеров прибалтийских, среднеазиатских и кавказских союзных республик, в чьей речи слышался недопустимый советской цензурой акцент.

Несмотря на то, что в фильмографии актера множество значимых работ, в конце жизни он говорил о профессиональной неудовлетворенности. Анатолий Борисович уже меньше снимался, но свой творческий потенциал он реализовывал в музыке. Артист подготовил программу романсов, с которой ездил по стране, выступая с концертами.

История создания персонажа

В середине 60-х годов в киноиндустрии были востребованы фильмы, отсылающие к событиям Гражданской войны в России. Успех «Неуловимых мстителей» показал необходимость появления новой киноленты в таком же духе. Решено было обратиться к событиям 20-х годов, когда военное противоборство Красной армии и Белой закончилось, но в Средней Азии еще продолжали сражения банды басмачей. Главный герой, красноармеец Федор Иванович Сухов, возвращается домой, к любимой жене.

Но события складываются таким образом, что военному нужно задержаться в Азии на некоторое время. Сценаристы стремились создать образ главного героя простым, «живым», близким и понятным зрителям. Чтобы персонаж получился более реалистичным, один из создателей фильма, Валентин Ежов, специально встречался с ветеранами Гражданской войны, которые воевали с отрядами басмачей в Средней Азии. Существуют предположения о том, что Сухов имел двух прототипов — кубанского казака Василия Сухова и Александра Сорокина.

Анатолий Кузнецов в роли Федора Сухова

На роль главного героя желали попасть многие артисты, в итоге остались лишь Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов. Режиссер Мотыль отдал предпочтение Юматову, как более опытному и известному актеру. Георгия Александровича утвердили на роль, однако перед началом съемок артист поддался власти зеленого змия. И тогда съемочная группа вернулась к кандидатуре Кузнецова. Актер прекрасно вжился в образ красноармейца, воплотил на экране все режиссерские идеи, вложенные в его персонажа.

Фильм долго не выпускали в прокат — цензоры находили в картине много жестоких, кровавых сцен. Чтобы не терять отснятый материал, Владимир Мотыль несколько раз переделывал финал киноленты. Тем не менее картина продолжала числиться в «положенных на полку». Только благодаря тому, что лента понравилась Леониду Брежневу, «Белое солнце пустыни» увидели простые зрители. В честь героя фильма позднее в разных городах России появились памятники.

Александр Александрович Кузнецов

Александр Александрович Кузнецов. Родился 22 июля 1992 года в Севастополе. Российский актер театра и кино, музыкант, певец, солист панк-рок группы Porsmouth.

Александр Александрович Кузнецов. Родился 22 июля 1992 года в Севастополе.

С ранних лет занимался музыкой и планировал, что это станет основной его профессией. Играет брит-поп и панк-рок на английском языке. Однако, отмечал он, музыка – дорогое удовольствие, если делать её качественно. Поэтому, чтобы заниматься музыкой, нужно зарабатывать деньги – например, в кино.

В Москве оказался благодаря любви – приехал в столицу вслед за любимой девушкой и в театральное отправился только для того, чтобы быть рядом с ней. Они оба поступили, хотя через полгода расстались.

В 2015 году окончил РАТИ-ГИТИС, режиссёрский факультет, курс Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова.

С 2015 года – актёр в стажёрской группе МХТ им. Чехова, среди его работ: Сергей Нечаев – «Бунтари» (реж. Александр Молочников).

Играл в Театре «Школа драматического искусства»: Николай Андреич Шаблов, старший сын Шабловой – «О-й. Поздняя любовь», А.Н.Островский (реж. Дмитрий Крымов). Сотрудничал с Театральным центром «На Страстном»: Ихарев – «Игроки», Н.В.Гоголь (реж. Александр Кузнецов).

Александр Кузнецов является фронтменом панк-рок группы Porsmouth.

С 2014 года начал сниматься в кино, дебютировав в фильме «Бесы» режиссера Владимира Хотиненко по одноименному роману Ф.М. Достоевского.

Александр Кузнецов в сериале “Бесы”

Далее сыграл в картинах «Синдром Петрушки» (Петр в юности) и «Красные браслеты» (Женя).

Широкую известность ему принесла роль Куницы в историческом боевике «Скиф» Рустама Мосафира. По сюжету действие фильма происходит во время смены цивилизаций. В Евразии начинается новая эра. Ратнику Лютобору предстоит тяжелое испытание. Втянутый в междоусобные интриги он отправляется в опасный путь ради спасения семьи, а его проводником становится пленный скиф Куница. Они – враги и молятся разным богам, но вынуждены идти вместе.

Александр Кузнецов в фильме “Скиф”

Далее сыграл молодого музыканта в драме «Кислота» режиссера Александра Горчилина, владельца компьютерного клуба, решившего порвать с окружением после самоубийства товарища, в фильме «Котел» Евы Басс, отморозка в научно-фантастическом сериале Андрея Джунковского «Лучше, чем люди». Также снялся в черной комедии «Папа, сдохни» Кирилла Соколова и Дмитрия Улюкаева (сына экс-главы Минэкономразвития России Алексея Улюкаева).

