Екатерина георгиевна градова

Последние статьи

  •   Почему девочка-вундеркинд из 1990-х Ирина Полякова считает своё детство несчастливым, и Как она живёт в наши дни сегодня, 10:36
  •   Злой рок Савелия Крамарова: С какими штампами всю жизнь приходилось бороться любимому артисту Гайдая сегодня, 09:10
  •   Локуста – официальная отравительница на службе римских императоров, на счету которой почти 500 жертв 12.10.2021, 21:45
  •   Загадки Шварцвальдского леса, который вдохновил братьев Гримм на сказку про «Красную шапочку» 12.10.2021, 20:21
  •   Чем прославились легендарные женщины-преступницы, которые сводили с ума мужчин и сыщиков 12.10.2021, 17:57
  •   Как коммунистическая пропаганда и человеческая доброта погубили северокорейский отряд спецназа 12.10.2021, 15:44
  •   Какие ценные советы оставил потомкам самый долгопрактикующий хирург в мире, который прожил 104 года 12.10.2021, 14:40
  •   8 лучших научно-популярных книг 2021 года на русском языке по версии премии «Просветитель» 12.10.2021, 13:22
  •   От каких домашних вещей из СССР стоило бы давно избавиться, но многие их всё ещё хранят 12.10.2021, 11:55
  •   Как Юлия Пересильд справилась с потерей близкого человека и сама намечтала свою жизнь 12.10.2021, 10:20

Все статьи

Творческий путь

Творческая биография Екатерины Градовой начинается на четвертом курсе Школы-студии МХАТ. Благодаря природному таланту ее замечают режиссеры. Она нравится зрителям. Этого достаточно для того, чтобы начать карьеру практически сразу.

Даже не закончив театральный институт, Градова получает два предложения от мастеров художественного искусства.

  • С одной стороны — поучаствовать в постановке Театра имени Маяковского «Таланты и поклонники».
  • С другой — поступить в распоряжение Театра Сатиры под руководство Валентина Николаевича Плучека.

После недолгих раздумий молодая актриса решает пойти первым путем.

Постановка «Таланты и поклонники» произвела настоящий фурор среди режиссеров, профессионального актерского сообщества и простых зрителей.

А.Островский. Таланты и поклонники. Театр им. В.Маяковского. Е.Градова, А.Назаров, В.Орлова (1971)

Спектакль по пьесе Островского стал одной из самых ярких работ в послужном списке Градовой. В постановке она сыграла начинающую бедную актрису Александру Николавну Негину. Благодаря этому образу Екатерина Георгиевна получала много предложений о работе.

После успешной премьеры и получения диплома, в 1970 году она все же решает поступить в театр Сатиры.

Артистка рассказывала, что художественный руководитель заведения, Валентин Николаевич Плучек затаил на нее обиду после неформального отказа от сотрудничества.

Но очень скоро актрисе удалось найти с ним общий язык и поступить на работу в театр. Забегая вперед, стоит сказать, что именно тут она и встретила Андрея Миронова, будущего мужа.

Московскому Театру Сатиры Екатерина Градова отдела 20 лет своей жизни. В ее послужном списке было несколько крупных ролей.

Следующей знаковой работой артистки стал спектакль «Гнездо Глухаря». Премьера состоялась в 1980 году и была одной из последних в послужном списке актрисы.

В.Розов. Гнездо глухаря. Серия 2. Театр Сатиры (1987)

В 1987 г. уже после начала перестройки, когда у театров один за одним случались проблемы, а количество премьер резко сократилось, Екатерина Георгиевна, тогда уже во взрослые годы участвовала в постановке «Последние».

Знаковым стало название спектакля. Интересно, что именно эта роль оказалась точкой в карьере актрисы.

Фильмография артистки была не так велика, как послужной список в театре. Как признавалась женщина, она никогда не обладала чрезмерными профессиональными амбициями.

Количество картин, в которых могла сыграть актриса, исчисляется десятками. Но большую часть ролей она просто отметала. Одни — из-за не понравившегося сценария, другие — по решению мужа, Андрея Миронова.

Наиболее знаковых роли в фильмографии Екатерины Георгиевны две.

