Оглавление
Творчество
Самодеятельный ансамбль Саульского назывался «Первые шаги», Кристалинкая стала его солисткой. Уже в 1957 году на московском молодёжном фестивале коллектив получил звание лауреата песенного конкурса.
После фестиваля в «Советской культуре» вышла разгромная публикация, где коллектив прозвали «музыкальными стилягами», ансамбль «Первые шаги» пришлось закрыть, но волшебный голос Кристалинской запал в сердца слушателей, Майя стала набирать известность как певица.
Она продолжала работать в бюро, брала отпуска за свой счёт и уезжала на гастроли. Летом 1958 года Майя оформила сразу два месяца отпуска (очередной и за свой счёт). Она отправилась в длительные гастроли по Закавказью. Это лето стало судьбоносным, больше на работу Кристалинская не вернулась. Она поняла всю масштабность зрительской любви, когда после одного из концертов молоденькая девушка протянула ей для автографа свою институтскую зачётку.
Майя была абсолютно непохожей на других звёзд эстрады: она пела на сцене не в концертных платьях, а в повседневных костюмчиках, как будто только что выбежала на перерыв из своего конструкторского бюро, сейчас споёт и снова на работу. За это и за удивительно чистый, нежный голос её боготворили поклонники. Манера её исполнения была абсолютно индивидуальной, столько в её голосе было душевности, что газеты часто называли Кристалинскую «домашней», «уютной», «мамочкой советской эстрады».
Для неё писали песни самые популярные композиторы и песенные авторы, она сотрудничала с джазовыми оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, пластинки с песнями Кристалинской раскупались в один момент.
В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века Майя стала символом советской эстрады, постоянно по радио и телевидению крутили её песни, их пели, когда весело, в больших и шумных компаниях, и когда грустно, в одиночестве:
- «Топ-топ, топает малыш»;
- «Мы выбираем, нас выбирают»;
- «А в Подмосковье»;
- «А снег идёт»;
- «То снег, то дождь»;
- «Сегодня праздник у девчат»;
- «Старый клён»;
- «Не повторяется такое никогда»;
- «Мы с тобой случайно в жизни встретились».
Самой популярной песней в исполнении Майи считается композиция «Нежность», которую зрители знают по фильму «Три тополя на Плющихе».
К сожалению, Майю задавила советская действительность. Чиновники, находящиеся у власти, признали, что в её песнях много грусти, а советская певица должна была петь только радостные песни. Сначала запретили её выступления на телевидении, потом концерты в больших городах, разрешено было только петь в сельских клубах Рязанской, Орловской и Тульской областей.
Но где бы ни пела Майя, на её концертах всегда были полные залы, Кристалинская покоряла зрителей своей задушевной манерой исполнения и абсолютно не звёздным скромным обликом. В 1966 году зрители признали её лучшей певицей Советского Союза. Она получила звание Заслуженной артистки в 1974 году, но для слушателей была по-настоящему Народной.
Личная жизнь
Певица дважды была замужем. Первым ее мужем был Аркадий Михайлович Арканов. Брак был неудачным, молодые не прожили вместе даже года. Возможно, Майя не могла смириться с постоянными упреками мужа в своей непрофессиональности. После развода Майя полностью посвятила себя творчеству.
Аркадий Арканов
Но когда в 29 лет ей стал известен страшный диагноз, не опустила руки. Лечилась и пела, стараясь не думать о плохом. Болезнь на некоторое время она победила, но о возможности иметь детей ей пришлось забыть.
Эдуард Максимович Барклай стал ее вторым мужем. По образованию архитектор, он был поклонником Майи Кристалинской долгие годы. Потом, когда болезнь опять обострилась, он заботился и бережно ухаживал за ней. Многие из друзей утверждают, что последним годам жизни певица обязана именно ему – его любви и заботе.
Майя Кристалинская и Эдуард Барклай
Но в 1984 году Эдуард Барклай умер после нескольких лет борьбы с не менее страшным заболеванием – диабетом. Майя Кристалинская пережила его ровно на год, и был он годом почти полного молчания и слез. Певица потеряла интерес к жизни и ушла к своему мужу 19 июня 1985 года.