Александр Кузнецов в фильме “Папа, сдохни”

О личном…

Со своей единственной супругой Кузнецов познакомился еще будучи студентом. Тогда они попали в гости к сокурснице — Галине Волчек. Этот брак был очень счастливым. В 1974 году у Анатолия Кузнецова и Александры Ляпидевской родилась дочка Ирина, которая впоследствии подарила родителям внука.

Супруги прожили долгую жизнь, вплоть до 7 марта 2014 года, когда Кузнецов ушел из жизни. Его вдова уверена, до фактического самоубийства ее мужа довели недобросовестные врачи. Клиника была номенклатурной, оборудование – достаточно хорошим, но врачи…

У Кузнецова был обычный полип, который можно было удалить, сделав щадящую операцию, но доктора уверили пожилого актера, что у него рак. Ему сделали достаточно серьезную операцию, провели курс лучевой терапии, после чего здоровье было сильно подорвано. И только после полного обследования в Боткинской больнице выяснилось, что это не онкология. Но времени и здоровья уже не было…

В тот день, 7 марта, он отправил жену оплатить коммунальные услуги. А сам выпил несколько таблеток микардиса. У него очень сильно понизилось давление. Ослабело сердце. Александра провела с мужем несколько часов, а потом уехала домой. Вечером Анатолия Кузнецова не стало…

Артист волей случая

Кахи Кавсадзе (справа) в фильме *Лично известен*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru


Кадр из фильма *Годен к нестроевой*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru


Народный артист Грузинской ССР Кахи Кавсадзе | Фото: chaskor.ru

Может быть, оттого, что не снялся в этом фильме, я и стал в итоге артистом. Если бы все получилось, то на следующий день я забыл бы о кино, удовлетворив свои амбиции, и отправился со всеми одноклассниками в Политехнический. Но обида подстегнула меня. Год я лежал и думал: что мне делать? кем стать? Я совершенно не был готов к учебе в театральном институте, но все же отправился туда… Многие мои товарищи, поступив в Политехнический, стали большими начальниками с квартирами, машинами, а я все играл маленькие роли. Когда я с кем-нибудь из них встречался, мне каждый раз говорили: «Оставь это дело, как тебе не стыдно

Второй тезка

Был и еще один почти полный тезка — писатель Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр» — его роман-документ — в шестидесятых стал, пожалуй, одним из наиболее крупных событий в советской литературе. В основе романа — записи, который будущий писатель вел еще с детства, запоминая и стараясь законспектировать все то, что происходил с ним в оккупированном Киеве.

Но если в шестидесятых роман издали в довольно сокращенном виде — цензура вырезала много, то в 1991-м, когда отмечался полувековой юбилей тех страшных событий, «Бабий Яр» впервые был издан в СССР в полном виде.

Вот так, три Анатолия Кузнецова, три совершенно разных человека, три судьбы. Объединяет их одно: все они талантливы и неповторимы.

Алла Лименес

Алла Лименес в роли Зарины | Фото: kino-teatr.ru

Мне кажется, господин нас бросилПодкупила возможность побывать на Юге. Я была в Туркмении, в которой мало кто может побывать, даже если захочет. Но условия там были спартанские. Мы жили в офицерском общежитии, в казарме. Это было глубоко в пустыни. Маленький городок. А потом съемки проходили в Дагестане. Там уже жили в гостинице… Помню один момент: мы украли у Сухова кисет и уединились с женами, чтобы попробовать. На самом деле нам купили сигареты «Прима», а не самокрутки. Эпизод не вошел в кадр…

Алла Лименес в роли Зарины | Фото: kino-teatr.ru

Это был один из эпизодов моей жизни, дальше я этим не занималась. У меня совершенно другая профессия. У меня ведь нет актерских способностей. Я не актриса и не стремилась ею быть. Я не жалею, что не продолжила карьеру. Я все-таки инженер

Долгий путь к успеху

Актер в молодости
С самого детства Анатолий Кузнецов рос в творческой атмосфере – его отец, Борис Кузнецов, был известным певцом, работал во фронтовых ансамблях, в оперной труппе Большого театра и в составе джаз-бенда. Отец мечтал, чтобы Анатолий стал эстрадным исполнителем, и он занимался в музыкальной школе, а позже поступил на вокальное отделение музыкального училища

Одним из предметов там было сценическое мастерство, и педагоги обратили внимание на то, что артистические способности Кузнецова намного ярче, чем вокальные. Они посоветовали ему поступить в театральное училище

Его готовы были принять в Школе-студии МХАТ и в «Щуке», но по совету двоюродного брата, который был актером, Анатолий выбрал Школу-студию.

Анатолий Кузнецов в фильме *Гость с Кубани*, 1955
Над дипломным спектаклем с их курсом работал молодой режиссер Олег Ефремов. Как раз тогда вместе со студентами Школы-студии, своими ровесниками и учениками он организовал «Студию молодых актеров», которая стала впоследствии театром «Современник». Ефремов предлагал Кузнецову к ним присоединиться, но он еще во время учебы начал много сниматься и отказался от этого предложения. Позже он вошел в труппу Театра-студии киноактера.

