Оглавление
Театральная карьера
Предполагалось, что после окончания ВУЗа Табаков пополнит ряды театра имени Станиславского. Но оказалось, что решающую роль в творческой судьбе Олега Павловича сыграет студенческое увлечение. Дело в том, что в пятидесятых годах инициативная студенческая группа (в ее составе были О. Ефремов, Г. Волчек, Е. Евстигнеев и другие актеры) основала собственный театр. Концепция молодых людей подразумевала создание нового театрального искусства, поэтому театр получил название «Современник». Можно ли было тогда подумать, что это будет важнейший культурный центр столицы на долгие годы?
Олег Табаков в студенческие годы
Не обошлось без проблем: уже после третьей постановки МХАТ обвинил студенческую группу в нарушении традиций. «Современник» лишился помещения, но продолжал жить. Спустя четыре года артисты наконец-то нашли здание – им оказался зал на ул. Маяковского. В общей сложности Табаков связал свою жизнь с «Современником» на семь лет. Теперь, когда Олег Табаков умер, «Современник» в ряду других театров приостановит показ некоторых спектаклей.
В те времена «Современник» оказался на пике популярности. Его артисты стали самыми востребованными в Советском союзе – причем не только на театральных площадках, но и на съемочных. Актеры признавались, что машины Мосфильма порой поджидали их прямо на выходе из театра – чтобы, не теряя времени, отвезти на киносъемки.
Табаков действительно много работал в те времена. Он блестяще исполнял роль Олега Савина в трогательной постановке «В поисках радости», отыгрывал Александра Адуева в «Обыкновенной истории», был замечательным, смешным Хлестаковым в «Ревизоре».
Активную работу на сцене Олег Павлович совмещал с киносъемками, и в один день случилась беда: двадцатидевятилетнего Табакова хватил инфаркт. Уже в те времена последние новости о здоровье Олега Табакова стали наиболее актуальной темой. Однако артист быстро оправился от болезни и вскоре вновь блистал на сцене.
Олег Табаков в кинофильме «Человек с бульвара Капуцинов»
Сотрудничество с «Современником», где Табаков успел побывать и в роли руководителя, оборвалось, когда Олег Павлович присоединился к МХАТу. Но впереди было главное творческое детище Табакова – его Школа-студия, сразу же получившая название «Табакерка». Работа с собственным театром стала главной для Олега Павловича до самой его смерти.
Семья Олега Табакова
Семья Олега Табакова была обычной, советской и можно даже сказать малообеспеченной.
Отец – Павел Табаков – был известным врачом и ученым из НИИ «Микроб», он воевал в составе санитарного поезда в ВОВ, но вернулся домой лишь для того, чтобы разойтись с супругой.
Мать – Мария Березовская – была рентгенологом, она происходила из рода польских дворян и производителей зерна. При этом брак с Табаковым у нее был уже третьим по счету, до этого мужья трагически погибали.
У Олега Павловича были единокровный брат Евгений Табаков и единоутробная сестра Мирра Гольдштерн, которые были старше будущего актера, но дружили с ним и не давали в обиду никому.
Прадедушка Олега был крепостным, но его воспитывал зажиточный селянин, который подарил парню свою фамилию. А вот его дедушка по отцовской линии был простым рабочим, который всю жизнь проработал слесарем.
Своей второй мамой актер считал руководителя театральной студии саратовского дома культуры Наталью Сухостав. Именно эта фея-крестная дала ему путевку в жизнь, разглядев в застенчивом пареньке, который не умел красиво говорить, будущую звезду. Наталья давала ему главные роли в постановках, поддерживала и уговаривала поступать в театральный ВУЗ.
Детство и юность
Олег Павлович Табаков родился 17-го августа 1935 года в городе Саратове. Это был крупный промышленный центр европейской части Советского Союза.
Несмотря на огромный талант и творческий потенциал, людей искусства в роду молодого человека не было. Однако Олег Павлович происходил из семьи интеллигенции.
