Оглавление
- Чарующий мир искусства
- Личная жизнь
- Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой
- Бездетная вдова
- Любовь Добржанская
- Занавес (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Театральная звезда
- Первые исполнительницы роли Шурочки Азаровой
- Отец (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Творчество
- Биография
- Таинственный возраст
Чарующий мир искусства
С ранних лет театр привлекал юную дворянку. Ей был по душе этот таинственный волшебный мир, где можно перевоплощаться в самых разных персонажей. В 1923 году артистичная Любовь поступила в студию при киевском Втором украинском театре имени Ленина (в 1926-м был переименован в Русскую госдраму, сейчас — Национальный академический русский драмтеатр имени Леси Украинки).
Уже в следующем, 1924-м, Добржанская окончила обучение и была принята в труппу упомянутого выше храма искусств. Здесь она прослужила ровно 10 лет, прервавшись лишь на один год (1926-1927) на работу в тогдашнем Днепропетровске (нынешнее название — Днепр).
Актерская карьера Любови Добржанской сразу началась успешно. За свое первое театральное десятилетие, прошедшее в Киеве, артистка исполнила более сотни ролей. Она блистала и в классических спектаклях, и в современных постановках. Киевские театралы обожали Добржанскую и нарекли гением лицедейства. Причем восторженно о даровании Любови отзывались как зрители, так и критики.
Личная жизнь
В личной жизни Добржанской было множество трагедий. Смерть актриса встретила трижды вдовой, так и не познавшей счастья материнства.
В молодости Любовь Ивановна поспешила выйти замуж за тезку отца и коллегу по сцене, носившего фамилию Червинский. Монологи супруга за игрой в преферанс сочли антисоветскими, и мужчину арестовали. Не выдержав допросов, Иван Червинский повесился в камере.
На молодую вдову обратил внимание еще один коллега — актер и режиссер Владимир Нелли-Влад. Именно второй муж поставил в Театре русской драмы спектакль по пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», в котором блистала Любовь Ивановна
Добржанская — первая исполнительница роли Комиссара. Брак актрисы и режиссера распался после переезда женщины в Москву.
Любовь Добржанская и Осип Шахет (кадры из фильмов «Учитель танцев» и «Пятый океан»)
Жизнь третьего супруга Любови Ивановны, актера Осипа Шахета, еврея по национальности, игравшего в Театре Красной армии Адольфа Гитлера в спектакле «Южный узел», оборвал инфаркт. Мужчину, вышедшего на балкон, чтобы сделать утреннюю зарядку, сразил сердечный приступ. Сын Осипа Александровича от первого брака также стал актером. Георгий Шахет прославился ролью пана Марека в «Кабачке “13 стульев”».
Год провдовствовав, Любовь Ивановна вновь вышла замуж. На этот раз сердце актрисы покорил цыган Виктор Кручинин — гитарист и драматический актер.
С четвертым мужем Добржанская прожила четверть века, однако в 1975 году артистка вновь овдовела. Кончину Виктора Яковлевича Любовь Ивановна переживала очень тяжело: мужчина был не только супругом, но и аккомпаниатором актрисы. Под гитару Кручинина Добржанская исполняла на концертах романсы.
Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой
История, конечно, спорная. Натолкнул Рязанова на такие мысли другой случай, который произошел на двадцать лет раньше, когда только начали ставить пьесу на сцене. Одна из постановок случилась в Свердловске в трудном 1942 году. Театр Советской Армии находился там в эвакуации и у его режиссера Алексея Попова случилась точно такая же история с Гладковым. Тот должен был что-то дописать и исчез. Именно тогда и поползли слухи о том, что он не является автором пьесы. Впрочем, никто так этого и не смог доказать.
Там же, в Свердловске, на сцену в образе Шурочки Азаровой вышла знаменитая театральная актриса Любовь Добржанская. По факту ей тогда было уже 37 лет, хотя по паспорту — 34. Говорят, она решила исправить себе год рождения с 1905 на 1908, «случайно» пролив чернила на документ. С тех пор свой День рождения она никогда не отмечала, только именины — 30 сентября. В любом случае, образу юной девицы тогда она соответствовала мало.
