Оглавление
Петр Глебов, биография: личная жизнь
Наш герой никогда не был бабником и покорителем женских сердец. К выбору спутницы жизни относился со всей ответственностью. Петр Петрович женился, когда ему было 32 года. Все его братья уже давно имели семьи.
Со своей супругой, Мариной Левицкой, актер познакомился случайно. Симпатичная девушка пришла к Глебовым с поручением от тети. Петр познакомился с ней. Марина ему очень понравилась. Актер красиво ухаживал за ней. И вскоре он предложил возлюбленной руку и сердце. Марина ответила согласием. Ради счастливой семейной жизни девушка пожертвовала своей карьерой художника-архитектора.
28 июля 1956 года на свет появился первенец Марины и Петра – очаровательная дочурка. Малышку назвали Еленой. Вскоре в семье Глебовых произошло очередное пополнение. Родилась их вторая дочь Ольга.
Семья
Петр Петрович в жёны себе выбрал девушку из интеллигентной среды – Марию Алексеевну Левицкую. Юная красавица нравилась многим кавалерам, и для завоевания ее расположения актер приложил немало усилий. Мария Алексеевна ответила на чувства поклонника, как она сама прокомментировала, почувствовав, что они – люди одной крови, для которых важны общечеловеческие качества – доброта, отзывчивость, оптимизм и верность. Поженились в 1948 году, и счастливо прожили в браке 52 года (вплоть до кончины знаменитости).
С женой и дочерьми
Вдова вспоминала, что красивый и известный супруг постоянно привлекал внимание женщин. Стоило Глебову улыбнуться, и женщины воспринимали улыбку, как знак симпатии, и начинали флиртовать
Мария Алексеевна ревностно сетовала, и даже предлагала расстаться. Но муж с неизменной лаской в голосе отвечал: «Масечка, я не виноват». Он не уставал объясняться жене в своей преданной любви. Каждый год пара праздновала годовщину свадьбы. Если супруг в юбилейное число (9 июля) был задействован на съемках и находился далеко от дома, то обязательно присылал любимой Марии телеграмму с поздравлениями.
Супруги родили и воспитали двух девочек – Елену и Ольгу. Сейчас Елена Глебова – заслуженная артистка России, в арсенале которой множество интересных работ в постановках столичного Художественного академического театра. Ольга стала преподавателем английского языка, создала семейный союз с известным музыковедом Святославом Игоревичем Бэлзой, родила сына Федора.
Юность Глебова
Степан Богданович Глебов родился в 1672 году. О его ранних годах история ничего не сохранила, ведь он был всего лишь одним из сыновей стольника. В 1686 году и сам Степан был назначен стольником к царице Прасковье Фёдоровне, а с 1690-х годов стал служить в Преображенском полку.
Примечательно, что в 1696 году Степан Богданович должен был отправиться в Азовский поход. Без сомнения, сложись бы его судьба так, он так и не встретил свою любовь, Евдокию Лопухину. Однако отец Глебова попросил царя позволить ему вместе с сыновьями (в том числе и Степаном) отправиться по делам в Сибирь. Такой незначительный шаг стольника оказался роковым для его сына.
Лопухина и Пётр Великий
Кем же была Евдокия Лопухина? Эту девушку в двадцатилетнем возрасте выдали замуж за молодого царя Петра I, что был младше супруги на три года. Сам юный государь не горел желанием вступать в брак, да и к Евдокии интереса не проявлял, а женился по настоянии своей матери.
В те времена женатый человек считался взрослым и зрелым, а значит, женитьба давала возможность Петру утвердиться как серьёзному правителю. Кроме того, вместе с ним власть делил брат Иван, что к тому периоду уже также состоял в браке.
Демаков Евгений Александрович «Пётр I и Евдокия Лопухина»
Отношения между Евдокией и Петром не складывались. Несмотря на то, что она родила ему двух наследников, царь предпочитал проводить время не с супругой, а в Немецкой слободе со своей любовницей Анной Монс. После подозрения Евдокии в заговоре Пётр и вовсе пожелал расторгнуть брак.
По его приказу в 1698 году Лопухину отвезли в Суздальско-Покровский монастырь. Царица сопротивлялась, но постриг в монахини был принят насильно. И если прежде ссыльным выделялись деньги на содержание, то с Лопухиной всё было иначе. Проживала она за счёт поддержки собственной семьи.
