Майя плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной

Семья и детство Майи Плисецкой

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.

Майя Плисецкая с мамой и папой

У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.

Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино»

Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин

Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.

Семья Майи Плисецкой: с мамой и братом

А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.

В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.

Майя Плисецкая в молодости

Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.

В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.

Балерина Майя Плисецкая

Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.

https://youtube.com/watch?v=zcNeBbI_q5w

Личная жизнь

Плисецкая, по ее признанию, была весьма влюбчивой с юности. У нее были красивые романы с партнером по «Лебединому озеру» Вячеславом Голубиным, с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани.

Майя Плисецкая в роли Кармен в сцене из одноименного балета в Королевском оперном театре в Лондоне, 22 июля 1969 г.

В 1956 году Плисецкая влюбилась в латвийского танцовщика Мариса Лиепу. Она поспособствовала тому, чтобы его приняли в Большой, сделала партнером в «Лебедином озере», что подняло его статус, помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре она вышла замуж за Мариса, младше ее на одиннадцать лет. Через три месяца брак распался.

С Монсератт Кабалье

Знакомство со знаменитым в те времена композитором Родионом Щедриным в гостях у главной музы Владимира Маяковского Лилии Брик стало началом долгого и счастливого брака. Щедрин вскоре после знакомства сделал предложение очаровательной балерине, старше его на семь лет, и в 1958 году они поженились.

Филипп VI вручает Майе Плисецкой награду за искусство, Испания, 21 октября 2005 г.Майя Плисецкая получает Награду за искусство от наследного принца Испании Филиппа VI, Испания, 21 октября 2005 г.

Муж стал ее опорой и поддержкой, писал для нее музыку и отстаивал перед правительством. Они прожили вместе более пятидесяти лет и изменили мировой балет навсегда.

Невыездная звезда: почему Плисецкую не выпускали за рубеж

Свою первую главную партию – роль Маши в «Щелкунчике» – она исполнила в 1944 году. Еще через год ей дали партию феи Осени в «Золушке». Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии.

В 1947 году она впервые танцевала в Большом театре Одетту и Одилию в «Лебедином озере». Впоследствии этот балет станет главным в ее жизни. Она станцевала его более 800 раз на лучших сценах мира. И по ее собственному утверждению, каждый раз она танцевала его иначе, по-новому. Последний раз «Умирающего лебедя» балерина танцевала в 75 лет – это настоящий рекорд для Книги Гиннесса. Но это будет потом.

А пока Майя Плисецкая к концу 40-х стала ведущей балериной среди молодых солисток. Она танцевала главные партии в «Бахчисарайском фонтане», балетах «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Конек-Горбунок» а также во всех трех постановках балета «Спартак». В 1960-х годах в репертуар Майи Плисецкой вошли балеты «Ромео и Джульетта» и «Легенда о любви».

Но все это перечисление звездных ролей только выгладит как шествие к вершинам славы. На деле же Майя Плисецкая была «невыездной». Ну еще бы: репрессированный отец, мать – бывшая ссыльная; плюс пятый пункт в паспорте и родственники за границей. На зарубежные гастроли ездила Уланова и другие звезды балета, а она – лучшая из лучших – оставалась на родине. В какой-то момент она собрала остатки труппы и настояла на том, чтобы в Москве был показан внеочередной спектакль «Лебединое озеро». Был аншлаг, о выступлении звезды узнали за рубежом. А ведь по официальной версии, озвученной чиновниками, Майя Плисецкая не поехала на гастроли из-за болезни. Так весь мир узнал, что ведущую балерину страны держат в стране, как крепостную, не выпуская за рубеж.

Солистка Большого театра Союза ССР Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Фото: Александра Конькова /ТАСС

Детство

На Шпицбергене Майя пошла в школу, научилась хорошо кататься на лыжах и впервые за всю свою долгую творческую жизнь вышла на сцену. Она занималась в самодеятельности, и в местном клубе драматический кружок ставил пьесу Даргомыжского «Русалка». С этого момента девочка не могла успокоиться, она постоянно стала грезить о сцене. Ей хотелось не просто выступать, она мечтала о большой публике. Любую свободную минуту Майя посвящала пению, танцам и импровизации. Заметив такое творческое наследие в дочери, родители решили по возвращении в столицу отдать девочку на занятия в хореографическую школу.