В 1973 году выходил легендарная лента «Семнадцать Мгновений Весны», где женщина воплощает образ радистки Кэт. Эта роль делает ее еще более заметной для профессионального сообщества. Предложения сыплются как из рога изобилия.

Екатерина Градова в роли радистки Кэт

Второй ролью становится образ Светланы Петровны Волокушиной. Мелкой мошенницы из фильма «Место встречи изменить нельзя». С этой работой Градова вновь справляется отлично.

Екатерина Градова в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Однако, несмотря на славу, которую ей принес в том числе и этот образ, актриса признавалась, что ненавидела роль и сам фильм. И даже не может вспомнить имени своей экранной героини.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Всего вышло 4 картины с участием Екатерины Георгиевны Градовой. Однако можно выделить еще 7 лент, которые нельзя назвать кино в полном смысле этого слова. Речь идет о телеспектаклях.

Например, артистка участвовала в постановке «Маленькие комедии большого дома», где ей посчастливилось играть с Андреем Мироновым, Анатолием Папановым и Александром Ширвиндтом.

Еще были «Собака Баскервилей» и «Чао!». А 1987 году — теле адаптация «Гнезда Глухаря».

Екатерина Градова в фильме «Собака Баскервилей»

В конце 80-х она окончательно перестает сниматься в кино и играть в театре, бросает карьеру и с головой уходит в веру.

За годы профессиональной деятельности она играла с такими звездами советского кино, как Вячеслав Тихонов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев и Владимир Высоцкий.

Что такое «умер»?

— Ваша мама ушла в монастырь, стала монахиней. Как и почему это произошло?

— С раннего детства в жизни моей мамы (она была сиротой) основой был труд. Мама не имела прав, а только обязанности. И вот это сочетание острого одиночества с чувством ответственности за людей, у которых она жила, не получая тепла, сформировало ее. Так протекла вся ее жизнь — не для себя. Когда пришла вера с многочасовым молитвенным трудом, через 13 лет, она приняла это решение, получив благословение схиархимандрита Кирилла (Павлова), человека высочайшего духа. Мама получила постриг в Даниловом монастыре в день святой великомученицы Екатерины с именем монахини Даниилы. Этот день был нашим с ней праздником.

— Быть дочерью монахини — что это для Вас значит?

— Монашеская молитва — это особый мир. Когда мама была с нами, я чувствовала, слышала сердцем, как горячо она молится за меня. Перед ее уходом в мир иной последними словами мамы были слова любви. И сейчас эта теплота и нежность ее любви через ее молитву опять со мной. Это очень глубокое переживание.

— В своих интервью Вы рассказывали, что в детстве мечтали «не допустить смерти родителей». В каком смысле?

— В детстве я не слышала о том, что смерти нет. Когда родители говорили о каких-то умерших людях, видели их по телевизору, я не могла осмыслить этого: что это такое «умер», где он теперь, зачем ушел, а главное, зачем был здесь, с нами?! С пяти лет эти вопросы глубоко засели в голове. По ночам я просыпалась и плакала, что Моцарт и Бетховен умерли. Это был мой мир, я все время слушала и дирижировала оркестровые произведения. Я рассказывала о том, что в Шестой симфонии Чайковского слышу борьбу жизни и смерти — и жизнь побеждала. Я решила продлить жизнь родителей, а может быть, спасти их от смерти. Как же детская душа восставала против этой лжи — «умер»! Со временем я поняла, что продлить жизнь моих родителей и спасти их от смерти может только Господь! А со мной всю жизнь мои молитвы о них.

Бред? Розыгрыш?

А вот судьба Максима Штрауха сложилась так, что он играл Ильича с 1937 по 1965 год трижды на сцене и шесть раз в кино. В том числе в четырех картинах Сергея Юткевича. Но в самом начале, когда зашла речь о том, кто будет играть Ленина в пьесе Корнейчука, он даже не думал, что может претендовать на эту роль.