Екатерина Камынина «Евдокия Лопухина. На постриг»
Кинокарьера
Сниматься в фильмах Глебов Петр Петрович начал еще в 1940 году. Первой его киноработой стала эпизодическая роль в картине «Любимая девушка». Перед отправкой на фронт актер успел снятья в фильме «Мечта». Роль была настолько крохотной, что его имя и фамилию даже не указали в титрах.
Вернувшись с фронта, наш герой решил продолжить кинокарьеру. Однако первую большую роль он получил лишь в 1957 году. Режиссер Сергей Герасимов предложил ему сотрудничество. Петр Глебов успешно вжился в образ Григория Мелехова. Зрители высоко оценили игру молодого актера.
На съемках «Тихого Дона» крестьянские навыки, приобретенные Петром в детстве, пришлись кстати. К примеру, его не нужно было обучать верховой езде. Глебов с ранних лет знал, как нужно обращаться с лошадью.
Роль Гриши Мелехова сделала нашего героя известным и востребованным актером. Предложения от режиссеров посыпались на него, словно из рога изобилия. Но Петр Петрович не хватался за каждую роль. Он внимательно изучал сценарии. Большинство предложений ему пришлось отсеять. Глебов снимался лишь в тех фильмах, к которым у него лежала душа.
За всю свою актерскую карьеру он снялся более чем в 40 картинах. Среди его киноработ можно выделить:
- «Одиночество» (1965) – Сторожев;
- «Морской характер» (1970) – полковник Архипов;
- «Пламя» (1974) – командир Суровцев;
- «Мужики!» (1981) – Матвей Зубов;
- «Полынь – трава горькая» (1982) – генерал Жариков;
- «Битва за Москву» (1985) – Буденный;
- «Сурейя» (1987) – дядя Коля;
- «Бравые парни» (1993) — майор;
- «Сага древних булгар» (1999).
Детство и юность
Родился будущий актер в Москве 14 апреля 1915 года. Он был выходцем из дворянской семьи: Глебовы состояли в родстве с графом Василием Орловым-Денисовым, князьями Трубецким и Голицыным. Некоторые историки считают, что его семья была связана со Львом Толстым, а бабушка актера Софья Николаевна Трубецкая – прототип Наташи Ростовой.
Актер Петр Глебов
Детство мальчик вместе с родителями провел в деревне Назарьево под Звенигородом. Туда они переехали из столицы, чтобы скрыться от революции. Отец Глебова был коннозаводчиком, в семье было пятеро детей. Петр Петрович любил вспоминать свое раннее детство в окружении близких людей и живописной природы вокруг, но этот мирный этап его биографии закончился быстро.
Когда Петру было 7 лет, отец умер от тифа. В их дом пришли большевики. Из просторного особняка мать с детьми выселили во флигель, а в здании разместили детский интернат. Семье пришлось тяжело: одежды и обуви у них почти не было, им приходилось чуть ли не голодать. Несмотря на это, Глебовы остались на родине, хотя родственники предлагали им переехать за границу.
Петр Глебов в молодости
Окончив семилетку, Петр поступил в мелиоративно-дорожное училище. Место учебы было выбрано наугад – тогда он даже не представлял, что это за заведение и кем предстоит потом работать. Только после окончания учебного заведения юноша заинтересовался театром и попробовал поступить в драматическую студию имени Станиславского. Получилось не с первого раза, но Глебова поддержал старший брат Георгий, уговоривший его на еще одну попытку.
Актеру приходилось скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах Петр указывал, что его мать – домохозяйка, а отец – агроном, однако при поступлении в студию по настоянию матери он все же указал подлинные данные.
Петр Глебов Глебову удалось поучиться у настоящих мастеров сцены, в том числе у самого Константина Станиславского. Он входил в состав приемной комиссии, и выступление Петра с крыловской басней «Два мужика» растрогало его чуть ли не до слез
Впоследствии мэтр уделял пристальное внимание талантливому новичку, научил своей системе и заставил в нее поверить. Глебов потом вспоминал его с теплом и благодарностью
Учеба
Возвращаться в Москву долгое время было нельзя. Поэтому наш герой посещал деревенскую школу. Учителя считали его прилежным учеником, тянувшимся к знаниям. По окончании семилетки Петя должен был выбрать свою будущую профессию. Недолго думая, он изъявил желание обучаться в мелиоративном техникуме. Чем же обусловлен его выбор? Просто Петя очень любил природу. С мая по октябрь он ходил босиком по траве. С ранних лет мальчик увлекался охотой.
Вскоре техникум из Москвы перевели в провинцию. Глебов отправился в город Брасово. Там парень без труда поступил в мелиоративно-дорожный техникум. Обучение длилось 4 года. Но это стоило того. В 1940 году Петя получил диплом об окончании учреждения. Он отправился в Москву, где поступил в Оперно-Драматическую студию Станиславского. Его зачислили на курс М. Кедрова.