Приехав в Москву в 1934 году, Майя начала учёбу в Московском хореографическом училище. Её преподавателем стала Евгения Долинская, раньше она солировала в Большом театре.

В 1937 году был арестован папа Майи по подозрению в измене Родине. Тёплой весенней ночью его увезли чекисты. Больше Майя никогда не видела отца. Мама Рахиль как раз была беременной в это время. Второй младший брат Майи Азарий появился на свет через два месяца после ареста отца. Через год Михаила Плисецкого расстреляли, назвав его шпионом, но дочь до конца своей жизни твёрдо знала о том, каким патриотичным был её отец. Во времена хрущёвской оттепели Михаил будет реабилитирован за «отсутствием состава преступления».

Через некоторое время арестовали маму. Её увезли прямо из Большого театра, куда она пришла на выступление сестры Суламифь в «Спящей красавице». Маму назвали женой врага народа и назначили ей 8 лет тюрьмы. С маленьким, недавно родившимся Азарием, Рахиль отправили в Акмолинский лагерь в Казахстане, где сидели женщины, чьи мужья значились изменниками Родины.

Чтобы детей не отдали в детские дома, их разобрали родственники. Майю взяла тётушка Суламифь, а брат Александр поехал к дяде Асафу. Вот так и получилось, что самый страшный жизненный удар Майя перенесла, будучи ещё совсем ребёнком.

Родственники приложили все усилия, чтобы хоть как-то помочь Рахиль, и вскоре она была переведена в Чимкент на вольное поселение. В 1941 году ей изменили приговор и разрешили вернуться в Москву.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Большой театр:

  • 1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана
  • 1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
  • 1945 — Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
  • 1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
  • 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
  • 1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
  • 1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
  • 1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
  • 1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
  • 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)
  • 1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
  • 1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
  • 1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)
  • 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский)

  • 1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
  • 1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
  • 1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
  • 1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)
  • 1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
  • 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)
  • 1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
  • 1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)
  • 1980 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)
  • 1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)

На других сценах:

  • 1973 — Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
  • 1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
  • 1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
  • 1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
  • 1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
  • 1978 — Леда, «Леда» (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»

  • 1983 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
  • 1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
  • 1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
  • 1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
  • 1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
  • 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)

Видео

https://youtube.com/watch?v=VTGXqAATHlQ

Источники

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mayya-pliseckaya.htmlhttps://24smi.org/celebrity/363-majya-pliseckaya.htmlhttps://biographe.ru/znamenitosti/maiya-plisetskaya/https://star-magazine.ru/majya-plisetskaya/https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/3372/

     

Скорый брак и обвинения в шпионаже

В 1956 году, не предупредив близких, Майя Плисецкая вышла замуж за Мариса Лиепу, с которым тоже познакомилась в Большом театре — во время фестиваля латвийской культуры. Как описал в своей книге брат балерины Азарий Плисецкий, она влюбилась в танцовщика моложе себя на 11 лет, не раздумывая: «Не увлечься Марисом было невозможно. Высокий статный красавец, очень самоуверенный, породистый, по-европейски холеный…». Плисецкая пригласила Лиепу выступить вместе с ней на Днях культуры СССР в Венгрии. В Будапешт они отправились, будучи мужем и женой.

Майя Плисецкая была замужем за Марисом Лиепой всего три месяца — развод не помешал им впоследствии танцевать вместе

Официально брак артистов продлился всего три месяца, а совместная жизнь и того меньше — около двух недель. По словам Азария Плисецкого, супруги быстро поняли, что не подходят друг другу, и разошлись без скандалов и «битья тарелок». Примерно тогда же Майей Михайловной заинтересовался КГБ. Причиной тому стало ее знакомство с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства. Известно, что мужчина сам подошел к балерине на одном из приемов и заговорил с ней на русском языке, выразив восхищение балетом. 

Балерину подозревали в шпионаже, когда в 1950-х годах она познакомилась с английским дипломатом Джоном Морганом

После этого за Плисецкой была установлена слежка — сотрудники КГБ приняли отношения танцовщицы с английским дипломатом за роман и, по некоторым данным, заподозрили ее в шпионаже. Впрочем, сама Майя Михайловна, конечно, отрицала наличие близкой связи с Джоном. В своих мемуарах она писала, что встречалась с Морганом всего несколько раз и только в присутствии третьих лиц. «Но последствия наших встреч были печально детективными. За мной по пятам стала следовать оперативная машина КГБ. Двадцать четыре часа в сутки», — вспоминала балерина. Несколько лет Плисецкой запрещали выезжать за границу. 