Майя Кристалинская: биография
Майя Кристалинская – известная советская певица с уникальным голосом. Она пела так, словно давно знала слушателя, чем и притягивала граждан всей страны. Для каждого Майя казалась родной и знакомой девушкой.
В конце двадцатых годов прошлого века в семье Валентины и Владимира Кристалинского (вопреки распространённому мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях, родилась девочка Майя – к сожалению, из-за врождённого недуга ребёнок спустя несколько лет скончался. 24 февраля 1932 года у пары родилась ещё одна девочка, которую снова назвали Майей.
Майя Кристалинская | Records
Должно быть, судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, работавший режиссером музыкального театра. Во время празднований одного из дня рождений Майи он подарил ей губную гармошку. Девочка, несмотря на юный возраст, сама научилась играть, а скоро начала и петь популярные в то время военные песни: «Друзья-однополчане», «Синий платочек» и так далее.
Всесторонне развитый папа девочки, несмотря на активную профессиональную деятельность, находил время на то, чтобы вести кружок в Доме пионеров. Его с десятилетнего возраста начала посещать Валентина Котелкина, которая станет лучшей подругой Майи Кристалинской на всю жизнь. Их объединила любовь к творчеству – в частности, к пению.
Майя Кристалинская в детстве
В своей школе Майя могла без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. Её талант к пению заметили и пригласили в хор Центрального Дворца детей железнодорожников, руководителем которого был выдающийся композитор Исаак Дунаевский, однако она даже не думала становиться профессиональной певицей. Майя была всесторонне развитой девочкой – показывала успехи и в математике, и в литературе, ей легко давался иностранный язык.
Майя Кристалинская в молодости
Перед тем, как получить паспорт, будущая певица, русская по матери, но еврейка по отцу, решила посоветоваться с Котелкиной о том, какую национальность следует записать в документы. Та сразу сказала: “По нашим законам национальность определяют по папе”. Майя представить себе не могла, что в 1960-х годах её не будут допускать к телевизионным эфирам из-за сделанного выбора.
Детство и юность
Будущая певица Майя Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 года. Местом ее рождения стал город Москва. Она была коренной жительницей столицы. Девушка происходила из смешанной, русско-еврейской семьи.
Отца звали Владимир. Он работал редактором в одном из местных изданий. Помимо этого, печатался как автор книг и головоломок для детей. Был креативным творческим человеком.
В свободное от этой деятельности время старался взять подработки, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Находился на должности руководителя одного из кружков искусства при Доме пионеров.
Мать, как и отец, была представительницей московской интеллигенции. Ее звали Валентина.
За несколько лет до рождения Майи родители пережили общую трагедию. От тяжелой болезни скончалась их малолетняя дочь. Врачи и специалисты столичных клиник ничего не смогли поделать. Рождение второй девочки, которая также получила имя Майя, стало настоящим подарком судьбы.
И отец, и мать старались делать все, чтобы девочка ни в чем не нуждалась. В доме всегда царила спокойная атмосфера. Большое влияние не девушку оказал ее родной дядя. Он работал в музыкальном театре и приобщил молодую особу к высокому искусству.
Майя Кристалинская в детстве
Когда девочке не исполнилось и 5-и лет, мужчина подарил ей губную гармошку. Благодаря природному таланту, она быстро разобралась, как играть на инструменте. И это несмотря на совсем юные годы.
Очень скоро Майя начала исполнять знакомые ей военные песни, подыгрывая себе на губной гармошке.
Когда девочка подросла, она начала ходить в творческий кружок при Дворце пионеров. Тот самый, которым руководил ее отец. В это же время секцию посещала Валентина Котелкина. 10-и летняя девочка, которая стала близкой подругой певицы в зрелые годы. Обе быстро нашли общий язык.
Майя Кристалинская в молодости
Девочки любили петь. Майя Кристалинская уже в те годы была готова исполнить что угодно и без специальной подготовки. Творческие способности, артистический талант поражали всех.
Девочка часто выступала на певческих мероприятиях, демонстрируя свои умения. Очень скоро ее заметили и пригласили в один из столичных хоров.
Руководителем крупного коллектива стал композитор и дирижер, Семен Осипович Дунаевский. Брат не менее знаменитого Исаака Дунаевского.