Начало жизненного пути
Петр Петрович – представитель аристократического семейства, в родословной которого переплелись корни дворянских ветвей Глебовых, Голицыных, Орловых-Денисовых, Трубецких. Отец Петр Владимирович Глебов заработал большой капитал, занимаясь разведением элитных лошадей, возглавлял дворян Каширского уезда. Мама принадлежала к известному роду Михалковых, и приходилась тетушкой поэту Сергею Владимировичу Михалкову.
Детство мальчика прошло в усадьбе Назарьево (рядом со Звенигородом). Ранние годы жизни, проведенные в живописном месте, в кругу родных, актер всегда вспоминал со светлой ностальгией. Правда, радостный период длился недолго. Когда ребенку исполнилось 7 лет, не стало главы семейства (отец заразился тифом и умер). Фамильное имение перешло в руки большевиков. Из особняка вдову с детьми переселили в небольшой флигель, отобрав все ценные вещи. Родственники, живущие за границей, предлагали осиротевшей, подвергшейся гонениям семье переехать, но мама решила остаться на родине.
В 1931 году Петр окончил семилетнюю школу и поступил в дорожный техникум. Выбор профессии был абсолютно случаен. В революционные годы отпрысков знатного рода неохотно брали в учебные заведения. Многие училища и институты отказывали абитуриентам в праве поступления, если в графе о социальном положении фигурировала запись – дворянин. Отучившись 4 года, юноша устроился работать гидротехником в Богучарское земельное управление.
Брат Григорий, наблюдавший в детстве тягу мальчика к творчеству, предложил ему попробовать свои силы на актерском поприще. Григорий тесно общался с гениальным режиссером Константином Сергеевичем Станиславским, помогал в организации новой театральной студии с актерскими обучающими курсами. Он настойчиво советовал Петру приехать в столицу, и пройти отборочный тур. Послушав старшего брата, молодой человек сдал экзамены, и был зачислен в учебную группу Оперно-драматической студии. После обучения перспективного выпускника приняли в штат культурного учреждения, носящего имя великого реформатора сцены – столичный Драматический театр Станиславского.
Завершение учебы совпало с началом Второй Мировой войны. Молодой человек, без раздумий, вступил в ряды добровольцев, и, в составе зенитно-артиллерийского полка, защищал подступы к столице на западном направлении. За отвагу и мужество защитника отечества наградили в 1944 году медалью «За оборону Москвы», а через год – медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
После войны Петр Петрович продолжил сценическую работу в Театре Станиславского, в 1969 году перешел на службу в Театр киноактера. Первые шаги в кино сделал еще в годы учебы в театральной студии. В 1940 году сыграл эпизодическую роль (зрителя на соревнованиях по плаванию) в мелодраме «Любимая девушка».
Петр Глебов в молодости
Славу и народную любовь принес образ казака Григория Пантелеевича Мелехова в экранизации культового романа Шолохова «Тихий Дон». Исполнителя сначала утвердили на роль белого офицера, но во время проб режиссер Сергей Герасимов передумал, разглядев в статном, волевом красавце главного героя. Выбор одобрил и автор произведения. Михаил Александрович Шолохов, рассматривая фотографии претендентов на роль, остановил свой взгляд на снимке Глебова со словами, что другого казака он здесь не видит.
В фильме «Тихий Дон» (1957-1958)
Петр Петрович так глубоко проникся в образ, так правдиво сыграл свою роль, что уже на протяжении 6 десятилетий, зрители, просматривая фильм, не видят перед собой артиста дворянских корней. Не возникает и тени сомнения, что на экране настоящий представитель особой социальной общности – казачества, сильная личность, абсолютно живой и достоверный герой.