Личная жизнь Майи Плисецкой

Вспоминая о своих романтических встречах, которые были достаточно редкими в ее личной жизни, Майя Плисецкая признавалась, что не могла заниматься ничем, кроме балета, и большую часть своей жизни провела в театре. Впервые балерина влюбилась в своего партнера по сцене — Славу Голубина, принадлежавшему к знаменитой театральной династии Голубиных. К сожалению, Станилав очень рано пристрастился к алкоголю. Именно пьянство стало причиной того, что личная жизнь Майи Плисецкой и Славы Голубина не сложилась.

Майя Плисецкая в молодости

Героем следующего романа балерины стал коллега Майи по цеху — Эсфендьяр Хусейнович Кашани — солист балета. Эта связь также долго не продлилась. В 1956 знаменитая артистка неожиданно вышла замуж за Мариса Лиепу (1936—1989), который при поддержке своей партнерши оказался в труппе Большого театра. Невзирая на блестящие успехи молодого солиста балета в Москве, ему предстояло возвратиться на родину, в Ригу, так как политика нашей страны предусматривала, чтобы национальные кадры работали на своей родине.

Майя Плисецкая и Марис Лиепа

Однажды, во время Декады латышского искусства в г. Москва, Марис Лиепа с балетной труппой г. Рига представил на суд зрителей балет «Сакта свободы». Это представление посмотрела заслуженная артистка РСФСР (1951) Майя Плисецкая, и пригласила артиста в качестве своего партнера на время проведения Дней культуры Советского Союза в Венгрии. Невозможно было не увлечься красивым, статным, талантливым артистом, отличавшимся невероятным европейским лоском. Весьма независимый Марис Лиепа в Будапешт отправился вместе с Майей, будучи ее законным мужем.

Майя и Марис были замечательными артистами, чего нельзя было сказать о них, как о муже и жене. Они никогда не устраивали сцен, и не били посуду, два культурных человека поняли, что не смогут жить друг с другом вместе. Официально их брак просуществовал три месяца, однако, в действительности, их семейная жизнь продлилась не более двух недель. После чего они расстались

В том же году известная балерина привлекла внимание Секретных служб страны. Ее публичное знакомство со 2-м секретарем Британского посольства Джоном Морганом заинтересовало КГБ, что повлияло на ее творческую биографию

На фото: Майя Плисецкая на сцене

На одном из торжественных раутов, куда известная балерина постоянно получала приглашения, к ней подошел Джон Морган и заговорил с ней на отличном русском языке. Они обсуждали возможность гастролей в Москве английского Королевского балета, который во главе с несравненной Нинет де Валуа, планировал свой приезд в СССР. Как оказалось, Джон Морган хорошо разбирался в балете, и между ним и знаменитой советской балериной завязалась дружеская беседа. Это сразу заметили сотрудники секретных служб.

За посещением Джоном Морганом концерта Майи в московском зале Чайковского, последовали его встречи с балериной. Он дважды побывал у нее дома, после чего за Плесецкой установили слежку. Под ее окнами, в доме на Щепкинском проезде, часто можно было увидеть один и тот же черный автомобиль с государственными знаками. Следили, несомненно, за Джоном Морганом, балерину же могли заподозрить лишь в подготовке побега за границу, так как их встречи происходили накануне гастролей труппы Большого театра в Англию.

Майя Плисецкая в роли Кармен

Посещения светских мероприятий поощрялись органами госбезопасности только в одном случае: после окончании раутов артисты должны были давать подробный отчет… Майя ничего писать не стала, настроив против себя секретные службы, что не могло не отразится на ее биографии и биографии членов ее семьи. Однако все изменилось после ее знакомства с Родионом Щедриным, которое состоялось в доме у Лили Юрьевны Брик. После этого последовал бурный роман, а в 1958 году Майя Михайловна вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Их дальнейшая биография является образцом служения искусству.

