Оглавление
Почему закрылся «Кабачок 13 стульев»?
Главные вопросы, которые интересуют людей в России: «Кто виноват? Что делать? Почему закрылся «Кабачок 13 стульев?». Его бы и раньше закрыли, но дорогой Леонид Ильич Брежнев был страстным поклонником передачи.
Волнения в братской стране обострили восприятие польской темы. «Кабачок» был вне политики, но в программе говорили об одном, зритель слышал другое. Это называется аллюзия, политический контекст рождал двусмысленность. В 1980-м председатель Гостелерадио программу закрыл.
Из 133 программ сохранилось только 11. Их подготовил и разместил на сайте «Старое радио» Юрий Метелкин. Актёры «Кабачка 13 стульев», фото их всех, к счастью, радуют немолодых людей, с благодарностью вспоминающих любимую передачу. Ведь в ней отразилась целая эпоха.
СПАСИБО МАНИКЮРУ!
Как-то раз на планерке у руководства Гостелерадио было принято решение создать некую развлекательную передачу. Первым делом надо было продумать концепцию и написать сценарии пилотных выпусков. Но деятели ЦТ просто нашли добрейшей души режиссера – Георгия Зелинского. И взвалили все на него. Зелинский вместе с женой Зоей как раз и стоял у самых истоков «Кабачка». Но об этом нигде не рассказывается.
– Существует версия, будто бы передачу придумал Александр Белявский – очень мною любимый, – говорит Зоя Николаевна. – Но он никакого отношения к этому не имел. Нам потребовался человек, который бы своими комментариями скреплял между собой разрозненные миниатюры. Пан Ведущий. Им и стал Саша Белявский. Никакого другого участия в создании передачи он не принимал.
– А почему «Кабачок» на советском телевидении отличался таким польским колоритом?
– Изначально передача вообще называлась «Добрый вечер». И у нас было очень мало задумок. А персонажей – раз, два и обчелся. Я там была певицей. Спартак Мишулин делал пантомиму в стиле Чарли Чаплина. Ольге Аросевой мы предложили монолог «Женщина с сумкой»… Все – больше никаких идей. А с чего все закрутилось? Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь». Там на первом этаже был киоск, в котором продавали журналы из соцстран – Румынии, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии, ГДР. Все – на русском языке. И на последней странице каждого журнала была рубрика – «Юмор наших друзей». Там печатались миниатюры, героями которых были директор гостиницы, бухгалтер, регулировщик, официант… Я скупила все эти журналы, отнесла их в «Литдраму» (главная редакция литературно-драматических программ ЦТ. – Ред.). Там полистали журналы, вдохновились. И так у нас стали появляться сценарии к передачам. И яркие персонажи!
Не тяни одеяло!
В истории «Кабачка» было три пана Ведущих: Александр Белявский, Андрей Миронов и Михаил Державин.
Александр Белявский в роли пана Ведущего, 1966 год. Кадр youtube.com
«Белявский ушёл из «Кабачка» и тут же ушёл из театра. Это была ошибка, — считает Зоя Зелинская. — Он думал, что из-за «Кабачка» его перестанут снимать в кино. И оказался прав. Белявский был очень хорош собой, но к нему тоже приклеился этот образ, и больших работ у него уже не было. Как сказал один наш коллега: «Эх, Саня-Саня, тебе с таким лицом надо быть в Голливуде, а не на «Мосфильме». Но не повезло ему ни с Голливудом, ни с «Мосфильмом».
А вот Андрея Миронова в «Кабачке» не приняли зрители. Он сам очень хотел у нас сниматься. Но ему была присуща манера премьера: «Я в центре, а вы все — вокруг». А в «Кабачке» это недопустимо — ведущий, наоборот, должен всех объединять, а не тянуть одеяло на себя. Поэтому, когда передача с Мироновым вышла в эфир, на телевидение полетели письма и телеграммы от зрителей: «Уберите! Он никого не слушает!»