Майя Кристалинская в юности
Интересно, что при врожденном даре, девушка не стремилась стать профессиональной певицей. Она хорошо успевала по школьным предметам и думала о своем будущем.
Как только пришло время получать паспорт, Майя Кристалинская сделала ошибку. Отец был этническим евреем. Чтобы порадовать мужчину, девушка и сама записалась под его национальностью.
Когда в стране начались антисемитские настроения, а затем и откровенные гонения на евреев, женщина попала под каток репрессий со стороны чиновников мира искусства. Юношеский порыв стоил артистке карьеры.
В 1950 году девушка получила аттестат и окончила школу. Вместе со своей уже давней подругой Валентиной, Майя Кристалинская поступила в Московский авиационный институт (МАИ).
Майя Кристалинская (слева) и Валентина Котелкина – студентки МАИ
После получения диплома о высшем образовании, девушек распределили в Новосибирск. Они должны были отработать 3 положенных года на авиационном предприятии.
Однако с начальником им категорически не повезло. Неизвестно по какой причине, но мужчина сразу невзлюбил столичных выпускниц. Они не получили места в общежитии.
Более того, он предпринимал все, чтобы сделать жизнь девушек на работе невыносимой. Да и сама атмосфера цеха была неприятна интеллигентным молодым особам: грязь, матерщина и беспросветная грубость.
В результате ни та, ни другая не выдержали такого трудового быта. Очень скоро девушки собрались в обратную дорогу. Подобное решение было чревато скандалом. От имени начальства завода вслед за Кристалинской и ее подругой в столицу уехала жалоба.
Майя Кристалинская после окончания МАИ
По возвращении на место, несостоявшимся производственницам пришлось давать объяснение и держать ответ перед чиновниками.
Человеком, который разбирал дело беглянок, стал руководитель дипломного проекта Кристалинской. Он хорошо знал, насколько ответственной была его студентка. Потому проявил снисхождение и отправил девушек на новое место работы.
Следующие годы выпускницы трудились в конструкторском бюро Яковлева.
Болезнь
Несмотря на появившуюся популярность, жизнь Кристалинской к концу шестидесятых годов стала сложнее. После исполнения трагического романса «В нашем городе дождь» в эфире новогодней телепередачи начальство обвинило её в «пропаганде грусти» и сократило время эфиров.
В это же время у певицы обнаружился особенно страшный для её профессии недуг – опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание затрагивает лимфоузлы на шее и может вызвать онемение.
Кристалинская вынуждена была долгое время проводить на лечении в больницах, а на выступления с тех пор выходила с косынкой вокруг шеи, которая стала её визитной карточкой – она присутствует на всех её фото того времени. Советские зрители даже не подозревали, что это – не стильный аксессуар, а вынужденная мера. Шейные платки скрывали страшные следы облучения. На гастроли она ездила с полным чемоданом лекарств.
Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, её почти перестали показывать по телевизору. Виной тому – ошибка при получении паспорта, совершенная Майей в молодости. По слухам, новый начальник был ярым антисемитом. Вне эстрады Кристалинская пошла по стопам отца – начала писать статьи в «Вечернюю Москву», занималась переводом «Размышлений» Марлен Дитрих с французского на «великий и могучий».
Майя Кристалинская в последние годы
Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, её почти перестали показывать по телевизору. Виной тому – ошибка при получении паспорта, совершенная Майей в молодости. По слухам, новый начальник был ярым антисемитом. Вне эстрады Кристалинская пошла по стопам отца – начала писать статьи в «Вечернюю Москву», занималась переводом «Размышлений» Марлен Дитрих с французского на «великий и могучий».
Смерть
Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.
Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.
В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.
Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.
Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Ее назвали в честь старшей сестры, которая умерла в двухлетнем возрасте.
Отец Майи – Владимир Григорьевич Кристалинский, был математиком. Он зарабатывал на жизнь составлением всевозможных головоломок и шарад, которые печатались в различных периодических изданиях.
Атмосфера творчества царила в семье Кристалинских. Ее дядя работал режиссером в музыкальном театре, а тетя Лилия была актрисой и певицей в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Благодаря таким родственникам, Майя с очень раннего возраста стала проявлять интерес к актерской профессии. Однажды дядя подарил маленькой племяннице гармошку. Майя научилась играть на ней самостоятельно.
