Оглавление
Детство и юность
Биография актрисы ведет отсчет с далекого 1906 года. Девочка родилась 15 мая в провинциальном городке Красноуфимске. Родители работали педагогами. Отец преподавал рисование, а мать учила детей в начальной школе. Семье часто приходилось переезжать, пока Мурзаевы окончательно не осели в Москве.
Актриса Ирина Мурзаева
Мать начала руководить детским домом на Шаболовке, где преподавателями стали все члены семейства: отец, тетка и бабушка. Мурзаевы жили на первом этаже, а на втором располагались подопечные. Первым проектом отца, жившего творчеством, стал театр теней. Так маленькая Ира впервые соприкоснулась с драматическим искусством.
Родители отдали Ирину в женскую гимназию. Девочка записалась в драмкружок, которым руководил актер театра им. Вахтангова Николай Плотников. Здесь Ира начала знакомиться с основами актерского мастерства. Контакт с будущим знаменитым режиссером ей найти не удалось.
Ирина Мурзаева в молодости
Принципиальная и бескомпромиссная, она не допустила пренебрежительного отношения к себе, когда мастер позволил щелкнуть ученицу по носу. Он не поверил в Мурзаеву, и та ушла, уверенная в своих силах и таланте. Продемонстрировать их будущая артистка решила, окончив Московский государственный техникум им. Луначарского. Параллельно она получала образование в Литературном институте им. Брюсова.
Через год Ирина сконцентрировалась на получении профессии актрисы и перестала посещать второй институт. По окончании техникума она попала по распределению в Свердловский ТЮЗ, а через несколько лет вернулась в Москву. В это время Рубен Симонов вел набор в театр-студию. Мурзаевой удалось пройти конкурс и спустя время даже стать ассистентом режиссера, так как у артистки имелся необходимый опыт. Впоследствии актриса преподавала в театре-студии Симонова.
Ирина Мурзаева — лучшие фильмы: Фильмография
Девочка на шаре Детский По рассказу Виктора Драгунского. Однажды девятилетний Дениска увидел в цирке эквилибристку на шаре — девочку Таню. Мальчику показалось, что на картине Пабло Пикассо «» изображена именно Таня. |
Женатый холостяк Комедия Сергей и Тамара знакомятся в поезде. Она рассказывает ему, что едет к своим родителям, у которых сейчас ее сын, а с мужем развелась и больше к нему не вернется. Однако говорить родителям об этом она не хочет, чтобы их лишний раз не расстраивать. И Сергей решает представиться ее мужем… Однако эта новая роль в итоге окажется очень для него сложна. |
Комедия Лирическая комедия о приключениях милиционера Ивана Федотова, приехавшего впервые в Москву из далекой Сибири. |
Вот такая музыка Мьюзикл Музыкальная история выпускницы училища, получившей направление на работу в сельский клуб. |
Снежная королева. Кошкин дом Кай и Герда – брат и сестра, настоящие друзья не разлей вода. Кажется, ничто и никто не может их разлучить, но из ледяной тьмы появляется злая Снежная королева и забирает маленького Кая в свои холодные владения. Отважная Герда отправляется на поиски брата сквозь беспросветную вьюгу. На пути ей встречаются плохие и хорошие люди, девочка попадает в плен к разбойникам, но мужественно движется дальше. Она не знает, что в это самое время Снежная королева превратила сердце ее любимого Кая в осколок льдинки, и он уже не тот кроткий отзывчивый мальчик, каким был раньше. Только настоящая любовь с |
12 стульев По одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. 1927 год. Тридцатилетний Остап Бендер и гигант мысли Киса Воробьянинов (он же — отец русской демократии) разыскивают по стране советов сокровища, спрятанные в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура. На правах конкурирующей фирмы эти стулья разыскивает и батюшка сельского прихода — отец Федор… Год: 1971, Капитолина Ильенко, Готлиб Ронинсон, Эраст Гарин, Николай Горлов, Савелий Крамаров, Виктор Уральский, Роман Филиппов, Владимир Этуш, Ирина Мурзаева,Гликерия Богданова-Чеснокова, Наталья Воробьева, Григорий Шпигель, Клара Румянова |