Андрей Миронов в роли пана Ведущего, 1967 год. Кадр из фильма
«Я был третьим ведущим после Саши Белявского и Андрюши Миронова, — рассказывает актёр Михаил Державин. — Белявский ушёл пробоваться к Гайдаю в «12 стульев» на роль Остапа Бендера. Вместо него на роль ведущего позвали Миронова. Но он провёл всего два выпуска. Пригласили попробоваться на эту роль и меня. Так я там и остался. 14 лет я вёл «Кабачок», работал вместе со всеми ночами, спал в гримёрных «Останкино». Нам выделяли какие-то диванчики, давали одеяльца, разрешали чуть-чуть поспать, а потом отправляли на площадку. Часто несколько ночей подряд так работали, потому что у всех была в театрах большая занятость и пропускать спектакли было нельзя. Плучек сердился на нас, ревновал. Особенно ему не нравилось, когда мы выходили на сцену, а зрители начинали показывать на нас пальцем и громко шептать: «О! Пан Ведущий! А это пан Директор!» Но что делать, если мы были популярны во всём Союзе именно как участники «Кабачка»?!»
Михаил Державин в роли пана Ведущего, 1968 год. Кадр youtube.com
Руководитель Театра сатиры Валентин Плучек и правда ненавидел «13 стульев». Говорят, что одной из актрис-участниц он прямо заявил: «Если будешь там сниматься — задавлю». По слухам, Плучек не раз ходил на приём к тогдашнему председателю Гостелерадио Лапину с просьбой закрыть это «посмешище». Теленачальник был солидарен с режиссёром, но пойти против высшего руководства не мог после того, как выяснилось, что «Кабачок «13 стульев» — одна из любимых передач руководителя СССР Леонида Брежнева.
Пани Катарина и пани Зося.Пани Зося: — Пани Катарина, я слышала, вы выходите замуж? Какое прелестное колечко! Но я слышала, что жених обещал подарить вам автомобиль. Почему же он подарил вам вместо него колечко с бриллиантом?П. К.: — Потому что он не смог найти фальшивого автомобиля!
«Плучека бесило, что зрители бегают по фойе, показывают пальцем на висящие фотографии со словами: «Ой, пан Вотруба, а это пани Моника!» — говорит Зоя Зелинская. — Он кричал: «Вы маски!» Но когда надо было что-то получить для нашего театра, мы все шли и добывали это, вплоть до кирпича. А Лапину Брежнев лично сказал: «Делай что хочешь, но оставь мне «Кабачок» и футбол».
15 лет в эфире, 133 программы, 1300 бутербродов, съеденных в кадре, 38 230 писем от телезрителей. Программе и дальше бы жить. Но вдруг актёрам, которые в ноябре 1980 г. репетировали сценки для нового выпуска программы, сообщили, что съёмки «Кабачка» приостановлены из-за политических волнений в Польше.
«Кабачок «13 стульев», или Почему с экранов в Союзе шутили паны и пани
Подробнее
«Теленачальство очень обрадовалось, что закрыли «Кабачок», потому что мы им очень надоели, — говорит Зоя Зелинская. — По нормам мы должны были снимать 4 выпуска в месяц, а Зелинский снимал 12. Это было нарушение графика, традиций. Несколько лет спустя Аросева предприняла попытку возродить «Кабачок», но ничего не вышло.
Несмотря на то что «Кабачок» давно не появляется на экранах, зрители его помнят. Два года назад были такие же снегопады, как в этом году. Я подъезжала ночью к своему дому. На дороге в машину грузили снег. Я никак не могла объехать этот грузовик, открыла окно, говорю: «Ребята, можно проехать?» Вдруг один рабочий подходит, смотрит на меня и говорит: «Ой, пани Тереза! Вы играете лучше, чем машину водите».