Позднее Майя начала петь в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, выступала в школьной самодеятельности. Правда, сама Майя никогда не хотела связывать свою дальнейшую жизнь с профессией певицы. По окончании школы, она поступила в Московский авиационный институт.
Во время обучения в институте, Кристалинская принимает активное участие в самодеятельности. Тем временем в Москве начинается Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Выступления Майи на этом международном форуме привлекли внимание профессионалов. О ней заговорили в музыкальных кругах, правда, ансамбль, в составе которого она выступала в то время, подвергся жесткой критике в советской прессе
После окончания института, Кристалинская пытается совмещать работу в конструкторском бюро и выступлениями на эстраде. Вскоре она получает предложение начать профессиональную карьеру певицы. Майя Владимировна начинает работать в легендарных джаз-оркестрах под управлением Эдди Рознера и Олега Лундстрема.
Зрители сразу полюбили эту яркую и талантливую молодую певицу. Песни в ее исполнении пела буквально вся страна. Пластинка с композицией «Два берега», вышедшая в 1960 году сделала Кристалинскую поистине всенародной любимицей — было продано 7 млн экземпляров.
В 1966 году телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. В ее репертуаре было много душевных и красивых песен, которые попросту не могли оставить слушателя равнодушным. Она сотрудничала со многими известными композиторами того времени: А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой, М. Таривердиевым.
Песня «Нежность» стала для Майи Кристалинской вершиной творчества. В 1974 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
У нее было все то, о чем только может мечтать артист: всенародная любовь и признание, многочисленные гастроли и великолепный репертуар. Однако, ее песня «В нашем городе дождь», прозвучавшая в новогоднем «Голубом огоньке» в конце 60-х, очень не понравилась кому-то из телевизионного руководства.
В то время председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Он решил полностью изменить репертуар песен, которые должны были выходить в эфир. Благодаря его стараниям, в то время от съемок на телевидении были отстранены многие известные исполнители. В их числе оказалась и Майя Кристалинская.
Теперь концерты Кристалинской проходили в сельских клубах и домах культуры. Певица старалась не унывать. Во времена своего вынужденного творческого простоя, она начала публиковать свои статьи в газете «Вечерняя Москва» и сделала книги Марлен Дитрих «Размышления».
Несмотря на отсутствие выступлений, в 1974 году Майе Владимировне Кристалинской было присвоено звание Заслуженной артистки СССР
Институт и распределение
Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.
В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.
В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).
Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.
Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.
С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.
Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.
Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.
Музыка
Несмотря на занятость, Майя и дальше занималась самодеятельностью в составе труппы Центрального Дома работников искусств. В начале 1957 года здесь прошёл Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В эти годы джаз в стране фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому организовать джазовый оркестр, в который он пригласил Майю.
Выступления певицы-любительницы были замечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого джазового оркестра был полностью разгромлен. Работу Юрия Саульского называли «ужасным рявканьем тромбонов», «мерзким воем саксофонов», «отвратительным грохотом ударных». В результате всех участников оркестра выгнали из Дома работников искусств.
Майя Кристалинская на сцене | Life is photo
По истечению трёх обязательных лет в конструкторском бюро Майя Кристалинская ушла из этой профессии. К этому времени она успела поучаствовать в десятках выступлениях и решила стать профессиональной артисткой. Она ездила на гастроли совместно с оркестром Олега Лундстрема, затем – с оркестром Эдди Рознера, во время которых успела посетить каждый уголок Советского Союза.
В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обретает сумасшедшую популярность. В мгновение ока был распродан 7-миллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись почти каждый день крутили радиостанции.
Майя Кристалинская на сцене | Best-pesnya
Голос Майи Владимировны полюбился всему народу. С тех пор у неё вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Наши мамы», «Внуки». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза. Среди них были Таривердиев, Иосиф Кобзон, Колмановский, Валентина Толкунова и многие другие.
В 1966 году по всесоюзному опросу Майю Кристалинскую признают главной эстрадной певицей года, а исполненную ею песню «Нежность» из картины «Три тополя на Плющихе» знает и со слезами на глазах поёт вся страна. Всего через четыре года, когда сменится председатель Госкомитета СССР по теле- и радиовещанию, артистка станет персоной нон-грата на отечественной эстраде.