Когда казаки плачут. Колька-Опера По мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова. Казачки узнали, что советская власть подарила женщинам равные права с мужчинами, и решили проучить «сильный пол»… Год: 1963, ,Евгений Моргунов,, Георгий Светлани, Зоя Чекулаева,Эмма Цесарская, Ирина Мурзаева, Элеонора Шашкова, |
Происшествие Приключение В основе сюжета — работа школьного «зеленого патруля», который помогает леснику лечить раненого лосенка и искать браконьеров… |
Приключение 1920-е годы. Корреспондент приезжает в село, где совершено покушение на молодого селькора, и убеждается в том, что это дело рук банды подкулачников, возглавляемых заместителем председателя сельсовета Маврой… |
Когда казаки плачут Комедия По мотивам рассказа Михаила Шолохова «О Колчаке, кропиве и прочем»; Дон, 1926 год. После очередной гулянки казаки обнаружили, что их жены забрали пожитки и исчезли с хутора. |
Веселые истории Детский Герои фильма — фантазер и поэт Дениска Кораблев, озорной Мишка, мечтательная Леночка и чрезмерно любопытная Аленка — живут в обыкновенном московском дворе. Они, как и все дети, любят цирк и зоопарк, но не любят манную кашу и домоуправа, который вечно следит за ними и мешает исполнять во дворе всевозможные цирковые номера… |
Ирина Мурзаева — творческий путь
Будущая актриса родилась в провинциальном городке в 1906 году. Родители-педагоги частенько переезжали с места на место, пока не поселились в Москве.
Ирину записали в гимназию. Одновременно девочка занималась в драмкружке. Актерское образование Мурзаева получила в театральном техникуме, который окончила в 1927 году.
Прежде всего по распределению Ирина поехала работать в Свердловский ТЮЗ, потом перебралась в столицу. В 1928-1937 годах актриса выступает на сцене театра-студии Р. Н. Симонова. Со временем Мурзаева становится ассистентом режиссера.
Свой творческий путь Ирина продолжила в театре Ленкома, где она проработала с 1937 года 20 лет. Именно на сцене этого театра в полной мере расцвел комедийный талант актрисы.
Свою первую кинороль Мурзаева исполнила в 1941 году в киноленте «Сердца четырех». Однако зрители увидели фильм лишь 1945 году. Роль Тамары-маникюрши сделала актрису известной на всю страну.
Далее последовали другие роли второго плана. Поскольку главные Ирине не доставались, актриса пополнила когорту артистов — королей эпизода.
Мурзаева настолько талантливо воплощала на экране комические роли героев второго плана, что они принесли ей славу. Иногда режиссеры просили актрису просто появиться в кадре. И этого хватало, чтобы зрители расплылись в улыбке.
Поскольку Ирина Мурзаева с любовью относилась к детям, она с удовольствием снималась в «Ералаше».
В жизни актриса мало напоминала своих героев — сдержанная, интеллигентная, начитанная женщина. Коллеги с уважением относились к ней, прислушивались к ее советам.
Прославленная Нонна Мордюкова вспоминала о Мурзаевой, что та «безумно любила сына, и дети постоянно к ней липли, даже самые маленькие. И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Раскрепощенный, нескончаемо интересный человек, безумно талантливая актриса».
Ирина Мурзаева: биография
Фамилию Ирины Мурзаевой вспомнит редкий кинолюбитель. Зато, увидев советскую актрису на экране, ее узнает каждый. На счету артистки десятки ролей, значащихся в титрах как «бабушка» или «соседка», серии тележурнала «Ералаш» и масса эпизодических ролей, которые принесли исполнительнице узнаваемость и популярность.
Ирина Мурзаева в фильме «12 стульев»
Специфическая внешность не позволила ей воплотить образы драматических героинь, но помогла оставить фамилию в истории советской комедии. Настоящий профессионал, верный друг и чуткая актриса, Ирина Мурзаева запомнилась зрителям и коллегам по цеху как человек широкой души.