Обстоятельства смерти

В последние годы Майя Михайловна не выходила на сцену, посвятив себя мемуарам. В 2015 году Большой театр готовился к концерту, посвященному девяностолетию легенды. Но до юбилея она не дожила всего полгода. 2 мая Плисецкая скончалась от инфаркта в Мюнхене. Она завещала соединить ее прах с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеять над Россией.

В 2016 году установили памятник великой балерине в сквере на Большой Дмитровке, носящему теперь ее имя.

Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер трёх орденов Ленина и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» по праву считается одной из величайших балерин двадцатого века.

Сценический дебют в эвакуации и встреча со сценой Большого театра

Когда началась война, Майя вместе с матерью и братьями отправилась в эвакуацию в Свердловск, поэтому занятия в училище пришлось прервать. Хотя на профессиональную сцену она впервые вышла именно там, в эвакуации, исполнив партию «Умирающего лебедя» в постановке своей тети, первоклассного балетмейстера Суламифи Мессерер.

В 1942 году 16-летняя Майя Плисецкая вернулась из эвакуации в Москву, чтобы продолжить учебу – одна, поскольку мама с братьями еще какое-то время оставались в Свердловске. А в 1943 году она с отличием окончила хореографическое училище и была принята в кордебалет Большого театра.

На главной сцене страны в то время царили такие звезды балета, как Семенова, Лепешинская, Мессерер, Головкина. Чтобы не ограничиваться кордебалетом и не терять форму, Майя стала танцевать сольные партии на концертах в Домах культуры. Так вся Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена. Когда через некоторое время по всей стране началась кампания по выдвижению молодых талантов, молодая балерина стала получать роли одну за другой, постепенно наращивая мастерство и раскрывая свой талант.

Кадр из художественного фильма «Балерина». В главной роли солисты балета Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Фото: ТАСС

Ничего не забыла и не простила

Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Счеты к советской власти у нее появились еще в детстве. В 1937 году арестовали ее отца, руководителя советской угольной концессии на норвежском острове Шпицберген, Михаила Эммануиловича. Его расстреляли якобы «за шпионаж и вредительство», а в 1956 году оправдали. Вслед за отцом весной 1938 года «как социально опасный элемент» забрали и мать Майи, Рахиль Михайловну Мессерер, вместе с грудным ребенком – младшим сыном Азарием. Майю приютила у себя родная сестра матери Суламифь. Чтобы племянницу не отправили в детдом, она ее удочерила. Еще одного брата, Александра, взял в семью дядя Асаф.

По счастью, Рахиль Мессерер не погибла в лагерях, ей удалось сохранить и ребенка. Более того, уже в начале 1941 года, благодаря хлопотам орденоносной сестры Суламифи, «мама Ра», как ее называли в семье, вернулась в Москву. Она прожила 90 лет, стала свидетельницей творческих удач своих сыновей, безмерно гордилась выдающимся талантом прославленной дочери.

Но, как свидетельствовал двоюродный брат Майи Азарий Эммануилович Мессерер, на всю жизнь «возненавидела сталинщину и привила эту ненависть и в то же время укрепила волю к молчаливому противоборству сталинскому отребью и Майе, и своим сыновьям, и нам, близким родственникам». И эту же бескомпромиссную позицию всю жизнь занимала Майя Плисецкая: «…Пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

Униженные и оскорбленные

Майю Плисецкую минула страшная судьба многих репрессированных деятелей культуры и искусства. А таких было немало. Артист Петр Вельяминов, у которого отец был осужден на 10 лет, а мать столько же времени находилась в ссылках, с 1943 года тоже попал в заключение и провел там всю молодость – с 16 до 25 лет. 20 лет скитался по лагерям Георгий Жженов, у которого сначала арестовали брата- студента, а потом выслали в Казахстан всю семью.

Что уж говорить о тех, на кого падало подозрение в связях с иностранцами! Красавица киноактриса Татьяна Окуневская, у которой репрессировали отца, провела в лагерях 6 лет, якобы за измену Родине. Известная актриса кино Зоя Федорова, родившая дочь от американского дипломата, — 9 лет. Сестры Зои Федоровой вместе с детьми были отправлены в бессрочную ссылку. Всех их потом реабилитировали, но свою жизнь им пришлось собирать по кусочкам заново.