Мать, Мария Андреевна Березовская, работала врачом. Отец, Павел Кондратьевич Табаков тоже трудился на поприще медицины. Будущий артист вместе с родителями жил в обычной коммуналке. Как и многие люди непростого советского периода.
Сложности, ограничения и тяготы жизни в то время не повлияли на восприятие молодого человека. Впоследствии Олег Табаков рассказывал, что детство у него было счастливым.
Не последнюю роль в этом сыграла атмосфера всеобщей любви, поддержки и понимания. Молодой человек постоянно контактировал со старшими родственниками, бабушками, тетями, дядями.
Олег Табаков, фото 1938 г.
Все рухнуло одномоментно. В 1941 году грянула Великая Отечественная Война. Началась всеобщая мобилизация. Отец ушел в первые же дни боевых действий. Его опыт и умения очень пригодились. Он быстро стал врачом санитарного поезда.
В 1943, в самые напряженные месяцы военного времени, семью Олега Павловича эвакуировали за Урал. Вместе с матерью он попал в Волгоградскую область. Их разместили недалеко от озера Эльтон.
Здесь мама молодого человека поступила на работу в военный госпиталь и служила тут до самого конца войны. К тому моменту пришло время идти в школу. Олег Павлович Табаков поступил в первый класс.
В 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной с фронта вернулся отец молодого человека. Однако за годы он сильно изменился.
По не до конца известным причинам мужчина подал на развод и ушел из семьи. Это событие стало настоящим потрясением для мальчика. Через многие годы он вспоминал о нем как о личной трагедии и с сожалением говорил, что и сам пошел по стопам отца, хотя совсем этого не хотел.
Олег Табаков в детстве 1940-е
Отсутствие мужского воспитания, трудные послевоенные годы, все это стало фактором, которые чуть было не привел Табакова в тюрьму. Он связался с плохой компанией, был завсегдатаем среди уличной шпаны.
К счастью, вмешалась мать. Желая занять своего сына, женщина буквально силком притащила Олега Табакова в местный драматический кружок при дворце пионеров. В будущем это любительское заведение стало кузницей артистов.
Олег Павлович пришел на прослушивание. Приемом новых участников творческого объединения занималась актриса Наталья Сухостав. Попасть в ее талантливые руки было большой удачей. Однако на тот момент Табаков не был тем дерзким и харизматичным мужчиной, который станет в будущем. В амплуа профессионального артиста театра и кино.
Перед Натальей Иосифовной стоял скромный, робкий человек с неразборчивой речью. Он чувствовал себя очень неуверенно.
О. Табаков в юности 1950-е г.
У актрисы была возможность отказать Табакову в приеме. Но она разглядела в нем талант и не стала этого делать. Вместо того, Наталья Сухостав приняла Олега Павловича в драматический кружок «Молодая Гвардия». Здесь он с удовольствием посещал любительские постановки и работал не покладая рук с 1950 по 1953 годы.
Как рассказывал Олег Павлович, он был очень признателен своим благодетелям за такой поворот судьбы. Матери и самой Наталье Иосифовне, которую он ласково прозвал «крестной мамой» за первые шаги в артистическом направлении.
Талантливый юноша имел все шансы стать великим актером. Но в Саратове добиться этого было трудно. Без сожалений парень принял решение переехать из родного поволжского города в Москву. Этот шаг стал судьбоносным.
В столице молодой человек подает заявление в школу-студию МХАТ и одновременно в ГИТИС. Такое решение было не случайным. Табаков страстно хотел учиться и не желал тратить ни минуты времени.
Таким нехитрым образом, артист решил подстраховаться. Экзамены прошли более чем успешно. Имевшему кое-какой сценический опыт молодому человеку они показались простыми.
На удивление, Олег Павлович поступил и туда, и сюда. Выбор был уже за ним. Табаков решил пойти в МХАТ, поскольку считал это театральное заведение более солидным и известным.