Творчество[править | править код]
Театральные работы
Театр «Колесо»:
- Э. Пашнев «Маугли» — Маугли
- Э. Пашнев «Робин Гуд» — Робин Гуд
- Н. Коляда «Мурлин Монро» — Михаил, Алексей
- Ф. Шиллер «Мария Стюарт» — Мортимер
- К. Гольдони «Трактирщица» — Фабрицио, лакей в гостинице
- А. Герне «Сильвия» — Том
- А. Кристи «Мышеловка» — Джайлс Релстон
- Ж. Б. Мольер «Плутни Скапена» — Сильвестр, слуга Октава
- У. Шекспир «Король Лир» — Эдгард
- А. Слаповский «Блин-2» — Титикака
- А. Пономарев «Морозко» — Иван
- А. Володин «Ящерица» — глава Рода Похититель
- Д. Радари «Чипполино» — сеньор Апельсин
- Д. Фо и Ф. Роме «Свободная пара» — Профессор
- А. Галин «Конкурс» — Альберт
- Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик» — Принц
- М. Булгаков «Зойкина Квартира» — тов. Пеструхин
- У. Шекспир «Фальстаф и Виндзорские насмешницы» — Фентон и другие
Театр «Приют Комедианта»:
- М. Гаврилова «Американская миллионерша или 1000 долларов за один день» — Илья Семёнович
- В. Шекспир «Гамлет» — Марцел
- Л. Герш «Эти Свободные бабочки» — Дон
- Т. Уильямс «Трамвай „Желание“» — Стив
- М. МакДоноха «Человек-подушка» — Михал
- Э. Ростан «Сирано де Бержерак» — Ле Бре
- В. Розов «С вечера до полудня» — Ким
Антреприза:
- А. Слаповский «Простая история про любовь» — Он
- А. Володин «Записки нетрезвого человека» — Володин
- Л. Петрушевская «Дочки-Матери» — Андрей
- И. Штемлер «Коммерсанты» — Рафаил
- В. Курочкин «Класс Бенто Бончева» — Бенто Бончев
- А. Аверченко «Империя страсти XX в.» — Коммерческий человек, Нищий, Любовник
- Ж. Ануй «Оркестр» — Леон
- Э. Шеффер «Игра на вылет» — Майло Тиндл
Работа в кино
Год | Фильм | Роль |
---|---|---|
2004 | Ментовские войны-1: Старший оборотень по особо важным делам: эпизод | конвойный в «Крестах» |
2004 | Ментовские войны-1: Недетские игры: Фильм № 2 | Молчунов капитан милиции |
2005 | Ментовские войны-2: За неделю до весны: Фильм № 1 Закон джунглей: Фильм № 2 В условиях неочевидности: Фильм № 3 | Молчунов капитан милиции |
2005 | Улицы разбитых фонарей-7: Большой приз: 7 серия | Кораблев |
2006 | Ментовские войны-3: Казаки-разбойники: Фильм № 1, Образ врага: Фильм № 2 | Молчунов |
2006 | Сонька Золотая Ручка | 1-ый филёр |
2006-2010 | Старшеклассники | Юрий Петрович учитель физкультуры |
2007 | Морские дьяволы — 2: Южный ветер: 13 серия | капитан-лейтенант |
2007 | Литейный, 4 (1-й сезон) Свет ангела: 24 серия | Сомов |
2008 | Бумажный солдат | Давид |
2008 | Гончие — 2: Охота на невидимку: Фильм № 2 | Шапкин |
2009 | Версия, Бешеный: Фильм № 2 | Безуглый |
2009 | Слово женщине | Вениамин |
2010 | Гаишники (Россия, Украина) Дорогая Елена Федоровна! Фильм № 1 | |
2010 | Дом у большой реки | Женька-вор |
2010 | Литейный (4-й сезон), Страсти по Андрею: 5 серия | Леннон |
2010 | ППС: Домушники: 24 серия | Росомахин |
2010 | Семейная история — Жора работник СТО | Жора, работник СТО |
2011 | Дорожный патруль — 9 | Белов |
2011 | Улицы разбитых фонарей-11: На мажорной ноте: 20 серия | Евгений Михайлович Суриков заместитель Берга |
2012 | Береговая охрана | Сергей Нефедов |
2012 | Литейный (7-й сезон): Незваный гость, 27 серия | Гена Дмитриев |
2014 | Морские дьяволы. Смерч −2 Ложная тревога: Фильм № 16 | Заря |
2015 | Такая работа: Доза, 29 серия | Мещерин |
2015 | Береговая охрана — 2 | Сергей Нефедов |
2015 | Невский (серии 10 и 13) | участковый |
2016 | Три лани на алмазной тропе | Егошин |
2017 | Казнить нельзя помиловать | Красавчик |
2017 | Чужое лицо | Борис Фертов |
Родословная и семья
- Дед — Владимир Петрович Глебов (1848—1926), крупный помещик, предводитель дворянства Калужской губернии, член Государственного совета по выборам. Супруга— Софья Николаевна Трубецкая (1854—1936), дочь Н. П. Трубецкого и Л. В. Трубецкой, урождённой Орловой-Денисовой, внучка П. И. Трубецкого и Э. П. Витгенштейн. Их дети (дяди и тёти Петра Глебова): Любовь Владимировна (1882—1948). Супруг (с 1901) — Александр Владимирович Голицын (1876—1951)
- Александра Владимировна (1880—1967). Супруг (с 1901) — Михаил Львович Толстой (1879—1944), сын Л. Н. Толстого.