https://youtube.com/watch?v=gfgly8I6FRg
Кабачок 13 стульев актеры:
Александр Белявский -ведущий
Андрей Миронов — ведущий
Михаил Державин — ведущий
Даниил Каданов — директор
Спартак Мишулин — директор
Виктор Байков — пан Вотруба (счетовод)
Валентина Шарыкина — пани Зося (первая официантка кабачка)
Ёла Санько — пани Ванда (вторая официантка кабачка)
Евгений Кузнецов — пан Юзеф (первый бармен кабачка)
Владимир Козел — пан Беспальчик (второй бармен кабачка)
Ольга Аросева — пани Моника
Борис Рунге — пан Профессор (старый знакомый пани Моники)
Ольга Викландт — пани Птушек (заклятая подруга пани Моники)
Елена Облеухова — пани Ева (племянница пани Моники)
Зоя Зелинская — пани Тереза
Роман Ткачук — пан Владек (муж пани Терезы, экономист треста)
Наталья Селезнёва — пани Катарина (дочь пана Вотрубы)
Юрий Волынцев — пан Спортсмен (жених пани Катарины)
Виктория Лепко — пани Каролинка (дочь пани Птушек)
Виктор Зозулин — пан Анджей (муж пани Каролинки)
Ирина Азер пани — Ольгица (дочь пани Моники)
Зиновий Высоковский — пан Зюзя (прозаик)
Рудольф Рудин — пан Гималайский (руководитель трестовского театра)
Владимир Долинский — пан Пепичек
Владимир Кулик — пан Регулировщик
Юрий Соковнин — пан Юрек (таксист)
Георгий Вицин — пан Одиссей Цыпа (критик)
Юрий Авшаров — пан Кошон
Вячеслав Шалевич — пан Поэт
Нина Корниенко — пани Муза
Татьяна Пельтцер пани Ирена
Наталья Богунова — пани Гелена
Виктор Рухманов — пан Изобретатель
Борис Новиков — пан Специалист
Георгий Тусузов — пан Пепусевич (руководитель оркестра)
Георгий Менглет пан Мамонт Маломальский (директор кинообъединения)
Антонина Жмакова — пани Беата (актриса из театра пана Гималайского)
Олег Солюс — пан Пузик (владелец гостиницы в тресте)
Юрий Сагьянц — пан Трепыхальский (страховой агент)
Лилия Юдина — пани Люцина (невеста пана Директора, бывшая цирковая артистка)
Лидия Савченко — пани Марыля (невеста пана Директора)
Екатерина Васильева — пани Эльжбета (жена пана Директора)
Татьяна Жукова-Киртбая — пани Ядвига (сестра пани Эльжбеты)
Георгий Шахет — пан Марек (муж пани Ядвиги)
Готлиб Ронинсон — пан Станислав (дядюшка пани Эльжбеты)
Олег Вавилов — пан Збышек (племянник пана Станислава)
Александр Галевский — пан Войцех (кузен пани Эльжбеты)
Татьяна Горностаева — пани Ева (секретарша пана Директора)
Екатерина Богунова — пани Кристина
Эдда Урусова — пани Данута
Инна Ульянова пани Крапидловская
Всё-таки 13?
Генеральный секретарь не знал, что своими словами он спас любимую всеми телепрограмму от закрытия. Простые телезрители этот весёлый сериал любили, а теленачальство и критики люто ненавидели.
«Мой муж Георгий Зелинский был режиссёром и завтруппой Театра сатиры, — рассказала «АиФ» актриса Зоя ЗЕЛИНСКАЯ, «пани Тереза». — Ему приносили всё новые идеи, которые предлагались театру. Однажды принесли какие-то разрозненные сценки — неплохие, смешные, в основном из польского журнала «Шпильки». Такие остроты по-польски называются «мигавки». Я с большим трудом уговорила мужа взяться за этот материал.
Пан Ведущий: — Трёх вещей нельзя прощать женщине. Но, к сожалению, никто не знает, каких именно!
В этих сценах в основном были диалоги и единственный монолог, который назывался «Женщина с сумкой». Прочитав его, я решила, что лучше, чем актриса Театра cатиры Ольга Аросева, его никто не сыграет. Она в это время не работала, у неё был серьёзный конфликт с главным режиссёром театра, 10 лет она сидела без ролей, рыдала… Наблюдать за этим было тяжело всем нам — неприятно, когда человека унижают, изничтожают на твоих глазах. И я ей дала этот монолог. На этом маленьком материале мы сделали передачу, назвали её «Добрый вечер».
«Добрый вечер» после двух выпусков прикрыли. Но тут же со всего Советского Союза на Шаболовку слетелись сотни писем с просьбой продолжить этот «весёлый банкет». Банкет продолжили, но программу немного модернизировали.
Ольга Аросева в роли пани Моники, 1969 год. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит
«Георгий Васильевич взялся штудировать журналы — польские, чешские, венгерские, французские, — продолжает Зоя Зелинская. — Мы пригласили Сашу Белявского в качестве ведущего. Он идеально подходил на эту роль со своим абсолютно западным, европейским благородным лицом».