Любовь Добржанская в роли Шурочки Азаровой в спектакле «Давным-давно»
Те, кто знал «мировую маму» в молодые годы, отмечали, что она обладала большим обаянием и нравилась мужчинам. Ходили слухи и о ее давнем романе с Поповым, который даже хотел уйти ради Добржанской из семьи, но так и не решился. В общем, Любовь уговорила режиссера, что сыграет эту роль лучше всех. Уже на первой репетиции он понял, что не ошибся.
Надо сказать, что пьеса музыкальная, а у Добржанской, помимо неоспоримого актерского таланта, был еще и прекрасный голос. Впоследствии она даже гастролировала по стране с романсами. Тогда результат работы удивил всех. Во-первых, в тяжелые военные годы спектакль неожиданно собрал полный зал людей, которые тяжело трудились в тылу на благо армии. Во-вторых, на сцене Любовь была настолько убедительна, что никто даже и не заподозрил, что «Шурочке»-то уже под сорок.
Любовь Добржанская в фильме «Учитель танцев» (1952)
Бездетная вдова
Личная жизнь Любови Добржанской была не менее насыщенной, чем ее карьера. Но при этом достаточно трагичной, в отличие от успешной работы на сцене и съемочных площадках. Актрисе было суждено пережить троих мужей из четырех.
Ее первым супругом стал Иван Червинский — талантливый театральный актер из Киева. Но семейное счастье продлилось недолго. На Червинского был написан донос, в результате чего актера арестовали одновременно с полковником Добржанским. Так юная Любовь лишилась и отца, и мужа. За «беседы за игрой в преферанс» Ивана осудили. Не выдержав тягот тюремного заключения, актер вскоре повесился в камере.
Вторым супругом Любови Добржанской был театральный режиссер Владимир Нелли. Он ставил в Киеве спектакли с участием актрисы, но ее влюбленность в мужа довольно быстро прошла. Незадолго до своего судьбоносного переезда в Москву артистка развелась с супругом. Владимир стал единственным из четырех официальных мужей Любови, с кем ее разлучила не смерть.
Третьим супругом актрисы стал Осип Шахет. С обаятельным харизматичным актером она познакомилась после разрыва с Александром Поповым — режиссером Московского театра Советской армии, где Добржанская служила большую часть карьеры. Худрук был женат и, выбирая между семьей и страстью, в конце концов предпочел первое.
Вскоре после этих событий Любовь встретила Осипа. Чувство захватило актрису целиком и полностью. Выходя замуж за Шахета, она была уверена: этот брак — ее счастье. Любовь мечтала завести детей, но надеждам было не суждено воплотиться в жизнь. Летом 1949 года, выйдя ранним утром подышать воздухом на балкон их квартиры на улице Дурова в Москве, Осип умер от сердечного приступа.
Четвертым и последним супругом Добржанской стал гитарист и актер цыганского происхождения Виктор Кручинин. Их брак продлился около двух десятилетий. В 1975-м Виктор скончался. Он опередил супругу на пять лет.
Мечты Добржанской о детях не сбылись за всю ее жизнь. Стать «мировой мамой» вне экрана ей не представилось возможности.
Любовь Добржанская
Мать Жени Лукашина, которую сыграла Любовь Добржанская, моментально запала в сердца отечественных зрителей. Женщина была замужем трижды, и во всех браках смерть забирала любимых. Первого мужа арестовали по политический статье, мужчина не выдержав, повесился в камере. Второй супруг скончался от продолжительной болезни. Третьего — разбил инфаркт. Актриса так и не познала радость материнства.
Любовь Добржанская. Фото: kp.ua
Роль в культовой кинокартине Эльдара Рязанова стала для женщины заключительной. Последние годы жизни Добржанской были тяжелыми: у актрисы развилась деменция — она потеряла память и способность узнавать знакомых. Любовь Ивановна Добржанская ушла из жизни в ноябре 1980 года.