- Софья Владимировна (1884—1943, умерла в ГУЛАГе). Супруг (с 1902) — Юрий (Георгий) Александрович Олсуфьев (1878—1938). Известен портрет Софьи Владимировны работы В. А. Серова (1911). Именно граф Ю. Олсуфьев, работавший в мастерских И. Грабаря, помог уберечь надвратную икону Спасской башни.
- Сергей Владимирович (1883—1937)
- Владимир Владимирович (1885—1943). Супруга — Ольга Александровна Михалкова (1894—1972), дочь А. В. Михалкова и В. И. Унковской (1867—1894), сводная сестра матери Петра Петровича, Марии Александровны.
- Мария Владимировна (1888—1933). Супруг — Владимир Рафаилович Писарев (1886—1923)
- Александр Владимирович (1892—1958). Супруга — София Андреевна, урождённая Балашова (1901—1993)
- Отец — Пётр Владимирович Глебов (1879—1922), предводитель Каширского дворянства
- Мать — Мария Александровна, урождённая Михалкова (1883—1966), дочь Александра Владимировича Михалкова (1856—1915), родная сестра отца Сергея Михалкова Владимира. Её первый супруг — Владимир Григорьевич Кристи (1882—1946), сын Московского губернатора Г. И. Кристи (1856—1911) и М. Н. Трубецкой (1864—1926), дочери Н. П. Трубецкого и Л. В. Трубецкой, урождённой Орловой-Денисовой. В 1911 году В. Г. Кристи, ревнуя свою жену к своему дяде (брату матери) князю П. Н. Трубецкому, убил последнего выстрелом из револьвера. Вскоре Мария Александровна Михалкова развелась с В. Г. Кристи и вышла замуж за его двоюродного брата Петра Владимировича Глебова. Её дети (сводные братья и сёстры Петра Глебова): дочь и три сына (в том числе Сергей (? — 1984) и Григорий (1908—1973)
- Родной брат — Фёдор Петрович (1913—1980), заслуженный художник РСФСР.
Супруга — Мария Алексеевна Левицкая, дочь Алексея Сергеевича Левицкого и Марии Фёдоровны Свечиной (1881—1952)
- Дочь — Елена (род. 1956), в 1978 году окончила Школу-студию МХАТ (курс С. С. Пилявской, В. Н. Богомолова). Работала в МХАТе им. М. Горького. Заслуженная артистка РФ (1995).
Дочь — Ольга, преподаватель английского языка, в гражданском браке со С. Бэлзой (1942—2014), народным артистом РФ (2006), имеет сына Фёдора (род. 1981).
Пётр Глебов с семьёй жил на Фрунзенской набережной в доме 40. Историческая усадьба рода Глебовых находится на Молчановке, построена после пожара 1812 действительным статским советником П. И. Глебовым, знакомым семьи Пушкиных, крёстным отцом их третьего сына Льва, родившегося 9 апреля 1805 года и на Большой Никитской (см. Геликон-Опера).
Театр и кино
О том, сколько времени посвятил театру Петр Глебов, личная жизнь которого оставалась тогда на втором плане, свидетельствует запись в трудовой книжке от 1937 года, когда он был принят в штат артистом драмы. Данных об увольнении в книжке не содержится. Театральные работы: «Салемские ведьмы», «Дни Турбиных», «Три сестры».
Эпизодические роли в фильмах, которые сыграл артист:
1. «Мечта» и «Любимая девушка».
2. Военный фильм «Поезд идет на восток».
Главные роли:
1. Григорий Мелехов в «Тихом Доне».
2. Александр Половцев в «Поднятой целине».
3. Майор Лунин в «Балтийском море».
4. Сальери в фильме-опере «Моцарт и Сальери».
5. Мудрец Хакиа в «Иоланте».
6. Иван Грозный в «Царской невесте».
7. Сторожев в «Одиночестве».
8. Гроза Илларион в «А теперь суди».
9. Кораблев в «Они живут рядом»
10. Самойлов в «Неподсуден».
11. Архипов в «Морском характере».
12. Бригадир Иван в «Случайном адресе».
13. Савчук в «Неизвестном, которого знали все».
14. Жуковский в «Таланте».
15. Федулов в «Емельяне Пугачевом»и др.