Польские шутки из журнала «Шпильки» очень понравились создателям «Доброго вечера», их они и решили использовать в своём «прозападном» проекте. Перевели, раздали тексты актёрам, достали записи песен французских, польских, чешских и венгерских исполнителей, которыми разбавили польский юмор, и приготовились запускать программу в эфир. Но как её назвать? «Добрый вечер» уже не подходил. Тогда-то и родилось название «Кабачок «13 стульев».
Пани Тереза и пан Ведущий.Пани Тереза: — До свидания, я ухожу. Иду позировать художнику. Пан Ведущий: — А для какой картины?П. Т.: — «Клеопатра и змея». П. В.: — Да? А с кого же он пишет Клеопатру?
https://youtube.com/watch?v=NxL7zltcRhM
Меню сайта
7 Дней 9 студия 12 этаж 50 х 50600 секунд 90 минут (Доброе утро) А ну-ка, девушки! А ну-ка парни! АБВГДейка Адрес песен молодость Академия детских наук Алло, мы ищем талантыАншлаг Антология советской песни Арена Артлото Аукцион Бенефис Брейн-ринг БудильникБудка гласности Больше хороших товаров В. И. Ленин. Страницы жизни В гостях у сказки В мире животных В объективе-животные В субботу вечеромВесёлые нотки Весёлые ребята Вечер Весёлых Вопросов (ВВВ) Взгляд Вокруг смехаВремя Все клоуны Встреча в концертной студии «Останкино» Выставка Буратино Годы, поколения, песни Голубой огонёк Города Советского Союза Давайте познакомимся. Телекурс русского языка Декабрьские вечера Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас! Державы вечная любовь Детский час Джазовая панорама ДИПП (Детский видеоканал) До 16 и старшеДо и после полуночи Ералаш За рубежом Звуковая дорожка МК Здоровье Зеленая лампа Зима и весна сорок пятого Игра в детектив Играй гармонь любимая! Институт человека Кабачок 13 стульев Камера смотрит в мир КинопанорамаКВН Когда поют солдаты (Виктория) Клуб путешественниковКонтрольная для взрослых Кружатся диски Ленинский университет миллионов Лестница Якоба Литературные чтения Любовь с первого взгляда Марафон-15 Мастера искусств Матадор Международная панорама Мелодии и ритмы зарубежной эстрады Минута молчания Мир и молодёжь Мир встречает Новый год Музыкальный киоскМузыкальный лифтМузыкальный рингМузыка телеэкранаМуз Обоз Наш сад Наша биография Новогодний аттракцион Оба-На! Олимпиада 80От всей души Отчего и почему? Очевидное невероятное Парады Победы (Юбилейные) Педагогика для всех Песня года Песня далекая и близкая Песня остается с человеком Пестрый котел (ГДР) Пионерия (киножурнал) По следам великих открытий Победители (Клуб фронтовых друзей) Под знаком Пи Пресс-клуб Приключения медвежонка Ниды Программа «А» Прожектор перестройкиПрограмма передач Программа мультфильмов Пятое колесо Радуга (Международный фестиваль телевизионных программ о народном творчестве) Ребята с нашего двора Ритмическая гимнастикаСегодня в мире Сельский час Слово Андроникова Служу Советскому СоюзуСоветский воин Содружество СССР-КАНАДА 72 Споемте, друзья Спокойной ночи, малыши! Спортлото Страницы советского искусства Ступень к Парнасу Счастливый случай Твои Ордена Комсомол Творчество народов мира Театральные встречи Телевизионное знакомство Телекурьер Телемост СССР-США У театральной афиши Умелые руки Утренняя гимнастика Утренняя звездаУтренняя почтаФитильФутбольное обозрение Хочу всё знатьЧеловек. Земля. Вселенная Человек и закон ЧМ 1986 Четыре встречи с Владимиром Высоцким Что? Где? Когда? Чуден град Москов Чудесная лесенка Шахматная школа Шире круг Это Вы МожетеЭтот фантастический мир Я сама KultnachtMusikladen Ki mit tud?