«Это предложение казалось фантастичным, — вспоминал спустя годы Максим Максимович. — Что это — шутка, розыгрыш? …Я даже посмотрел на себя в зеркало… Нисколько не похож!.. Сказать: я — Ленин! Ну-ка, попробуйте, наберитесь храбрости, чтобы иметь право — гражданское, профессиональное, этическое, нравственное, какое хотите, — такое изречь! …Было отчаянно трудно. Казалось, все против меня!..»

В работе Штраух пытался добиться максимального сходства с Лениным. «В каждой фотографии удавалось разгадать и найти… новую ценную деталь: в одной — линию рта, в другой — манеру подстригать усы, в третьей — улыбку и прищуренный глаз, в четвертой — складки на жилете. Меня долго мучило, что у Ленина на фотографиях крепкие, крупные руки… я старался держать все время какой-нибудь предмет, от чего рука казалась крупнее».

Актера считали очень кропотливым, добросовестным. Материалы для ролей Штраух неизменно собирал в папки. Он с успехом перевоплощался и в Вячеслава Молотова, и в доктора Айболита. Но порой и не везло. Фильм 1936 года Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши был запрещен на несколько десятилетий. Потом тихонько показан в год смерти Штрауха, когда он уже покинул этот мир, и снова положен на полку.

Народный артист СССР Максим Штраух. 1963 г. Фото: РИА Новости/ Борис Виленкин

Исполнитель, но не художник

— В апреле 2011 года ваша дочь, актриса Мария Миронова, дала интервью «Фоме». Что Вы почувствовали, прочитав ту статью?

— Я думаю, что открытие фонда «Артист» для его организаторов — Жени Миронова, Маши Мироновой и других — было «звездным часом». Ведь не их роли, а именно этот поступок перерастет в вечность, и все последующее время существования Фонда будет работать на духовное возрастание основателей этой обители милосердия.

— Однажды Вы приняли решение уйти из профессии. Как пишут в СМИ, одна из причин — несовместимость актерской профессии, «лицедейства» с верой? Так ли это на самом деле?

— Понимаете, когда актер — художник, то он выстраивает не только свою роль и спектакль, но и влияет на направление искусства в данную эпоху. Величайшим художником был Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он говорил о своей работе: «Я попытался сделать глубже, выше…». Выше — вот цель его творчества. Высота — это всегда Господь, а нравственность без Бога истолковывается каждым по-своему.

А я никогда не была художником, я была только исполнителем и не имела высокой цели. Меня эта профессия разрушала. Вера пришла в середине жизни, времени для изменения оставалось мало, и я приняла решение оставить театр. Тем более, что Господь подарил мне внука и сына, которые заполнили мою жизнь до краев.

— Ваша дочь, Мария Миронова, много делает именно в актерской профессии. А внук учится в Щукинском училище. Какие наставления Вы им даете?

— Моя дочь уже обрела, как мне кажется, доброе имя в искусстве. Она — художник, что и определяет ее путь. В Евангелии сказано, что возложивший руку свою на плуг не должен озираться назад к грехам своим. Вот и детям своим желаю помнить эти слова. Не обольщаться собой и дурными предложениями. Еще я бы хотела, чтобы мой внук помнил, что его генеалогическое древо ко многому его обязывает, а еще продолжал бы любить Федерико Феллини, Иннокентия Михайловича Смоктуновского и Бориса Леонидовича Пастернака.

— В Театре Сатиры Вы играли Искру в пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря». О чем для Вас это произведение: только ли сатира на советскую действительность, или это все-таки шире — об отношении людей как таковых? Остались ли сегодня «гнезда глухаря»?

— Безусловно, пьеса «Гнездо глухаря», поставленная Валентином Плучеком в 1980 году, выходит в чем-то за рамки сатиры на советскую действительность. Я думаю, что сейчас люди политической и бизнес-элиты живут все по тем же законам стаи. Форма — более уродлива, и пропасть между нами и ними увеличивается, так как постепенно стираются понятия патриотизма и любви к ближнему. А что касается роли Искры в этом спектакле, то до меня ее играла Татьяна Васильева, и, в отличие от меня, играла блестяще.

— Для зрителей самая любимая ваша роль — радистка Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Какое значение сейчас для вас имеет эта работа — как для православной христианки?

