Оглавление
Содержание/сюжет
Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова. На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
Пока Юрий Иванович в Прибалтике продаёт «Волгу» Семицветова некоему пастору (разбогатевшему на пожертвованиях прихожан), на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет «служебными командировками», а на работе — «болезнями» многочисленных «родственников». Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения.
На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.
В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём своей невесте Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику, — и угоняет её; но на этот раз подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!» Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».
Иннокентий Смоктуновский
«Берегись автомобиля» – фильм, главный герой которого человек отчаянный, но интеллигентный. Честный, но способный украсть. Одним словом, противоречивый. И однажды Рязанов вспомнил о талантливом актере Смоктуновском. Еще до проб режиссер был уверен, что лучшего Деточкина ему не найти. Но и здесь возникли трудности. Смоктуновский в то время играл на театральной сцене Ленина. После такой роли образ угонщика автомобилей? Деточкин — безусловно, персонаж, симпатичный, обаятельный. Однако настоящий советский человек, узнав о факте спекуляции, обязан доложить в соответствующие инстанции. Но никак не становиться народным мстителем.
Рязанов приложил неимоверные усилия, дабы уговорить Смоктуновского сыграть в фильме. Актер, в свою очередь, проявил мужество, не поддавшись на запугивание начальства. После роли Деточкина Смоктуновский мог бы погубить свою карьеру. Но он рискнул. И на экраны вышла трогательная кинолента – «Берегись автомобиля».
Сценарий — повесть — фильм
В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».
Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.
Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.
Соавторство
Сама лента носила первоначально название – «Угнали машину», а ее черновой сценарий наметили за полтора–два месяца. Конечно же, в процессе работы притирались друг к другу, но с самого начала договорились: все делать вместе, писать, сидя за одним столом, сначала у одного, потом у другого. Если что-то в тексте не устраивало, особо не тратили времени и сил, а вставляли то, что нравится обоим.
И вот, сценарий готов
Рязанов отнес его важному чиновнику, дабы получить одобрение. Здесь возникли первые трудности
Кино имеет необыкновенную силу. Не зря на него в советские времена делали такой упор. Пропагандировать какие-либо мысли наиболее действенно можно именно через этот вид искусства. Чиновник, от решения которого зависела судьба картины, высказал следующее мнение: «После просмотра фильма люди начнут угонять друг у друга автомобили».
Рязанову удалось отстоять фильм «Берегись автомобиля». Актеры уже были подобраны. Но на переговоры с вышестоящим начальством ушло слишком много времени. У артистов уже образовались другие планы. Пришлось искать новых.
Кто занимается благотворительностью
Что же такое истинная благотворительность, подразумевающая оказание помощи тем, кто в этом нуждается? Искреннее сочувствие людям, забота о других, бескорыстная помощь нуждающимся, занятия волонтерством свойственны в первую очередь людям с развитым зрительным вектором. У обладателей зрительного вектора в развитом и реализованном состоянии мы можем наблюдать активную включенность в жизнь других людей и бережное отношение к человеческой жизни как к наивысшей ценности.
Сегодня такие развитые зрительные люди у нас на глазах. Это актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун с их фондом «Подари жизнь!», модель Наталья Водянова и ее фонд помощи детям «Обнаженные сердца», Константин Хабенский, Ольга Будина и многие другие. Помощь этих людей бесценна: они не только помогают решить проблемы конкретных людей, но вселяют в наши сердца надежду, веру в добро, дают нам наглядный пример бескорыстной отдачи другим вместо эгоистичного потребления для себя. Общественная деятельность этих людей вызывает искреннее уважение и восхищение, для многих оказываясь заразительной — побуждает и всех нас принять эстафету помощи нуждающимся.
Это настоящая благотворительность, существующая исключительно в рамках закона. Эти люди используют для помощи другим как свои личные средства, так и собранные при помощи различных специально организованных акций, благотворительных концертов и других легальных способов.
А теперь вернемся к вопросу, заданному в начале этой статьи. Надеюсь, после нашего небольшого системного разбора ответ на него ясен, однозначен и больше не вызывает внутренних сомнений: вор, который украл, должен отвечать за свое преступление по закону. Ведь чтобы общество было здоровым и нормально функционировало, необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается на уровне государства — в настоящее время пока только при помощи закона и культуры.
Прикоснуться к новому пониманию себя, людей и происходящего в России и мире, найти ответы на многие волнующие вопросы можно уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология».
«Свободу Юрию Деточкину!»
Чтобы главный герой не стал примером для подражания, авторы фильма не оставляют для него надежды на помилование: Деточкина осуждают и сажают в тюрьму. Такой конец фильма как бы говорит: закон необходимо соблюдать. Вот только статьи уголовного кодекса не всегда совпадают с велениями нашей загадочной русской души.
Головой мы понимаем, что сюжет фильма неоднозначен, но при этом сочувствуем Деточкину всем сердцем. Мы даже закрываем глаза на то, что последней жертвой угона становится не спекулянт, а профессор, уважаемый человек. Хотя в этом был режиссерский, возможно, неосознанный намек на истинное положение дел. Пересматривая фильм не один раз, всякий раз мы хотим, чтобы Деточкин оставался неуязвим и никогда не был пойман. Не слыша голоса разума, мы надеемся, что его оправдают и не посадят в тюрьму, а отпустят с миром, по-отечески пожурив. Вместе с нами в сердце своем оправдывает его и следователь Максим Подберезовиков, его главный оппонент. А народ в зале суда кричит: «Свободу Юрию Деточкину!»
Логика подсказывает, что если каждый, как Деточкин, начнет вершить справедливость по своему собственному разумению — это разрушит общество. Поступки главного героя фильма «Берегись автомобиля» — это лишь имитация справедливости и, что еще страшнее, полное оправдание беззакония. Но мы продолжаем симпатизировать Юрию Деточкину, видя в нем… самих себя.