Занавес (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
В 1977 году актриса стала замечать, что ее память слабеет. Добржанская забывала текст. В 1978-м она приняла самое тяжелое решение в своей жизни — уйти из театра. Навсегда. Она вышла на пенсию. Жизнь без театра была настоящим мучением. Душевные страдания актрисы усугубились физическими — Добржанская сломала шейку бедра.
Травма для возраста артистки была опаснейшей. Этот перелом стал причиной смерти Любови Добржанской. Третьего ноября 1980-го одинокая актриса скончалась. Ей было 74 года.
За свою жизнь она сыграла в десяти фильмах и более чем сотне различных спектаклей, число же выходов на подмостки превышает тысячу. Но, несмотря на огромную разницу в количестве работ в кино и в театре, нынешние зрители знают и любят Любовь Добржанскую именно по фильмам с ее участием. Спектакли забылись и ушли в историю. А киноленты продолжают радовать зрителей и обретать все новых поклонников. Актриса уже навсегда останется экранной «мировой мамой».
Театральная звезда
Вскоре после переезда опытная артистка начала блистать и на московской сцене. Изначально ей давали незаметные, невыразительные роли. В постановку «Укрощение строптивой», вошедшей в историю театра, Добржанская попала случайно. Режиссер не планировал ставить Любовь на роль Катарины. Но ни одна актриса не могла воплотить задумку руководителя в жизнь.
До назначенного дня премьеры оставалось две недели. Ситуация была безвыходной. Решив, что терять уже нечего, режиссер назначил на главную роль Добржанскую. С ее появлением на сцене в спектакль буквально вдохнули жизнь. Те, кто были очевидцами этого, называли произошедшее настоящим чудом.
О своем мастерстве и тонкостях работы Добржанская не рассказывала. Да и можно ли было объяснить талант словами? «Зритель сам все увидит», — это единственное, что говорила актриса о своей работе.
Театральный репертуар Любови был по-настоящему огромен. Она играла и комических персонажей, и драматических, и аристократок, и крестьянок, и англичанок, и молдаванок… Перечислять можно очень долго. Каждую свою роль, вне зависимости от конкретного персонажа, Добржанская делала яркой и запоминающейся.
Более четырех десятков лет она служила в Театре Советской армии. Большую половину этого срока Добржанская являлась ведущей актрисой. В театре ставят пьесы специально под нее, заранее зная, что участие артистки — ключ к успеху спектакля. Даже в зените славы Добржанская не отказывается воплотить эпизодических персонажей. Помимо основного места службы, она нередко выходила на сцену других театров, принимая их приглашения сыграть в различных постановках.
Первые исполнительницы роли Шурочки Азаровой
Спектакль решено было везти в Москву, где Добржанская уже покорила и столичную публику. Шурочка Азарова оказалась одной из лучших ролей в театральной карьере актрисы. Её и так уже хорошо знали до войны по роли Катарины в «Укрощении строптивой», а тогда она стала одной из самых популярных актрис в столице.
Не смогли затмить Добржанскую и признанные примы. Также возрастная Мария Бабанова была вообще самой первой исполнительницей этой роли в радиопостановке 1941 года, которая транслировалась между фронтовыми сводками через репродукторы на улицах. Елена Юнгер (будущая легенда Александринского театра и старшая «дочь» Раневской в «Золушке») также играла Азарову в 1941 году в блокадном Ленинграде.
Мария Бабанова и Елена Юнгер в роли Шурочки Азаровой
Отец (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Любовь Ивановна Добржанская по своему происхождению являлась дворянкой. Ее отец был заметной личностью в царской армии. Иван Андроникович Добржанский (годы жизни — 1879-1941) построил отличную военную карьеру, в частности:
- прошел путь от поручика до полковника;
- был участником двух войн;
- служил в пограничных войсках Российской императорской армии;
- был кавалером нескольких самых почетных орденов того времени.
Но, разумеется, с приходом советской власти все его заслуги перед Отечеством обесценились. Вскоре после октябрьских событий 1917 года, в которых доблестный полковник Добржанский не принимал участия, главу семьи репрессировали и отправили в ссылку.