Нежность
60-е годы – годы наивысшей популярности Кристалинской. И все же это во многом горькие для нее годы. Конечно, проклятая болезнь, которая проявлялась рецидивами и загоняла ее в клинику. А там – химиотерапия, тяжелые для организма лекарства, вызывавшие тошноту, вгонявшие в депрессию.
Личная жизнь тоже не очень ладилась. Некоторое время у Кристалинской был роман с одним журналистом из «Огонька». Он был чертовски красив, вот только выпивал. А выпив, скандалил, лез в драку с Аркановым (если встречал его), да и просто банально «фулюганничал». Однажды в ресторане Дома журналистов взял да и стащил со стола скатерть со всеми яствами на пол. Мат пьяницы, плач Кристалинской… И вдруг властный голос из-за соседнего столика:
– А ну-ка вывести эту парочку отсюда и никогда больше их не пускать!
Голос принадлежал «самому» Аджубею, – зятю Хрущева.
Все это обрастало сплетнями, что тоже ранило, ранило, ранило…
Прибавьте, что ей приходилось колесить по всей стране, выступать даже в колхозах, где какие уж там удобства… И отказаться было нельзя: популярность и полученное звание обязывали.
И все же в жизни Майи Владимировны произошли две очень важные встречи.
Она встретила свою лучшую песню и встретила любимого, достойного ее человека.
Песню эту все знают, – это «Нежность» А. Пахмутовой, С. Гребенникова и Н. Добронравова. Вообще говоря, «Нежность» во многом обязана своим успехом настойчивости именно Майи Владимировны. Когда Кристалинская исполнила ее в первый раз, то особого успеха «Нежность» не имела. Аркадий Островский даже набросился на Пахмутову в антракте: «О чем вы пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: “А у нас во дворе…” – всем понятно, близко, и все довольны…»
Но Кристалинская упорно ВСЕГДА включала эту песню в свои концерты. Да тут еще и успех фильма «Три тополя на Плющихе», где лирическим лейтмотивом – «Нежность».
Теперь представить историю нашей эстрады без этой песни уже невозможно…
Большой успех и «малые» неуспехи
Хрущевская «оттепель» имела массу примет. В частности, радио стало менять свой формат на менее официальный. Появилась популярнейшая передача «С добрым утром!», где полагалось давать семь премьер песен и эстрадных номеров в каждом выпуске!
Теплый, задушевный голос Майи Кристалинской стал, можно сказать, визитной карточкой этой передачи. Именно здесь состоялась премьера знаменитого «дворового» цикла А. Островского на стихи Л. Ошанина. Композитору, поэту и исполнителю (им был Иосиф Кобзон) удивительно точно удалось попасть в яблочко: создать шедевры простоты, лиризма и совершенной эмоциональной, интонационной точности. Без преувеличения этот цикл можно назвать неформальным гимном начала 60-х. Хотите почувствовать аромат того времени, – послушайте эти песни.
Вот только приходили нарекания от многочисленных слушательниц: как же так, лирический герой дан во всей полноте, а женщины, – чем они хуже?..
Ошанину и Островскому срочно пришлось написать несколько песен и от лица героини. Их исполнила Майя Кристалинская, сразу став первой лирической певицей поколения. А может, и всей нашей тогдашней эстрады…
Мало кто помнит, что и еще один хит времени – песню «Пусть всегда будет солнце!» – первой исполнила Майя Кристалинская. Только потом песня стала популярнейшей в исполнении Тамары Миансаровой.
С Кристалинской сотрудничали лучшие эстрадные композиторы-песенники. Молодой Микаэл Таривердиев начинал писать именно для нее.
А с песней «В нашем городе дождь…» (музыка Э. Колмановского, стихи В. Поженяна и Е. Евтушенко) произошло сразу несколько казусов.
Композитор писал ее для одной певицы из Большого и ни за что не хотел отдавать песню Кристалинской для «С добрым утром!». А формат передачи требовал премьеры. И сердце Кристалинской, услышавшей песню в хриплом полунапевном исполнении автора, востребовало ее. Майя поняла, что это шедевр и одна из возможных ее визитных карточек.