Детские годы
Родился Петр Глебов в Москве в апреле 1915 года, там же жил до 1919 года. С началом революции он и его брат были отправлены в Назарьево — деревню в Звенигородской области. По прошествии некоторого времени они вновь переезжают, на этот раз в другую деревню, Дарьино. В своем интервью Петр Петрович рассказывал, как с ребятишками по ночам скакали на лошадях, а до рассвета пели песню под гармонь. Тогда сложно было представить, что такие навыки пригодятся актеру очень скоро.
Из воспоминаний о детстве артист рассказывал следующее: «1917 год мне запомнился отчетливо, ведь тогда застрелили моего любимого пса. В нашем родовом имении была небольшая детская, а в ней стоял вольер с птицами. Отец очень любил их разводить, охотник как-никак».
В 1922 году умер Петр Владимирович — отец Глебова, дворянин. Причиной столько неожиданной кончины стал тиф, настигший его в то время, когда Петр Владимирович поехал отобрать лошадей для Красной Армии.
«Жили бедно, одевались плохо. Я ведь, как только снег сходил и до следующего снега, босым ходил, не было возможности купить сандалии. Мой брат также ходил, но мы молчали и терпели, мать одна все тянула. Помню, как бегала за едой на 5 км на железнодорожную станцию.», — с тоской вспоминал Петр Петрович.
Начало жизненного пути
Петр Петрович – представитель аристократического семейства, в родословной которого переплелись корни дворянских ветвей Глебовых, Голицыных, Орловых-Денисовых, Трубецких. Отец Петр Владимирович Глебов заработал большой капитал, занимаясь разведением элитных лошадей, возглавлял дворян Каширского уезда. Мама принадлежала к известному роду Михалковых, и приходилась тетушкой поэту Сергею Владимировичу Михалкову.
Детство мальчика прошло в усадьбе Назарьево (рядом со Звенигородом). Ранние годы жизни, проведенные в живописном месте, в кругу родных, актер всегда вспоминал со светлой ностальгией. Правда, радостный период длился недолго. Когда ребенку исполнилось 7 лет, не стало главы семейства (отец заразился тифом и умер). Фамильное имение перешло в руки большевиков. Из особняка вдову с детьми переселили в небольшой флигель, отобрав все ценные вещи. Родственники, живущие за границей, предлагали осиротевшей, подвергшейся гонениям семье переехать, но мама решила остаться на родине.
В 1931 году Петр окончил семилетнюю школу и поступил в дорожный техникум. Выбор профессии был абсолютно случаен. В революционные годы отпрысков знатного рода неохотно брали в учебные заведения. Многие училища и институты отказывали абитуриентам в праве поступления, если в графе о социальном положении фигурировала запись – дворянин. Отучившись 4 года, юноша устроился работать гидротехником в Богучарское земельное управление.
Брат Григорий, наблюдавший в детстве тягу мальчика к творчеству, предложил ему попробовать свои силы на актерском поприще. Григорий тесно общался с гениальным режиссером Константином Сергеевичем Станиславским, помогал в организации новой театральной студии с актерскими обучающими курсами. Он настойчиво советовал Петру приехать в столицу, и пройти отборочный тур. Послушав старшего брата, молодой человек сдал экзамены, и был зачислен в учебную группу Оперно-драматической студии. После обучения перспективного выпускника приняли в штат культурного учреждения, носящего имя великого реформатора сцены – столичный Драматический театр Станиславского.
Завершение учебы совпало с началом Второй Мировой войны. Молодой человек, без раздумий, вступил в ряды добровольцев, и, в составе зенитно-артиллерийского полка, защищал подступы к столице на западном направлении. За отвагу и мужество защитника отечества наградили в 1944 году медалью «За оборону Москвы», а через год – медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
После войны Петр Петрович продолжил сценическую работу в Театре Станиславского, в 1969 году перешел на службу в Театр киноактера. Первые шаги в кино сделал еще в годы учебы в театральной студии. В 1940 году сыграл эпизодическую роль (зрителя на соревнованиях по плаванию) в мелодраме «Любимая девушка».
Петр Глебов в молодости
Славу и народную любовь принес образ казака Григория Пантелеевича Мелехова в экранизации культового романа Шолохова «Тихий Дон». Исполнителя сначала утвердили на роль белого офицера, но во время проб режиссер Сергей Герасимов передумал, разглядев в статном, волевом красавце главного героя. Выбор одобрил и автор произведения. Михаил Александрович Шолохов, рассматривая фотографии претендентов на роль, остановил свой взгляд на снимке Глебова со словами, что другого казака он здесь не видит.