— А ведь появление этого фильма в моей жизни, наверное, не случайно. У меня нет списка больших ролей, и практически фильм у меня один. Я очень высоко ценю «Семнадцать мгновений весны» по режиссуре и по работам больших артистов, запечатленных в нем. Например, Евгений Евстигнеев — уровень большого мирового кино.

Я счастлива, что в моем изменившемся духовном мировоззрении я не опозорилась, сыграв эту роль. Спасибо Господу, что он присмотрел за мной и не возникло что-то малосодержательное на всю страну. Ибо смысл этой роли — христианский: любовь, долг и жертва!

— В одном интервью Вы сказали: «Искусство есть творчество, которое возможно только в единении с Творцом и совершается людьми, растворенными в любви». Где для Вас «царский путь», по которому нужно пройти верующему актеру? Ведь сегодня молодые люди, верующие с детства, — не редкость. Что же получается: если кто-то из них чувствует в себе призвание актера, надо в себе это задушить и выбрать «нормальную» профессию?

Детство и юность

Алексей Суховерков — приемный сын актрисы Екатерины Градовой (1946–2021) и ее второго мужа, бывшего физика-ядерщика Игоря Тимофеева, родился в 1992 году. Пара мечтала о собственных детях, врачи разрешали Екатерине рожать даже в столь нестандартном для рожениц возрасте, но Игорь прошел через катастрофу Чернобыля и боялся передать свои болезни по наследству, потому ребенка было решено усыновить.

Алексей Суховерков, Екатерина Градова и Мария Миронова (кадр из программы «Прямой эфир»)

Мальчика супруги взяли из того же детского дома, откуда брали ребят на съемки известной киносцены Градовой — родов радистки Кэт в киноэпопее «Семнадцать мгновений весны». В начале 1990-х актриса вместе с дочерью от первого брака с Андреем Мироновым Марией и ее супругом бизнесменом Игорем Удаловым помогали этому приюту. Благодаря этому была повышена зарплата нянечкам, построен забор, сделан ремонт в местном храме. Именно в церкви, куда на причастие приводили детей, среди других Екатерина и разглядела трехлетнего Алексея.

О настоящих родителях мальчика приемной семье не было известно. Лишь через несколько лет у ребенка стала проявляться наследственность, которая повлияла на характер — агрессия в поведении, неуживчивость, нежелание заниматься учебой, шалости и прочие проступки.

При этом у мальчика был талант, Леша владел невероятным голосом и слухом и регулярно бывал в Богоявленском соборе, где пел на клиросе, причащался. Это сглаживало острые углы, и характер ребенка на время становился мягче.

Дальнейшее образование Алексей должен был получить в кадетской школе-интернате под Ярославлем. На вопрос, почему ребенка не отдали в театральный по стопам матери, Екатерина Георгиевна отвечала, что парень «не кирпич», чтобы отдавать его против воли. Когда школьнику исполнилось 15 лет, из интерната он сбежал, к поискам подключили милицию, скандал получил огласку в прессе. В итоге прозанимался в кадетской школе парень только полгода. О происхождении ученика одноклассникам известно не было, сам Алексей родством со знаменитостями не кичился.

Тем не менее мысли об армии не покидали молодого человека, и после школы Суховерков отслужил в морской пехоте. Но, вернувшись, Алексей решил сосредоточиться на гражданской карьере и, открыв новую страницу своей биографии, отучился на повара.

Личная жизнь

С первым мужем, знаменитым актером Андреем Мироновым, Екатерина познакомилась, когда была студенткой Школы-студии МХАТ. Андрей пришел смотреть на дипломный спектакль и, увидев молодую артистку, начал за ней красиво ухаживать. Пара поженилась в 1971-м, через 2 года у них родилась дочь Мария Миронова, которая сейчас тоже очень известна в мире кино и театра. Но союз с легендарным актером у Градовой не сложился. Екатерина сама ушла от мужа, причина развода заключалась в его изменах. После расставания с первой супругой известный артист женился на Ларисе Голубкиной.