Итак, лишь раз услышав ее в исполнении маэстро, Майя в тот же день записала песню на радио и упросила Колмановского «только послушать».
Он послушал. И сказал, что для певицы из Большого он напишет лучше оперу. А эту песню подарил Майе.
Увы, премьера ее на радио, огромный успех песни среди слушателей не гарантировали и от провала… Он, этот провал, состоялся на телевидении. Снималась одна из новогодних передач. Майю Кристалинскую впервые пригласили на ТВ, и вот именно с этой песней…
В результате последовали разгромные оргвыводы теленчальства: песня не по сезону (про дождь, а у нас, типа, снег), упадочническая по характеру (о несчастной любви, что в принципе чуждо нашему оптимизму и советскому образу жизни). А кроме того, давать такое в новогодней программе, когда все пьют, веселятся и особенно много надеются на хорошее!..
Увы, «роман» Майи с телевидением не состоялся. Насколько она была востребована на радио и в фирме «Мелодия», и в Госконцерте, настолько же упорно ее отторгало теленачальство! Некоторые объясняют это антисемитизмом Лапина.
Отец Майи был евреем, мать – русская. Оформляя паспорт, она, как это было принято у советских людей, записала национальность «по отцу». Наивная девушка не подозревала, что поступила опрометчиво…
Немилость теленачальства порой совмещалась и с прямой завистью «коллег по цеху». Когда в начале 70-х Майя баллотировалась на звание заслуженной артистки РСФСР, она получила только один черный шар. Он был… от Гелены Великановой. Не забыла Гелена Марцельевна знаменитого «дамского концерта» 66-го года. Тогда лучшая эстрадная площадка столицы – Театр эстрады – был предоставлен двум самым популярным певицам: Майе Кристалинской и Гелене Великановой. По категорическому требованию последней, Великанова выступала во втором, более престижном отделении.
Но Кристалинская в первом отделении, в своем привычном тогда костюмчике, сорвала такие овации, что перед ними померк успех разодетой в вечернее платье Гелены Марцельевны. Этого она не забыла и не простила Кристалинской. Даже в одном из последних своих интервью назвала давно ушедшую в мир иной Кристалинскую не коллегой, а «соперницей», «конкуренткой». И с большой, характерной для Великановой, ядовитостью назвала…
А чем, собственно говоря, задержалась в нашей памяти сама сверхзаслуженная и сверхкарьерная Гелена Марцельевна? Своими «Ландышами», – милым, но вполне «типовым» шлягером начала 60-х.
«Время – честный человек», – говорят испанцы.
Болезнь и репрессии
Незадолго до заслуженного успеха у артистки обнаружили рак лимфатических узлов. Заболевание быстро прогрессировало и грозило полной потерей голоса. Это была настоящая трагедия для концертирующей певицы.
Чтобы решить проблему женщина согласилась на сложное лечение. После тяжелого курса терапии в стационаре она вернулась на сцену. Но была вынуждена скрывать ожоги от радиотерапии, надевая на шею косынку. На тот момент мало кто догадывался о заболевании певицы.
Майя выступала в косынке на шее, чтобы скрыть ожоги от радиотерапии
Благодаря совместным усилиям врачей и самой Кристалинской, патологию удалось перевести в состояние ремиссии. Все стало возвращаться на круги своя. Однако репутация женщины была подмочена одним неприятным событием.
Накануне постановки страшного диагноза Майя Кристалинская выступала на концерте, приуроченном к Новому году.
Однако романс, который она исполняла, был признан не подходящим под веселый праздник. Пользуясь этим предлогом, количество эфирного времени, предоставленного артистке, значительно уменьшили.
В 1970 году главный пост в Гостелерадио занял Сергей Лапин. Первым делом он составил черный список артистов, которые, по его мнению, не должны были появляться в теле- и радиоэфирах.
Сергей Лапин
По интересному совпадению почти все люди, которые попали в немилость к чиновнику, оказались представителями еврейской национальности. В списке были Вадим Мулерман, Аида Ведищева и много кто еще.