В фильме «Тихий Дон» (1957-1958)
Петр Петрович так глубоко проникся в образ, так правдиво сыграл свою роль, что уже на протяжении 6 десятилетий, зрители, просматривая фильм, не видят перед собой артиста дворянских корней. Не возникает и тени сомнения, что на экране настоящий представитель особой социальной общности – казачества, сильная личность, абсолютно живой и достоверный герой.
Смерть
В последние годы жизни у актера пошаливало сердце. Супруга старалась окружить его заботой и лаской. Врачи рекомендовали Петру Петровичу побольше отдыхать на природе. Но ему было некогда. Даже в преклонном возрасте он продолжал сниматься в фильмах.
Однажды у Глебова случился инфаркт. Актер оказался в больнице. Если вы думаете, что там он тихо и спокойно лежал на койке, то сильно ошибаетесь. Наш герой рассказывал анекдоты соседям по палате.
Свое 85-летие известный артист отметил дома, в кругу близких людей. Обильному столу и подаркам он радовался, словно ребенок. А через 3 дня его не стало. 17 апреля 2000 года – это дата смерти актера. Какова же причина гибели Глебова? Сейчас вы обо всем узнаете.
Петр Петрович остался один дома. В дверь позвонил почтальон. Актер резко встал, затем упал на пол. У него оторвался тромб. Смерть Глебова произошла мгновенно. Никакой боли он не почувствовал. Бездыханное тело Петра обнаружила его супруга. Мария Алексеевна буквально почернела от горя. Она сразу же вызвала скорую помощь и сотрудников МВД.
Известного и любимого многими артиста похоронили на Ваганьковском кладбище. Супруга и дочки регулярно приходят к нему на могилу. Они приносят его любимые цветы – огненно-красные гвоздики.
Благородное происхождение
Семья Пети имела дворянское происхождение по линии матери, Марии Александровны Михалковой. Женщина была родной тёткой для поэта Сергея Михалкова. Отец будущего актёра, Пётр Владимирович, работал коннозаводчиком. В его роду были такие известные личности, как казачий генерал и граф Василий Орлов-Денисов, князи Голицыны и Трубецкие. Некоторые историки утверждают, что Глебовы находились в родственных связях с самим Львом Толстым. Именно с бабушки Петра, Софьи Николаевны Трубецкой, и были списаны некоторые черты персонажа Наташи Ростовой.
Во время революции будущий актёр переехал в деревню под Звенигородом вместе со своим братом. Детство они провели в имении Назарьево. Этот период жизни артист позже вспоминал с улыбкой. Его окружала природа, а в вольере жили прекрасные птицы, которых разводил отец. В 1917 году во время стрельбы убили любимую собаку Глебовых, пойнтера.
Летом 1922 умер от тифа отец актёра. Октябрьская революция разрушила идиллию, в которой жила семья. Новая власть заставила барыню с детьми переселиться в маленький флигель. В их имении открыли интернат для беспризорников. Глебовы жили бедно, у них практически не было одежды и обуви, а за пропитанием матери приходилось ходить на станцию Жаворонки, находившуюся на расстоянии 5 километров от дома. Родственники предлагали Марии Александровне уехать за границу, но она отказывалась.
Хронология важных событий
Слава к народному артисту пришла не сразу. Свою знаменитую роль Петр Петрович сыграл, когда ему уже исполнилось 43 года. А сначала были лишения, война, эпизодические съемки. Однако талантливой личности удалось найти дорогу к успеху, и сделать немало для процветания отечественного киноискусства.
Список особых биографических дат включает следующие события:
- 14 апреля 1915 г. – День рождения (Москва)
- 1935 г. – завершение обучения в Брасовском мелиоративно-дорожном техникуме (специальность – гидротехник)
- 1940 – окончание актерских курсов при Оперно-драматической студии.
- 1941-1969 гг. – служба в Драматическом театре имени Станиславского.
- 1958 г. – звездная работа – образ казака Мелехова в экранной постановке «Тихий Дон» (на Всесоюзном кинофестивале получил приз «За лучшую главную мужскую роль»)
- 1959 г. – присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР.
- 1961 г. – центральный герой картины «Поднятая целина».
- 1961 г. – запоминающийся персонаж (майор Лунин) в ленте «Балтийское небо».
- 1962 г. – интересное воплощение австрийского композитора Сальери в музыкальной постановке «Моцарт и Сальери».
- 1964 г. – яркая игра в облике Ивана Грозного в музыкальном фильме «Царская невеста».