Екатерина Градова и Андрей Миронов

Уже будучи бывшей женой Миронова, Екатерина продолжала любить его и отказывала всем многочисленным поклонникам в свиданиях. Только после смерти Андрея Александровича она позволила себе начать общаться с другими мужчинами. Кроме того, в этот период биография актрисы резко изменилась — Градова оставила сцену и съемочные площадки.

В начале 90-х годов женщина все больше задумывалась о вере в Бога, о религии. По слухам, к Богу артистка обратилась после тяжелой болезни. Екатерина внезапно начала угасать на глазах, а врачи так и не смогли поставить диагноз. На праздники ее даже отпустили из больницы, сказав, что в таком положении лучше встретиться с семьей, отметив: это может стать и последним воспоминанием Градовой. После этого Екатерина Георгиевна обратилась за помощью к религии, и болезнь начала отступать.

Градова создала благотворительный фонд и начала помогать детям-сиротам и одиноким старикам. Более того, актриса окончила Свято-Тихоновский богословский институт и стала в гимназиях и школах преподавать предмет «живое слово», который придумала сама. Уроки Екатерины Георгиевны были основаны на Евангелии и русской классической литературе. Также бывшая артистка при Всероссийском детском православном движении «Вестники» проводила занятия в киноклубе, занималась историей родного края и продолжала изучать искусство.

Судьба свела артистку с новым избранником во время религиозных исканий. В паломнической поездке в Оптину пустынь актриса встретила физика Игоря Тимофеева и в 1991-м стала его женой. Через год супруги усыновили мальчика Алексея Суховеркова (1992 г. р.), который был воспитанником детского дома.

Екатерина Градова с мужем Игорем Тимофеевым, приемным сыном и невесткой

После того как Екатерина Георгиевна ушла в 90-х с телеэкранов и посвятила жизнь религии и религиозно-просветительской деятельности, к актерской профессии она так и не вернулась. Градова оставила свою московскую квартиру сыну, а сама переехала в деревню Горки Владимирской области. Дом актрисы похож на остальные участники — 20 соток, никаких шикарных вилл, многометровых заборов и излишеств. Супруги разводили кроликов и коз, самостоятельно заготавливали траву и сено.

Поклонники актрисы были озабочены тем, что ее приемный сын Алексей Суховерков страдает от алкоголизма. Соседи, живущие рядом с местом прописки мужчины, возмущались и порой вызывали полицию. По их словам, в квартире проходили подозрительные вечеринки. Сам Алексей отказывался комментировать слухи, назвав это семейной тайной. Екатерина Градова возмутилась в ответ на обвинения в адрес Суховеркова.

Внук Андрюша

— Миронов мечтал о сыне. Хотел назвать Андреем. Однажды привез из Испании три браслета: Мария, Андрей, Екатерина — для наших детей. Но Андрея он не дождался, — вздыхает Екатерина Георгиевна. — Если бы Миронов увидел внука, ни на минуту не отпускал бы его от себя. Андрюша вобрал в себя все самое прекрасное, что есть в двух семьях. Он в самом начале пути. С моей точки зрения, у внука есть будущее в режиссуре. Он продолжит дело деда. Миронов же последние годы говорил, что очень устал от ролей, от съемок, пробовал себя как режиссер, сделал пять постановок. Не случись беды, не сомневаюсь, что возглавил бы театр после Плучека.

Внук Андрюша, самый талантливый

Фото из личного архива семьи

Ольга Емельянова

#SV2/2021 Андрей Миронов Екатерина Градова эксклюзив

Детство и юность

Екатерина Георгиевна Градова родилась 6 октября 1946 года в Москве в семье известного архитектора, профессора, член-корреспондента Академии архитектуры и альпиниста Георгия Александровича Градова (1911-1984). Известно, что при одном из восхождений на Памир у него отказало сердце.

Мать – актриса Театра им. Гоголя Раиса Ивановна Градова (1923-2011), за 7 лет до своей смерти приняла постриг и стала матушкой Даниилой. Актриса рассказывала: «Мои родители были великими тружениками.