ЯЩИК ПИВА ЗА НАЗВАНИЕ
– Передача очень быстро стала популярной, – продолжает Зоя Николаевна. – И стало ясно, что название «Добрый вечер» какое-то безликое. Тогда мы провозгласили с экрана: кто придумает для нас новое название, тот получит в награду ящик пива. Среди телезрителей провели конкурс. И победил человек, предложивший вариант, который теперь всем известен – «Кабачок «13 стульев». Это отсыл к произведению Ильфа и Петрова, как вы понимаете. Только стульев на один больше.
Кстати, «посадочных» мест в телевизионном «Кабачке» действительно было 13. А вот персонажей со временем набралось больше 50! Они сменяли друг друга, но были и постоянные. Например, Спартак Мишулин крепко запомнился зрителям как Пан Директор. Ольгу Аросеву до сих пор многие называют «пани Моника», Наталью Селезневу – «пани Катарина», а Зою Зелинскую – «пани Тереза».
«Кабачок 13 стульев»: актёры и роли, сценарии
Поначалу юмора вполне хватало. Польша, подметил кто-то, считалась самым весёлым бараком в социалистическом лагере. Нервничала цензура: как бы чего не вышло. Со временем махнули рукой. В конце концов, не у нас, а у них, поляков. Потом сюжетов стало катастрофически не хватать. Сотни авторов работали на «Кабачок 13 стульев». Актёры россыпью раскидывали по полу уютного заведения жемчуг шуток. Их подхватывали, тотчас выносили на улицу, повторяли в очередях, транспорте, на отдыхе, работе. Среди начинающих авторов были Эдуард Успенский, Григорий Горин, Аркадий Арканов, Марк Захаров. Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева, Валентина Шарыкина, Михаил Державин, Наталья Селезнёва — артисты, блистающие в программе.
Так и жил «Кабачок 13 стульев». Актёры старились, время шло, юмор оставался молодым и дерзким: «У вас такое болезненное воображение, пани Моника, что его хватит на 10 больничных листов», «…ему удаётся выражать минимум содержания при максимуме слов». Народ запоминал, умело вставлял меткие фразы в быт.
«БЕЛЯВСКИЙ ВЫБРАЛ КИНО»
– Первым Паном Ведущим, как вы помните, был Саша Белявский, – рассказывает Зелинская. – Он был хорош необыкновенно! Такое европейское, западное лицо… Саша сразу полюбился зрителям! Но задержался у нас ненадолго, решил уйти. Ему хотелось сниматься в кино, а это было бы невозможно, если бы он остался в «Кабачке». Передача выходила в эфир каждую пятницу. Какое уж тут кино!
Надо было срочно искать другого ведущего. И однажды знакомая мне сказала: «В Театре Ленинского комсомола есть такой красивый актер… Ну вылитый Роберт Тейлор!» Я схватила Жорика Зелинского, и мы помчались в Ленком. Увидели там этого русского «Тейлора» – Мишу Державина. Конечно, сразу начали с ним переговоры. И он согласился. Кстати, в одном из юбилейных выпусков у нас было два ведущих. Мы попросили Сашу Белявского сняться разочек на пару с Мишей Державиным. Получилось замечательно!
Тут Зоя Николаевна умолчала, что несколько выпусков «Кабачка» провел также Андрей Миронов. Но он, как ни странно, был отвергнут зрителями. Они писали письма с просьбой убрать Миронова.
«ПОВТОРИТЕ, МЫ ПЛАТЬЕ НЕ РАССМОТРЕЛИ!»
Актрисы из «Кабачка» стали настоящими законодательницами мод. На них были такие наряды, какие в советских магазинах не продавались.
– Костюмы для съемок мы добывали кто как мог, – признается «пани Тереза». – Из зарубежных гастролей привозили. Мой второй супруг был журналистом-международником, часто ездил за границу – и я просила его купить для съемок какие-то платья, шляпы. Нам надо было хорошо одеваться. Потому что мы были примером для женщин в СССР. Мне приходили такие послания: «Наденьте, пожалуйста, еще раз платье, которое было на вас в прошлом выпуске. Хочу сшить такое же на свадьбу, но не успела рассмотреть крой».
Руководство ЦТ, к слову, пыталось приструнить модниц из «Кабачка». Скажем, одно время запрещено было надевать шляпки – мол, чуждый пролетарскому вкусу буржуазный элемент одежды! А Наталью Селезневу однажды наказали рублем за то, что появилась в кадре в слишком короткой юбке: актрисе просто не заплатили гонорар за съемку!