- 1969 г. – включение в штат Театра киноактера.
- 1970 г. – убедительное и красивое воплощение легендарной личности – генерал Павел Алексеевич Ротмистров в эпопеи «Освобождение».
- 1970 г. – награждение почетным знаком «Отличник кинематографии».
- 1974 г. – герой первого плана – командир партизанского соединения в военной истории «Пламя» (за мастерство игры награжден серебряной медалью Довженко)
- 1974 г. – возведение в статус Народного артиста России.
- 1975 г. – присвоение престижного титула Почетного кинематографиста России.
- 1978 г. – интересный персонаж – атаман Степан Федулов – в исторической драме «Емельян Пугачев» (в 2015 году выпущена марка с изображением актера в этой роли)
- 1981 г. – запоминающийся персонаж – Анатолий Зубов – в мелодраме с элементами комедии «Мужики» (работа отмечена Государственной премией Российской Федерации имени братьев Васильевых)
- 1981 г. – награждение Орденом Ленина за вклад в развитие советского искусства.
- 1985 г. – воплощение образа советского маршала Семена Михайловича Буденного в военной картине «Битва за Москву».
- 1985 г. – награждение Орденом Дружбы народов.
- 1990 – 2000 гг. – активная гастрольная деятельность с концертной программой, включающей исполнение казачьих песен, лирических баллад и рассказ смешных историй из профессиональной жизни.
- 1993 г. – съемки в комедийном фильме украинских кинематографистов «Бравые парни».
- 2000 г. – начало работы в последней картине «Сага древних булгар» (из-за постоянной работы в сырых помещениях развился бронхит, исполнитель был вынужден отказаться от участия в съемках)
- 17 апреля 2000 г. – дата смерти. У актера возникли проблемы с сердцем, он проходил лечение в клинике, отпросился у врачей на свой День рождения. Дома оторвался блуждающий тромб и закупорил сосуды, вызвав остановку сердца. Любимца публики проводили с почестями. Прах покоится на Ваганьковском кладбище.
В фильме «Бравые парни» (1993)
Заключение
Революционные события, происходившие в стране в начале 20 столетия, изменили судьбу дворянина знатного рода. Дорога из пучины социальных потрясений вывела аристократа, лишенного капитала, на неожиданный для него актерский путь. Примечательно, что лучшей ролью Петра Петровича стал образ казака Григория Мелехова, попавшего в водоворот революционных событий, и остро переживающего смену строя и уклада жизни. В экранный образ вложено много личностных переживаний актера. Характер персонажа, его эмоции, суждения (порой ошибочные выводы), искренние движения души самобытной человеческой личности – всё это было скорее не сыграно, а прожито исполнителем. Созданный на оголенных нервах, герой «Тихого дона» потрясает правдой и глубиной.
Артист, покоривший страну в образе характерного донского казака, сыграл в более 60 кинофильмах. И в каждой роли он удивительно достоверен и неотразимо привлекателен. Производят особое впечатление его герои в картинах «Мужики», «Балтийское небо», «Поднятая целина», «Полынь – трава горькая», «Морской характер», «Царская невеста», «Пламя», «Кочующий фронт», «Освобождение», «Бравые парни».
В биографии талантливого исполнителя нашлось место театральному творчеству. В военные годы и 25 лет после окончания войны Петр Петрович выходил на сцену Театра, носящего имя его любимого педагога, давшего путевку в профессию, Константина Сергеевича Станиславского. Заметными театральными работами стали роли в пьесах «Дни Турбиных», «Однажды в двадцатом», «Три сестры», «Салемские ведьмы». Позднее артист вошел в состав труппы Театра киноактера, занимался активной концертной деятельностью. Его «байки со съемок «Тихого Дона»» и казачьи песни очень нравились слушателям.
Актер, картины, с участием которого вошли в сокровищницу отечественного киноискусства, удостоен множества наград – Ордена «За заслуги перед Отечеством», Ордена Ленина, Ордена Дружбы народов, медали Довженко, Премии братьев Васильевых, знака «Отличник кинематографии СССР». Знаменитый исполнитель носил звание Народного артиста и Почетного кинематографиста России. Но главная награда – всенародное обожание.
Любимца публики не стало в 2000 году. Вместо обычной фотографии могильный обелиск украшает барельеф с изображением актера в культовом образе казака Мелехова, ведущего под уздцы любимого коня. Поклонники не забывают своего кумира, создавшего на экране особый мир с подлинными страстями и сокровенными переживаниями, – на могиле всегда лежат любимые цветы артиста – алые гвоздики.