Пять долгих лет отец Любови провел в Соловецком лагере, а по окончании срока был вынужден стать пастухом и трудиться в степях Казахстана. Вернуться домой к своей семье он не мог… В 1941 году, в августе, Иван Андроникович скончался на казахской земле от инфаркта.
Через 20 лет после его смерти, когда уже известная театральная артистка Любовь Добржанская будет находиться на гастролях в Караганде, она возьмет автомобиль и в одиночестве отправится в Семипалатинск на поиски отцовской могилы, но не обнаружит и следа.
Творчество
Роли в театре
Русская государственная драма (Киев)
- — «Страх» А. Н. Афиногенова — Валя
- — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Негина
- 1933 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского — Комиссар (первая исполнительница роли)
- «Вредный элемент» В. В. Шкваркина — Зина
- «Фиолетовая щука» А. В. Корнейчука
- «Яблоневый плен» И. Днепровского
Центральный театр Советской Армии
- — «Варвары» М. Горького — Татьяна
- 1935 — «Васса Железнова» М. Горького — Рашель
- — «Слава» В. М. Гусева — Лена
- — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина
- — «Падь Серебряная» Н. Ф. Погодина — Таня
- — «Давным-давно» А. К. Гладкова — Шура Азарова
- — «Учитель танцев» Л. де Вега — Фелисиана
- — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва — Фелисиана
- — «Флаг адмирала» А. П. Штейна — леди Гамильтон
- — «Мастерица варить кашу» Н. Г. Чернышевского — Карелина
- — «Извините, пожалуйста» А. Е. Макаенка — Ганна Чихнюк
- — «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу — Миссис Уоррен
- 1954 — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского
- — «Варвары» М. Горького — Надежда Монахова
- — «Титанник-вальс» Т. Мушатеску — Дачия
- — «Моя семья» Э. де Филиппо — Елена Стильяно
- — «Средство Макропулоса» К. Чапек — Эмилия Марти
- 1958 — «Всеми забытый» Н. Хикмета — мать слепого мальчика
- 1958 — «Добряки» Л. Г. Зорина — Гребешкова
- — «Любка-любовь» З. Дановской — Прасковья
- — «Якорная площадь» И. В. Штока — Анна Петровна
- — «Каса Маре» И. П. Друце — Василуца
- 1961 — «Левониха на орбите» А. Е. Макаенка — Лушка
- — «Под одной из крыш» З. М. Аграненко — Анастасия
- — «Физики» Ф. Дюрренматта, режиссёр Б.В. Эрин — доктор Матильда фон Цанд, врач–психиатр
- — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская
- — «Влюблённый лев» Ш. Дилейни — Кит
- — «Два товарища» В. Н. Войновича — Бабушка
- — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Войницкая
- — «Птицы нашей молодости» И. П. Друце — тётушка Руца
- — «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо, режиссёр П. Н. Фоменко — графиня Мария
- 1976 — «Странствия Билли Пилигрима» по роману Бойня номер пять, или Крестовый поход детей К. Вонегута — мать Билли
- — «Фантазии Фарятьева» А. Н. Соколовой — тётка Фарятьева
Московский театр «Современник»
- — «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова — Айша-Апа
- — «Из записок Лопатина» К. М. Симонов — Актриса
- — «Эшелон» М. М. Рощина — Старуха
1964 — «Материнское поле» Ч. Айтматова — Толгоной
Фильмография
Роли в кино
- — Свет над Россией — эпизод
- — Учитель танцев — Фелисиана
- — Берегись автомобиля — мама Юрия Деточкина
- — Урок литературы — писательница Анна Тюрина
- — Адам и Хева — Айбала
- — Две улыбки (киноальманах) (новелла «Бабушка и цирк») — Бабушка
- — А.П. Чехов. Дядя Ваня (фильм-спектакль) — Войницкая
- 1972 — Игрок — бабушка Антонида Васильевна
- — Осенние грозы — Замфира
- — Из записок Лопатина (фильм-спектакль) — актриса
- 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — Марина Дмитриевна, мама Жени Лукашина
- — В четверг и больше никогда — Екатерина Андреевна, мать Сергея.