Олег Табаков в молодости
Творческим руководителем и преподавателем молодого человека стал легендарный учитель Василий Топорков. Он славился своим педагогическим талантом и умением раскрыть любого артиста. Попасть к нему было огромным везением.
В течение ближайших лет молодой человек осваивал актерское мастерство. Его однокурсниками были другие легендарные артисты театра и кино: Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Валентин Гафт, а также Евгений Евстигнеев и Леонид Броневой.
Фото Олега Табакова до и после пластики
Фото Олега Табакова до и после пластики найти в Сети невозможно, по — крайней мере, когда речь идет о подлинных образцах. Актер утверждает, что никогда и ни при каких обстоятельствах не пользовался услугами хирургов и не собирается этого делать. В принципе, ему это не нужно, ведь возраст в итоге не скроешь.
Ведь зрители полюбили его именно таким, какой он есть, с его естественной внешностью, достоинствами и недостатками. Так что, можно с уверенностью сказать, что любимый актер Табаков является «настоящим» не прибегая к современной хирургии. Конечно, на самом деле мало кто из актеров признается, что делает пластику, Табаков никогда не менялся кардинально, так что можно сделать вывод, что он говорит правду.
Краткая биография
Википедия сообщает, что Олег Табаков появился на свет 17 августа 1935 года в Саратове. Родители очень ждали рождения мальчика. Сама семья была типичной советской: мама и папа работали с утра до вечера, коммунальная квартира, оборудованная только самым необходимым, сколько было в обычнычных квартирах того времени. Сладким детство будущего артиста не было, но в течение жизни он признавался, что в его памяти сохранились только хорошие воспоминания из детства.
У Олега есть сводный брат — Женя, который родился в первом браке отца. С ним он поддерживал тёплые отношения на протяжении жизни.
Учась в школе, Олег очень увлекался чтением и игрой на сцене. Он любил художественную литературу, а когда появилась возможность записаться в театральный кружок, впервые попробовал себя на сцене. После нескольких занятий Табаков уже точно знал, что свяжет свою жизнь с театром. После окончания школы Олег отправился в столицу подавать документы в школу-студию Московского Художественного академического театра. Помимо этого варианта, у Табакова была альтернатива — ГИТИС, в который его тоже принимали.
Олег успешно закончил учебное заведение в числе лучших учеников, получил диплом и попал в коллектив молодых актёров. Табаков с первых ролей начал выделяться отличной игрой. Режиссёры подмечали успех молодого таланта и постепенно стали давать ему главные роли в своих спектаклях. Со временем, созданная Олегом Ефремовым Студия молодых актёров, преобразовалась в театр «Современник», где Олег, будучи самым молодым, стал руководителем. Как оказалось, Табакову был интересен не только театр: он параллельно начал сниматься в фильмах.
В конце шестидесятых годов двадцатого века Табаков получил приглашение выступить за рубежом. Ему предложили роль Хлестакова в постановке по произведению Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Спектакль имел ошеломительный успех у публики, а после завершения постановка прошлась по нескольким десяткам театров.
Первая жена – Ася Воробьева
Девочка росла в неполной семье, ее мама бросила, оставив на воспитание отцу, профессору кафедры советской литературы МГУ. Ася сама окончила факультет филологии, сразу же покинула отчий дом. Однако первый брак с Антоном оказался не очень счастливым, зато он открыл перед ней двери в творческие пути.
Угроза над семьей возникла, когда Антон попросил друга Михаила Ефремова взять жену к себе в театр. Девушка устроилась в «Современник-2» литературным редактором. Через два месяца после встречи с Ефремовым Ася развелась со своим мужем, а еще через несколько недель узнала, что беременна от Михаила. Антон, узнав об измене жены, пришел со скандалом в театр, сразу после чего подал на развод.