Личная жизнь
Артистка не переживала из-за того, что ей не выпадала возможность сыграть драматическую роль. Она с благодарностью принимала то, что подарила ей профессия, и с радостью работала над каждым образом. В жизни она не была похожа на своих персонажей. Серьезная, интеллигентная женщина поражала образованностью и замкнутостью. Тактичная и пунктуальная, Мурзаева никогда не опаздывала. Завершив работу, всегда покидала площадку, не задерживаясь для общения. Круг ее друзей был узким.
Ирина Мурзаева с внучкой Катей
Личная жизнь не сложилась. Актриса вышла замуж в первый раз в юном возрасте, и брак быстро распался. Второй раз она задумалась о замужестве, познакомившись с актером Николаем Толкачевым. В союзе родился сын Борис. Его воспитание после развода полностью легло на плечи актрисы.
Матери пришлось совмещать работу и домашние хлопоты. Сын вырос и стал конструктором, а Мурзаева больше не думала о браке. Ее увлечения заключались в вязании, чтении и прогулках. Знакомые говорили, что актриса не была приспособлена к быту, и поход по магазинам был для нее пыткой.
Фильмы
В 1937 году Ирина Мурзаева стала актрисой, а затем режиссером театра Ленинского Комсомола. Здесь она проработала вплоть до 1956 года. Комедийный талант исполнительницы раскрылся именно в этом театре. Она была увлечена профессией и сыграла десятки ролей классического репертуара. Из-за недопониманий, возникших с новыми руководителями театра, артистке пришлось его покинуть. Как и в молодости, актриса проявила принципиальность и ушла оттуда, где ей не были рады. Впоследствии выступала мастером в драматических кружках, которые вела долгое время.
Ирина Мурзаева в фильме «Сердца четырех»
В 1941 году состоялся кинодебют артистки в фильме «Сердца четырех». Из-за сложного военного времени публика увидела фильм только после победы во Второй мировой войне, в 1945-м. Мурзаева сыграла специалиста по маникюру Тамару Спиридоновну, образ которой прославил исполнительницу на весь Советский Союз.
Так она вошла в плеяду артистов, которых называли «королями эпизодов». Актрисе не предлагали крупных ролей, но в комическом амплуа героев второго плана она была бесподобной. Череда забавных женщин, которых она воплотила в кадре, принесла славу Ирине Мурзаевой.
Ирина Мурзаева в фильме «Свадьба»
Соседки, фрейлины, бабушки и тетушки, секретарши – все эти дамочки заключали в себе индивидуальные черты исполнительницы. Актриса не считала себя привлекательной, поэтому существует не так много ее фото. В кино она сделала невзрачную внешность своим козырем. Изображение артистки в купальнике выглядело забавным, поэтому даже советские цензоры не придирались к нему.
Фильм «Свадьба» и комедия «Близнецы» позволили Мурзаевой поработать с такими звездами, как Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Эраст Гарин. Затем была небольшая творческая пауза, в течение которой Мурзаева появлялась в кино в крохотных ролях в картинах «Анна на шее», «12 стульев», «Сказка о потерянном времени» и других.
Ирина Мурзаева в фильме «Близнецы»
Актриса славилась умением персонализировать образ, добавить ему пару-тройку штрихов, делавших героя цельной личностью. В картине «Железный поток» ее баба Горпина, убегая из пылающей деревни, прихватывает с собой самоварную трубу и так и не выпускает ее из рук до финала истории.
В этой трубе надежда на светлое будущее и новый дом. В «Простой истории» актриса сыграла мать деревенской девушки, которую воплотила в кадре Нонна Мордюкова. Дочь выбрали председателем колхоза, а мать давала ей важные наставления, выглядящие с экрана смешно.
Ирина Мурзаева в фильме «Женатый холостяк»
В комедии «Женатый холостяк» Ирина Мурзаева сыграла бабушку Анну Христофорову, сватью молодого шофера. Невероятные приключения и казусы, происходящие при ее участии, сделали повествование поистине искренним, добрым и смешным. Актриса подтвердила, что амплуа «комической старухи» может быть глубоким и многогранным.