Гениальному музыканту Мстиславу Ростроповичу и его жене, певице Большого театра Галине Вишневской за покровительство опальному писателю Солженицыну перекрыли на родине кислород, а затем их лишили советского гражданства.

Плисецкая же сама отмечала, что ее «на приемы звали, титулами жаловали, заработок был, одевалась по моде».  И она танцевала в Большом, куда обязательно приводили всех именитых гостей. Чаще всего – в «Лебедином озере», которое неизменно требовали иностранцы. На одном из приемов Никита Сергеевич Хрущев даже пожаловался балерине, что ему уже и во сне чудятся лебеди.

На многочисленных приемах с присутствием руководителей страны и зарубежных деятелей знаменитая балерина пользовалась неизменным вниманием. Не обходили ее и наградами: В 1956 году она получила звание народной артистки РСФСР, а через три года – народной артистки СССР

Выше званий уже не было.

И все-таки Плисецкая чувствовала себя оскорбленной и униженной: пока другие блистали за границей, она 6 лет не имела права выйти за пределы Большого. Жизнь балерины коротка, а она не могла свободно распоряжаться своей судьбой в лучшие годы своей балетной биографии. Это не давало ей покоя, отравляло ее существование. «Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу…» — писала она в своей книге «Я, Майя Плисецкая».

Артистка с мировым именем

В 1967 году зрители Большого театра впервые увидели балет «Кармен-сюита». Музыкальное сопровождение создал Родион Щедрин, Плисецкая исполнила главную партию. Однако хореография балетмейстера Альберто Алонсо показалась публике излишне новаторской. Премьера прошла без ажиотажа. 

В следующие десятилетия Плисецкая-хореограф работает с русской классикой. В 1972 году вместе с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым она ставит в Большом театре «Анну Каренину» на музыку Родиона Щедрина, в 1980 году — чеховскую «Чайку». Про постановку по роману Толстого Плисецкая писала: 

Щедринскую «Анну Каренину» ждала долгая сценическая жизнь на сцене Большого — более 100 показов — и телевизионная экранизация в 1974 году. Другие балеты с участием Майи Плисецкой тоже стали фильмами: «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Чайка», «Дама с собачкой», «Айседора». 

Для балерины Плисецкой 1980-е годы становятся еще одним гастрольным этапом. Она много выступает на европейской сцене, а в 1983 году и вовсе становится художественным руководителем театра оперы и балета в Риме на полтора года. С местной труппой Майя Михайловна ставит балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». Признание театральных критиков не заставило себя ждать: за свои итальянские постановки Плисецкая получила премию в сфере искусств «Виа Кондотти». 

Балерина становится, без преувеличений, человеком мира. В этот же период, с 1988 по 1990 годы, она работает в Королевском театре Мадрида, занимает должность художественного руководителя Национального балета Испании, а также сотрудничает с Монсеррат Кабалье. Плисецкая уже давно больше, чем прима-балерина: она балетмейстер, большой художник. Хотя сама признавалась, что «по натуре больше исполнительница».

Своему призванию действующей артистки, гениальной танцовщицы Майя Плисецкая была верна до 65 лет. Блистательная долгая сценическая карьера сделала ее живой легендой мирового балета. 

Последней постановкой для Плисецкой стала чеховская «Дама с собачкой»: балерина танцевала на сцене Большого в 1990 году. После этого Майя Михайловна покинула театр, но не балет. 

В 1990-е она сотрудничает с мировыми хореографами, участвует в концертах, дает мастер-классы и ведет активную общественную работу. Например, организует международный конкурс для артистов балета «Майя» и становится в нем председателем жюри. А еще Плисецкая преподает в Московском государственном университете и пишет автобиографические книги. 

Сцена тоже не ушла из ее жизни: в 1995 году 70-летняя балерина в день своего рождения танцевала сольный номер «Аве Майя», написанный для нее французским хореографом Морисом Бежаром.

Плисецкую обожали даже на другой стороне земного шара. В 2000 году она исполнила партию Небесной феи в постановке «Крылья кимоно» в Японии. Три года спустя поставила в Токио номер для мюзикла «Аида» на музыку Верди. 

Последние годы жизни балерина с мужем провела в Мюнхене, появляясь в России лишь изредка. 2 мая 2015 года Майя Михайловна Плисецкая скончалась, не дожив до своего 90-летия несколько месяцев. 