«Точка невозврата пройдена»
— В детстве от меня ушел отец, — признавался в апреле 1994 года Олег Табаков. —Испытав эту боль, я думал, что никогда не смогу причинить ее своим детям… Несмотря на все мои грехи, романы, увлечения, я все равно возвращался в свое стойло… Ложь никогда не проходит бесследно. Она отравляет жизнь… Долгое время мне казалось, что мы будем жить с женой долго и умрем в один день. Мне кажется, я помню все доброе, что было у нас. Жена сделала максимум для того, чтобы я встал на ноги, когда у меня случился инфаркт, и многое другое… Но десять лет назад наши отношения испортились. В конфликтах наших, доходя часто до предела, она нередко говорила: «Нам надо разойтись». Наверное, это надо было сделать лет десять назад. В этом моя вина перед ней… В какой-то момент мне показалось, что не уважают то, что я делаю… Фамильярничают… Я всегда воспитывал детей личным примером… Но мне однажды было сказано: «Ты же умрешь в одиночестве. И вообще, квартира…» Это, может, и есть ответ на вопрос о том, какое место я занимал в жизни моих близких…
— Родители не ладили давно, — рассказывал мне в интервью Антон. — Часто скандалы возникали из-за ерунды, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери — тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась… Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось… Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, отец спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом. Создавая атмосферу такого подобострастия, она сама неумолимо приближала финал.
Маленькая хрупкая женщина, Людмила Крылова действительно многое взвалила на свои плечи. Она никогда не пользовалась фамилией мужа, была самодостаточной. Играла в театре, снималась, вела передачи. Улучшала жилищные условия семьи, все ремонты были на ней. Покупала инструменты, забивала гвозди, красила стены, чинила розетки и утюги. Прекрасно готовила, вязала. За ночь могла сшить два вечерних наряда. При этом умела экономить. И к мужу относилась… как к третьему ребенку.
Людмила Крылова с сыном Антоном.
И как после этого она должна была отреагировать на многолетнюю измену мужа? И кто посмеет осудить ее за то, что она прекратила с ним общение?..
— При разводе родителей дети или принимают сторону одного из них, или устраняются от ситуации, — объяснял мне Антон. — Устраниться я не мог, как и не мог не принять сторону мамы… Я тоже довольно долго не общался с отцом. Но потом вдруг пришло понимание, что это неправильно. Наши отношения возобновились, чему я безумно рад.
— После того как я заплатил 120 тысяч долларов отступного моей бывшей супруге и купил двухкомнатную квартиру моей дочери… И та, и другая до сих пор прописаны в моем доме, — признавался в марте 1995 года Олег Павлович. — Был бы брачный контракт, все тут же встало бы на свои места, а поскольку его нет, рождаются неадекватные притязания… Два месяца назад мы помирились с сыном…
Потом мэтр бывал у Антона и в ночном клубе «Пилот», и в «Обломове» — ресторане, названном, конечно, в честь гениальной кинороли Олега Павловича. А вот Александра смириться с мыслью о том, что жизнь продолжается, даже если у отца другая семья, так и не смогла.
— Мы оба считаем, что сестра безалаберно относится к своему таланту, — говорил за себя и отца Антон. — Она самозабвенно любила свою профессию и могла бы достичь успехов, а занимается непонятно чем. Вот если бы отец позвал ее на одну из главных ролей… Но ни она, ни он пока не могут решиться возобновить общение.
Это интервью старший сын Олега Павловича дал мне в 2001 году. Шли годы — ситуация только усугублялась. Однажды, готовя фильм о мэтре, актер «Табакерки» Александр Мохов спросил у Антона, почему его сестра не общается с отцом. И у Антона — кажется, не очень сентиментального человека — вдруг заблестели глаза…
— А Сашка сказала с горечью: «Понимаешь, точка невозврата уже пройдена, —рассказывал потом Мохов. — Я и хотела бы общаться с отцом, но что-то не позволяет мне это делать. Что-то внутри…»
Александра Табакова
Александра Олеговна Табакова. Родилась 3 мая 1966 года в Москве. Советская актриса театра и кино, телеведущая. Дочь Олега Табакова.