Наталья Фатеева и Анатолий Кузнецов в фильме *Случай на шахте восемь*, 1957
В кино Кузнецов дебютировал в 24 года, а уже через год ему предложили первую главную роль в фильме «Гость с Кубани». В конце 1950-х – начале 1960-х гг. он стал известным артистом, сыгравшим главные роли в фильмах «К Черному морю», «Случай на шахте восемь», «Повесть о молодоженах», «Дайте жалобную книгу», «Весна на Одере». Он работал с лучшими режиссерами – Владимиром Басовым, Александром Миттой, Эльдаром Рязановым. Интересно то, что с Рязановым его сотрудничество могло бы быть более тесным и длительным, но за 6 лет до съемок в фильме «Дайте жалобную книгу» актер отказался от участия в его первой работе «Карнавальная ночь», а позже упустил возможность сыграть в «Гараже» и «Берегись автомобиля». И хотя к 40 годам Кузнецов стал довольно известным и востребованным актером, лучшая роль ждала его впереди.

Можно ли было спасти?

Вдова киноактера утверждает, что смерть Анатолия Кузнецова можно было отсрочить, и спасти его. Она говорит о том, что в последнее время мужчина не жаловался и находится в хорошей форме. После диагноза «рак» актер хотел бороться с недугом, потому дал согласие на лечение с помощью облучения.

После терапии его вес стремительно упал. Александра Ляпидевская говорила, что ее муж стал похожим на скелет, а уснуть мог только после инъекции обезболивающих препаратов. После операции доктора какое-то время давали надежду, прогнозировали улучшение. Анатолий чувствовал, случилось неизбежное, называл себя калекой, инвалидом.

Новости о болезни легендарного советского киноактера распространились, после чего, по словам вдовы, известный специалист попросил мужчину сдать анализы повторно. Профессор сказал, что онкологии у артиста не было… Настоящий диагноз – полип, устраняющийся просто, если лечение своевременное. Но после радиооблучения, удаления участка кишки, ослабления иммунитета нельзя было вернуть утраченное здоровье.

Последние годы товарища Сухова

Народный артист РСФСР Анатолий Кузнецов
В 65 лет актер перенес инфаркт, после которого ему сделали операцию и поставили на ноги. А спустя 7 лет врачи уже не смогли ему помочь. По мнению жены Кузнецова, они его «залечили» и довели до желания наложить на себя руки. В 2012 г. у него диагностировали онкологию, провели операцию и назначили радиооблучение. Спустя какое-то время один профессор предложил ему повторно сдать анализы и вдруг обнаружил, что диагноз был ошибочным, – на самом деле это был полип, который можно было достаточно быстро вылечить. Но время было упущено, организм актера был истощен лучевой терапией, повредившим почку и ослабившим иммунную систему.

Анатолий Кузнецов в сериале *Пером и шпагой*, 2007
Жена актера Александра Ляпидевская рассказывала: «Я считаю, Толю погубили. У него был полип, который, как потом выяснилось, можно было удалить с помощью щадящей операции. Но в результате, вместо эндоскопической, сделали серьезную операцию, которая привела к тяжелым последствиям. Потом был курс лучевой терапии, начались проблемы с почками, скакало давление. Толя сильно похудел. Его мучили страшные боли. Без препаратов он не мог уснуть. Несколько лет он жил со стомой кишечника. Это была не жизнь, а мучение… За два с лишним года лечения он измучился, он не мог больше терпеть страдания. К нему стали приходить мрачные мысли… Я думаю, Толя сознательно выпил лекарства. Он не хотел больше жить».

Анатолий Кузнецов в сериале *Мосгаз*, 2012
Однажды он отправил жену по каким-то делам, а сам остался один в больничной палате. Когда она вернулась, узнала, что ему резко стало плохо. Супруги успели попрощаться. По словам жены, перед своим уходом Анатолий Кузнецов принял 3 таблетки препарата, который в такой дозировке вызывал летальный исход, и сказал ей: «Прости, но жить инвалидом не хочу». В официальном заключении медиков значилась онкология, но жена актера была уверена в том, что он покончил с собой, не желая становиться обузой для близких.

Памятник товарищу Сухову в Самаре

Смерть

В последние годы жизни Анатолий Кузнецов сильно болел. Он пережил тяжелый инфаркт, а позднее врачи диагностировали у него рак. Долгое время артист лечился от онкологии, облучение, проведенные операции истощили организм Анатолия Борисовича.

По словам его супруги, после изучения анализов его знакомый профессор отверг поставленный ему другими медиками диагноз, назвав причиной недуга простой полип. Но время для лечения было уже упущено, здоровье подорвано.

В последнем разговоре с женой Анатолий Борисович упомянул о принятой повышенной дозе лекарства, которая могла стать для него смертельной. 7 марта 2014 года Анатолий Кузнецов умер в палате реанимации. Причиной смерти звезды экрана был назван рак.

Прощание с Анатолием Кузнецовым прошло в Доме кино. Похороны были отложены практически на неделю — Гильдия актеров не могла уладить вопрос получения места для могилы артиста на Новодевичьем кладбище.