Отец – член-корреспондент Академии архитектуры. Доктор наук, профессор, он возглавлял крупный НИИ, написал огромный труд по теории архитектуры. Папа прошел всю войну гвардии майором, руководил полком саперов, совершил не один подвиг, сохранив всех до одного бойцов. Мама была драматической актрисой. Все детство по ночам, когда мы с моей няней спали, два огонька светились в нашей квартире – один у отца в кабинете, он писал, а другой – у мамы, она читала, или шила, или вязала. Воспитывали меня очень строго. Папа не любил дамских капризов. Я трудилась весь день, с 4-х лет – немецкий язык, с 7-ми лет – еще английский язык, фортепиано и уроки рисунка. Самым любимым моим занятием было дирижирование.

С 5-ти лет я вставала в папино красное деревянное кресло и дирижировала часами, обливаясь слезами. Это была музыка Бетховена, Моцарта, Чайковского и др. Дирижерскую палочку мне заменяла папина колонковая кисть. Я очень любила музыку, рассказывала содержание каждой услышанной симфонии или концерта, как я это понимала. Писала и читала очень рано, подражая отцу, с утра составляла списки день на день, и, неукоснительно выполняя их, с особенным удовольствием вычеркивая из моего ежедневника сделанное. Эта привычка по сей день держит меня в ощущении четко выстроенного дня и всех моих обязанностей, а не только прав».

Училась в Московском институте иностранных языков, Школе-студии МХАТ, руководитель курса Василий Петрович Марков. Самое первое зрительское признание пришло к актрисе Екатерине Градовой в 1969 году, когда, будучи студенткой 4-го курса Школы-студии МХАТ, она сыграла главную роль А. Н. Негиной в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра им. Маяковского.

Затем служила в Московском академическом театре Сатиры, в котором была задействована в спектаклях:

  • 1970 – «У времени в плену» – Жена Всеволода;
  • 1970 – «Интервенция» – Жанна Барбье;
  • 1971 – «Балаганчик дона Кристобаля» – Росита;
  • 1972 – «Таблетку под язык» – Светлана;
  • 1973 – «Чудак-человек» – Мария;
  • 1973 – «Маленькие комедии большого дома» – Она;
  • 1973 – «Пеппи Длинныйчулок» – Фрёкен Розенблюм;
  • 1974 – «Клоп» – Корреспондент;
  • 1974 – «Нам – 50!»;
  • 1974 – «Пощёчина» – Соня Захарова;
  • 1975 – «Пена» – Викторина;
  • 1975 – «Ремонт» – Залесская;
  • 1978 – «Таблетку под язык» – Светлана;
  • 1979 – «Феномены» – Ларичева;
  • 1980 – «Гнездо глухаря» – Искра;
  • 1980 – «Чудак» – Нихаль;
  • 1981 – «Бешеные деньги» – Лидия Чебоксарова;
  • 1987 – «Последние» – госпожа Соколова.

Ухаживания актера

В начале их отношений, в середине съемочного дня, во время обеденного перерыва, к ней подошла ассистентка и сообщила, что к ней приехал жених. Градова вышла на улицу и сначала увидела огромный будет сирени, своих любимых цветов, а уже вслед за ними стоял Андрей Миронов, который приехал навестить любимую. Он стоял надушенный, красивый и держал в руках банку клубники.

В течение первой недели после того, как пара решила съехаться, Миронов не отпускал ее надолго никуда. Она только ездила иногда переодеться домой, а он ждал ее при этом внизу под подъездом.

На седьмой день этой истории Миронов приехал забирать ее со съемок, а у него в машине было множество тюльпанов — штук 100. Екатерина спросила, в честь чего цветы, а Андрей лишь улыбчиво ответил ей, что они поедут в одно интересное место. В результате он отвез ее к ЗАГСу неподалеку от дома ее родителей.

Актриса была удивлена такому жесту, однако Миронов объяснил, что они уже давно обо всем договорились и никакого сожительства без брака быть не может. Он стремился жить красиво и по правилам. В результате они подали заявление и отправились сообщать о своем решении родителям.

«Гололед на земле и проводах»: опасная погода ожидается в ряде регионов России

Пошаговая инструкция шпионского декодера для маленьких агентов 007

“Учат в школе…”: Брежнева поделилась своими мыслями о системе образования