Александра Табакова родилась 3 мая 1966 года в Москве.
Отец — Олег Павлович Табаков, советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР.
Мать — Людмила Ивановна Крылова, советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР.
Старший брат — Антон Табаков (1960 г.р.), актер, ресторатор.
Рождение в семье известных актеров предопределило выбор профессии Александрой — с ранних лет она знала, что такое театр и кино. При этом в школьные годы ей очень хорошо давались точные науки, в частности, математика. Тем не менее, после получения диплома о среднем образовании она отправилась в театральный вуз, в который с легкостью поступила.
В 1987 году окончила Школу-студию МХАТ, курс В.Н. Богомолова. Ее однокурсниками были Михаил Ефремов, Вячеслав Невинный-младший, Мария Евстигнеева. Педагог Александры по актерскому мастерству Кира Николаевна Головко отмечала большой талант у девушки: «Я видела, что со временем из нее получится прекрасная актриса. Она часто оставалась после лекций, мы подолгу разговаривали с ней. Саша увлекалась всем: литературой, живописью».
Александра Табакова в детстве с отцом и матерью
Александра Табакова с матерью и братом Антоном
Некоторое время работала в театре под руководством своего отца.
Широкую известность ей принесла роль в фильме 1988 года «Маленькая Вера» режиссера Василия Пичула. Она сыграла роль Ленки Чистяковой, лучшей подруги Веры (Наталья Негода).
Социальная драма «Маленькая Вера» стала явлением в отечественном кино и получил массу различных призов на отечественных и иностранных кинофорумах. Все исполнители ключевых ролей стали звездами.
Александра Табакова в фильме «Маленькая Вера»
Позже сыграла актрису Машу в трагикомедии все того же Пичула «В городе Сочи тёмные ночи».
Александра Табакова в фильме «В городе Сочи тёмные ночи»
Александре Табаковой прочили блестящую карьеру в кино и театре. Она была яркой и талантливой девушкой. Но после ухода отца из семьи к Марине Зудиной ее жизнь резко поменялась. Как рассказывали знавшие актрису, Александра, которая до этого была веселой и открытой девушкой, душой компании, вмиг изменилась — она стала замкнутой и нелюдимой.
Она бросила театр и кино, уехала с первым мужем в Германию. Несколько лет проработала телеведущей на немецком ТВ.
Позже вернулась в Россию. В 2006—2007 годах Табакова работала на московской радиостанции «Серебряный дождь», где совместно с Михаилом Козыревым делала программу «Мишанина». Затем недолго вела на телевидении передачу «Поехали!».
С отцом долго не хотела видеться и разговаривать. По слухам, в последнее время иногда общается с Олегом Табаковым.
Личная жизнь Александры Табаковой:
Была замужем за Яном Йозефом Лиферсом (Jan Josef Liefers), немецким актёром, режиссёром, сценаристом, продюсером и композитором. Познакомились, когда он был студентом, учился в Академии Драматического искусства имени Эрнста Буша в Берлине. Их познакомил ее однокурсник Геннадий Венгеров.
Выйдя замуж, уехала с супругом в Германию. Там у пары родилась дочь Полина. По словам друзей Александры, дочь — копия своей мамы. Однако брак разрушился и Александра вернулась в Россию.
Дочь Полина Лиферс снялась с отцом в фильме «Я — босс», окончила Школу-студию МХАТ, по профессии театральный художник.
Александра Табакова и Ян Йозеф Лиферс
В течение восьми лет была гражданской женой актера Андрея Ильина. Совместная жизнь была сложной, знакомые пары рассказывали о тяжелом характере Александры, якобы она требовала от Ильина бросить сцену и кино и заняться бизнесом. В итоге их совместная жизнь разрушилась.