Она воплотила в кадре множество отличающихся друг от друга характеров. Часто режиссеры просили Мурзаеву просто побыть в кадре, чтобы расположить публику. Одного ее появления хватало для возникновения улыбки на лицах зрителей.
Последняя роль Ирины Мурзаевой в сериале «Следствие ведут Знатоки»
Ирина Мурзаева очень любила детей, поэтому в финале карьеры вела детские кружки и часто снималась в «Ералаше», ориентированном на юную аудиторию телезрителей. Настоящий профессионал малых форм, она снималась и в киножурнале для старшей аудитории под названием «Фитиль».
Фильмография[править | править код]
- 1941 — Сердца четырёх — маникюрша Тамара Спиридоновна
- 1944 — Свадьба — гостья
- 1945 — Близнецы — Алла Брошкина
- 1945 — Слон и верёвочка — соседка
- 1954 — Анна на шее — Мавра Григорьевна
- 1957 — Екатерина Воронина — Калерия Ивановна
- 1957 — Девушка без адреса — проводник
- 1959 — Произведение искусства — Мать адвоката (нет в титрах)
- 1960 — Простая история — мать
- 1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки — сплетница-дьячиха
- 1962 — Серый волк — Пелагея
- 1962 — Весёлые истории — дама на матрасе
- 1963 — Когда казаки плачут — Прасковья
- 1964 — Сказка о потерянном времени — злая волшебница Анна Ивановна
- 1965 — Дети Дон Кихота — старуха с собакой Вихрем
- 1965 — Чистые пруды — стрелочница
- 1965 — Двадцать лет спустя — встревоженная горожанка
- 1965 — Голубая чашка — молочница
- 1966 — Женщины — консьержка
- 1966 — Девочка на шаре — администратор зрительного зала
- 1967 — Железный поток — Горпина
- 1968 — Огонь, вода и… медные трубы — гостья
- 1969 — Гори, гори, моя звезда — тапёрша
- 1969 — Взрыв после полуночи — жена чиновника
- 1969 — Последние каникулы — частница
- 1969 — Вчера, сегодня и всегда — дама в тёмных очках
- 1970 — Опекун — Антонина Ивановна Прокопчук
- 1970 — В тридевятом царстве… — первая фрейлина
- 1971 — 12 стульев — экскурсовод
- 1971 — Старики-разбойники — смотрительница музея
- 1972 — Учитель пения — бабушка
- 1972 — Вот моя деревня — Тереза Ивановна, учительница
- 1972 — Меченый атом — тетя Рита
- 1973 — Полуночник (Литовская киностудия) — бабушка Зиты
- 1974 — Северная рапсодия — бабушка Ладейкина
- 1974 — Три дня в Москве — Матрёна
- 1976 — Повесть о неизвестном актёре — старая актриса
- 1976 — Преступление — бабушка
- 1976 — Про дракона на балконе, про ребят и самокат — Таисья Ивановна
- 1976 — Не плачь, девчонка — врач призывной комиссии
- 1976 — Принцесса на горошине — маркиза
- 1977 — Розыгрыш — соседка Фира Соломоновна
- 1977 — Приехали на конкурс повара — Клавдия Ивановна
- 1977 — Инкогнито из Петербурга — пожилая дама
- 1978 — Сдаётся квартира с ребёнком — старушка с папиросой, квартиросъёмщица
- 1978 — Близкая даль — секретарша Нила Андреевича
- 1979 — Жил-был настройщик — соседка Лены (нет в титрах)
- 1981 — Сказка, рассказанная ночью — тётушка Графини
- 1982 — Женатый холостяк — Анна Христофоровна
- 1983 — Витя Глушаков — друг апачей — бабка в очереди
- 1984 — Зудов, вы уволены! — баба Настя
- 1984 — Зачем человеку крылья — Ульяна, соседка
- 1984 — Счастливая, Женька! — пациентка баба Зина
- 1984 — Если можешь, прости — баба Поля
- 1987 — Следствие ведут знатоки. Бумеранг — Татьяна Григорьевна, свидетельница