Ее уход абсолютно справедливо сравнивали с концом эпохи. Танцовщик Михаил Барышников назвал Плисецкую «одной из величайших танцовщиц нашего времени, музой Ив Сен-Лорана и Пьера Кардена, прекрасной и грациозной…»

У великой балерины нет могилы: она завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа, Родиона Щедрина, когда его не станет. Три года назад в интервью композитор сказал: 

Личная жизнь

Со своим супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начала встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились.

«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», – рассказывала Плисецкая о муже. Они никогда вместе не скучали. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности.

Жена Родиона Щедрина

Женой Родиона Щедрина стала выдающаяся балерина, народная артистка нашей страны, Майя Михайловна Плисецкая (20.11.1925 г., Москва, Россия — 02.05.2015 г., Мюнхен, Германия) — хореограф-постановщик, а также балетмейстер и киноактриса. Выросшая в знаменитой театральной семье, она была яркой продолжательницей династии Мессерер—Плисецких. Герой соцтруда, она с 1948 по 1990, являлась прима-балериной Большого театра.

На фото: Родион Щедрин и Майя Плесецкая

Знакомство Майи Плисецкой и Родиона Щедрина состоялось в 1958, когда они были на встрече у Лили Брик, посвященной поэту-футуристу Владимиру Маяковскому. Композитор тогда работал над созданием музыки к пьесе «Они знали Маяковского». После окончания творческой встречи Щедрин отвез гостей по домам на своем автомобиле. В дороге они много говорили о музыке и Майя Михайловна попросила композитора дать ей ноты к музыке из кинофильма «Огни рампы».

Для Родиона это был шанс встретиться снова с танцовщицей из Большого театра. Следующая их встреча состоялась в театре, где Щедрин, написавший музыку к балету «Конёк-Горбунок», присутствовал на репетиции. Главную партию исполняла Майя Плисецкая. Совместное творчество сблизило талантливых артистов. Свой гражданский брак знаменитые артисты решили не регистрировать. Им было хорошо вместе, и они поехали отдыхать в Карелию.

Свое путешествие Родион и Майя продолжили, отправившись на автомобиле в Сочи, где и произошло знаковое событие, которое привело их в ЗАГС. Казус случился в гостинице, когда сотрудники не позволили влюбленным поселиться в одном номере, так как официально они не были зарегистрированы. Тогда Родион Щедрин сделал Майе Михайловне предложение. Случилось это в 1958. С тех пор супруги больше никогда не расставались.

Регистрация брака композитора и балерины состоялась по месту их жительства, в Москве, сразу же после возвращения из Сочи. Для Родиона Щедрина Майя стала единственной любовью всей его жизни. Вместе они прожили 57 лет. Личная жизнь двух выдающихся людей — образец для подражания: взаимная поддержка и творческое взаимодействие могут служить примером для многих поколений. Именно для Майи, вдохновленный ее талантом и неиссякаемым творческим потенциалом, создавал свою музыку Родион Щедрин.

Танцевальная карьера выдающейся балерины продлилась 57 лет. Она танцевала под музыку своего мужа и в 50, и в 60 лет. Уйти из театра Плесецкая вынуждена была в 65, из-за расхождения во взглядах с главным режиссером театра, которые преследовали ее на протяжении всей творческой карьеры. Детей у супругов не было, великая танцовщица не скрывала, что предпочла карьеру пеленкам: «Танцевать или детей нянчить — я выбрала 1-е». Ученики Майи Плисецкой относились к ней как к матери, с уважением и любовью.

В 2015 Плисецкая умерла, не дожив двух месяцев до своего девяностолетия. Причиной смерти великой танцовщицы стал инфаркт миокарда. Для Родиона Щедрина уход из жизни дорогого человека стал страшной трагедией, тем более что все случилось внезапно… Хотя причина смерти знаменитой балерины была вполне ожидаемой, Майя Плисецкая, благодаря стараниям немецких врачей, чувствовала себя нормально.

Награды

Майя Плисецкая удостоилась бессчетного количества разнообразных наград. Балерина Герой Социалистического труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР и РСФСР, лауреат различных премий.

По материалам порталов spletnik.ru, Jewish.ru, podrobnosti.ua, Википедия, группы ВКонтакте https://vk.com/world_jews и других Интернет-источников.