Подобный шаг явно говорил об антисемитизме Лапина. Однако он же свидетельствовал в пользу нарастающих ксенофобских настроений самого советского руководства. Поскольку всем было ясно, без санкции чиновников сверху даже такой крупный деятель как глава Гостелерадио не рискнул бы составлять списки по национальному признаку.
В результате под каток репрессий чиновников мира творчества попала и сама Майя Владимировна Кристалинская. Начиная с этого момента, карьера женщины пошла под откос.
Она была вынуждена работать за пределами Москвы. Выступать в областях, сельских клубах, не желая отказываться от творческой деятельности.
Майя Кристалинская. Песни разных лет.
В 1974 году артистке присвоили звание Заслуженной. Что на фоне прессинга и агрессивных нападок выглядело скорее откровенной издевкой, а не признанием заслуг перед миром искусства родной страны.
В последние годы своей жизни Майя Кристалинская начала работать в сфере журналистики. Писала статьи, а также переводила с немецкого.
Книга «Размышления» Марлен Дитрих стала главным детищем певицы на этом поприще. Вышла она уже после смерти музыкальной дивы.
Майа Кристалинская-Опустела без тебя земля.
Теперь уже « профи»
Лето 58-го стало для Майи судьбоносным. Этим летом она взяла в КБ сразу два отпуска: очередной и месяц «за свой счет» и отправилась на гастроли по Закавказью.
Успех был ошеломляющий. Одна из юных поклонниц, не имея никакой другой бумажки для Майиного автографа, протянула ей… свою «зачетку»!
После этих гастролей Майя в КБ уже не вернулась. Она твердо выбрала для себя эстраду.
Поступило предложение от «первого трубача Старого Света» Эдди Рознера, которому в ансамбль требовалась солистка после ухода Ирины Бржевской.
Это было весьма лестное предложение. Тем более, что собственно джазовым вокалом Майя не владела. Эту миссию взяла на себя юная Гюли Чохели, потом в этом качестве ее сменила Ирина Подошьян.
А Майе достался ее коронный лирический репертуар.
БЕЗ СУЕВЕРИЙ
Майя Кристалинская жила с семьей в коммуналке в столицеФото: Кадр из документального фильма Светланы Стасенко и Александра Громова «Опустела без тебя земля. Майя Кристалинская» производства телеканала «Россия» и кинокомпании «Пигмалион»
Владимир Кристалинский и его супруга Валентина мечтали о большой семье. Их радости не было предела, когда на свет появилась малышка Майя. Но девочка скончалась через два года из-за порока сердца. Когда Валентина вновь забеременела, родители уже знали, какое имя дадут следующему ребенку. Не побоявшись дурных примет, они назвали дочь так же, как ее умершую сестру.
Майю Владимировну воспитывали строго, стараясь приучить девочку к тяготам, которые ждут ее впереди. В начале Великой Отечественной войны, когда ребенку было всего девять, во время налета авиации противника мама не увела дочь в бомбоубежище.
Майя Кристалинская с детства увлекалась музыкой, но не планировала стать певицейФото: Кадр из документального фильма Светланы Стасенко и Александра Громова «Опустела без тебя земля. Майя Кристалинская» производства телеканала «Россия» и кинокомпании «Пигмалион»
Через всю жизнь будущая певица пронесла урок, который преподала ей мать. Впрочем, верила она и знакам: дядя подарил девочке гармошку, и ребенком Майя Владимировна начала играть и напевать военные композиции. Фактически, презент родственника помог ей сделать первые шаги на пути к профессии. Кроме того, папа Кристалинской руководил кружком в Доме пионеров, где его наследница смогла не только заняться творчеством, но и найти друзей.
Лучшей подругой артистки стала единомышленница из кружка отца, Валентина Котелкина. Вместе одноклассницы окончили школу и авиационный институт. Выпускниц по распределению отправили в Новосибирск, но из-за грубого отношения к молодым специалистам на предприятии, работницы сбежали оттуда обратно в Москву. Руководство завода хотело подать на девушек в суд, ведь по целевому направлению они обязаны были пробыть в цеху три года, однако делу не дали ход.
В столице подруги устроились в конструкторское бюро. Майя Кристалинская продолжила заниматься самодеятельностью в труппе Центрального Дома работников искусств и пела в хоре. Артистка не сразу осознала, что призвание ждет ее не на заводе.