Архивные кадры
- — Любите ли вы театр? (сцена из спектакля «Восхождение на Фудзияму» по Ч. Айтматову) (документальный)
- — Любовь Добржанская (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- — Любовь Добржанская (из документального цикла «Острова»).
Биография
Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 года (по официальным данным — в 1908-м) в Киеве в дворянской семье.
В 1923—1924 годах училась в театральной студии при Втором театре Украинской советской республики им. В. И. Ленина (с 1926 — Русская государственная драма, ныне — Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки) в Киеве. С 1924 года — актриса его труппы. С 1926 по 1927 год недолго работала в Днепропетровске.
С 1934 года — актриса Центрального театра Советской Армии в Москве, где большое влияние на её искусство оказал А. Д. Попов.
Играла в других театрах Москвы (Драматический театр им К . С. Станиславского, Театр «Современник»).
Для актрисы, обладавшей замечательным даром перевоплощения, выразительным голосом, сильным темпераментом, характерны ироничность, острота психологического рисунка, яркость сценической формы. Выступала в комических и драматических ролях. Всего ею было создано более 120 ролей в театре.
Обладала прекрасным голосом. Пению специально не училась, но хорошо справлялась с исполнением вокальных произведений в ролях.
Участвовала в концертах. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом.
С 1 мая 1978 года — персональная пенсионерка союзного значения.
Любовь Добржанская скончалась 3 ноября 1980 года на 75-м году жизни в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок 21).
Семья
- Отец — Иван Андроникович Добржанский (1879—1941), подпоручик 166-го пехотного Ровенского полка Русской императорской армии (впоследствии — штабс-ротмистр). После революции был репрессирован и на 5 лет сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. После освобождения был пастухом. Умер в 1941 году от инфаркта миокарда в Казахстане.
- Мать — Ольга Васильевна Добржанская, выпускница дворянской гимназии, работала прачкой, нянькой, швеей, параллельно бухгалтером.
- Брат — Дмитрий (всю жизнь прожил в Киеве).
- Племянница — Софья Добржанская, известная украинская пианистка, педагог.
- Дядя — Роман Андроникович Романов-Добржанский (1877—?), оперный певец (баритон), вокальный педагог.
- Первый муж — Иван Иванович Червинский, актёр, сын священника, был арестован, покончил с собой в заключении.
- Второй муж — Владимир Александрович Нелли-Влад (1895—1980), режиссёр, заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1946).
- Третий муж — Осип Александрович Шахет (1905—1949), актёр, заслуженный артист РСФСР (1946).
- Четвёртый муж — Виктор Яковлевич Кручинин (1909—1974), гитарист, из знаменитой цыганской семьи, неизменный аккомпаниатор Л. Добржанской на концертах.
Таинственный возраст
Биография Любови Добржанской берет свое начало в украинском Киеве, в конце той эпохи, когда все российское государство именовалось империей. Будущая актриса появилась на свет 24 декабря 1905 года (по знаку Зодиака — Козерог).
Некоторые источники утверждают, что артистка родилась в 1908-м. Это не просто путаница. Действительно, на протяжении жизни Добржанской именно 1908-й официально считался годом ее рождения. В определенный момент актриса сознательно уменьшила свой возраст на три года и придерживалась этой версии до самого конца. Правда об этом была известна исключительно ее родственникам.
В 1975-м, когда Добржанской исполнится 70, она встретит свой юбилей более чем скромно, придерживаясь легенды, что до этой даты еще три года. Впрочем, всю жизнь артистка и вовсе не признавала праздник дня рождения и никогда его не отмечала. В этом качестве для нее выступало 30 сентября — именинный день Веры, Надежды, Любови и Софьи.
К слову, тот юбилей окажется последним в жизни актрисы. До 75-ти она не доживет чуть меньше двух месяцев.