Александра Табакова и Андрей Ильин
Фильмография Александры Табаковой:
1987 — Кресло (фильм-спектакль) — Шура
1988 — Маленькая Вера — Ленка Чистякова, подруга Веры
1989 — В городе Сочи тёмные ночи — Маша, актриса театра
2003 — Другой район (короткометражный)
Фильмы
Сниматься в кино Антон Табаков начал рано, в 6 лет. Первым фильмом, в котором появился мальчик, стала комедия 1968 года «Четвертый папа». Родителей главного героя сыграли Галина Яцкина и Александр Январев. Через 3 года на экранах появилась еще одна картина с участием юного артиста, которая называлась «Мальчики».
Антон Табаков (кадр из фильма «Тимур и его команда»)
В середине 70-х Антона Табакова пригласили в 2 телеспектакля театра «Современник» – «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Когда-то в Калифорнии», где он засветился в эпизодах. В 1976 году начинающий актер получил главную роль в детском фильме «Тимур и его команда». Знаменитая приключенческая история сделала Антона популярным среди советских школьников.
В конце 70-х Табаков-младший снялся с Олегом Ефремовым в ленте социальной направленности «Последний шанс» и с Георгием Жжёновым и Леонидом Филатовым — в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж». На последних курсах театрального института актер сыграл одну из второстепенных ролей в военной драме «Ты должен жить», в которую режиссер Владимир Чумак подобрал звездный состав — Владимира Пучкова, Евгения Стеблова, Жанну Прохоренко, Ирину Муравьеву и Игоря Квашу.
Антон Табаков (кадр из фильма «Экипаж»)
В 1981 году фильмография молодого артиста пополнилась семейной драмой «Опасный возраст», где он сыграл главного героя Диму Родимцева. Роли экранных родителей проблемного подростка исполнили Алиса Фрейндлих и Юозас Будрайтис. В том же году Антон появляется в эпизоде картины «Будьте моим мужем», в которой блистали Елена Проклова и Андрей Миронов.
В 1984 году на экраны вышла драма по произведению Дж. Пристли «Время и семья Конвей». Главные роли в экранизации исполнили представители нескольких актерских династий: Антон и Олег Табаковы (Робин Конвей в молодости и зрелом возрасте), Алена Бондарчук и Ирина Скобцева (Мейдж), Андрей и Евгений Леоновы (Алан Конвей).
Антон Табаков в роли Принца (кадр из фильма «Сказки старого волшебника»)
В том же году Антон участвует в съемках детского фильма по произведениям Шарля Перро на музыку Геннадия Гладкова «Сказки старого волшебника», где ему достается роль принца. В фильме задействованы Сергей Юрский, Татьяна Васильева, Армен Джигарханян, Михаил Светин. Роль матери-королевы исполнила мама Антона Людмила Крылова.
Во второй половине 80-х Табаков-младший появлялся в эпизодах картин «Город невест», «Везучая», «Человек с бульвара Капуцинов». В 90-е ситуация не улучшилась: с участием Антона вышли единичные проекты, в том числе первый постсоветский молодежный ситком «АБВГД Ltd» и известная военная драма «Вор».
Антон Табаков в роли Олега Табакова (кадр из сериала «Таинственная страсть»)
Испытывая финансовые трудности, актер решил уйти из профессии и заняться собственным делом, что в корне поменяло его биографию. Вернулся, чтобы сыграть отца в экранизации романа Василия Аксенова «Таинственная страсть». Сериал продюсировал Денис Евстигнеев.
Его идея — снять в роли Галины Волчек собственно Галину Волчек, потому что нет актрис с такой харизмой. А у Антона необыкновенное физиогномическое сходство с Олегом Павловичем, и рост примерно одинаковый (174 и 176 см). К тому же он с партнером Кириллом Козаковым наизусть с детства знали мизансцены спектакля «Обыкновенная история», который потом и воспроизвели в кадре.