Оглавление
- Смерть
- Слава киноактрисы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Детство и юность
- Биография
- Из журналистки в актрисы
- Личная жизнь и смерть
- Последний спектакль
- Детство, учеба
- Студенчество (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Вы женитесь, а я подожду
- Фильмы
- Известные роли в кино
- Подстрелена на взлете
- Не послушала папу с мамой
- Владимир Маркин — причина смерти, от чего умер
- Отрывок, характеризующий Зубарева, Мария Владимировна
Смерть
Болезнь прогрессировала, не оставляя шансов на благополучный исход. Родные и близкие не покидали любимицу до последнего часа. Исключение составили только знакомые мужчины. Им Зубарева категорически запретила навещать ее, желая запомниться все той же душой компании, здоровой, молодой и жизнерадостной.
Мария Зубарева
Марии не стало в конце осени, 23 ноября 1993 года. Причина смерти — рак. На похороны пришли множество коллег и поклонников, вспоминавших, как их «солнечный зайчик» всегда помогал верным советом, выручал в тяжелых ситуациях, затевал вечеринки и покорял несчетным количеством захватывающих рассказов. При этом не был замечен ни в одной закулисной интриге или грязной сплетне.
После кончины заботу о младенцах взяли на себя бабушка с дедушкой, а родной театр организовал вечер со сбором средств для сирот, которые знают маму только по фотографиям.
Могила Марии Зубаревой
Благодаря неравнодушию зрителей, сумма получилась внушительная, но, к сожалению, так и не дошла до адресата: через 5 лет случился дефолт, и банк потерял вложенные сбережения. Подробных сведений о биографии и настоящей деятельности детей нет.
Могила одной из самых красивых артисток советского кино расположена на Введенском кладбище Москвы.
Слава киноактрисы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Мария Зубарева — актриса, для которой театр стал вторым домом, но вскоре она узнала, как увлекательно работать на съемочных площадках. Впервые ее пригласили сниматься в фильме в 1984 году. Режиссеры сразу же заметили видную красавицу с актерским талантом. Последовали одна за другой работы в кино:• Галя – «Расставания»;• Мария – «Второй раз в Крыму»;• Алена – «Третий в пятом ряду».После съемок в известной миллионам зрителей картине «Возвращение Будулая» (1985 год), Мария стала по-настоящему популярной актрисой. Ее героиня Наташа — невеста Ивана — не могла не запомниться. Роль не главная, но Зубарева сделала ее интересной и заметной. Фортуна не оставляла девушку и дальше. В 1990 году она снялась в фильме «Сукины дети», снова прекрасно справившись с образом Ниночки.Настоящую популярность Мария получила после выхода на экраны нашумевшего в то время фильма «Мордашка». Ее партнером по съемочной площадке был известный актер Дмитрий Харатьян. Сама актриса сыграла наивную девушку, которая доверилась альфонсу.
Детство и юность
Родители будущей актрисы являлись представителями творческой московской интеллигенции: мама трудилась на телевидении, отец занимался актерской карьерой и сочинением книг для маленьких читателей. Они, зная сложности служителей храма Мельпомены, выступали категорически против подобной профессии у единственной дочери, появившейся на свет зимним днем 24 февраля 1962 года.
Актриса Мария Зубарева
Опасения были неспроста: отсутствие ролей и, следовательно, средств к существованию, не всегда высокие и уважительные отношения между коллегами и постановщиком, и, наконец, специальные условия для молоденьких артисток, идущих на многое ради популярности.
Сначала девочка послушно следовала родительским наставлениям, прилежно училась в школе, отдавая особое предпочтение математике-царице наук, участвуя в олимпиадах и занимая первые места. И играла на даче в импровизированных пьесах, принадлежавших перу главы семейства.
Алексей Булатов и Мария Зубарева в спектакле «Подонки»
В старших классах заинтересовалась работой корреспондента, окончила Школу юного журналиста и, владея иностранными языками, готовилась к поступлению в соответствующий вуз. Но все изменил случай в лице зашедших на чай друзей-педагогов знаменитой «Щуки», куда Маша, благодаря природным способностям и совету гостей, без труда поступила через 2 месяца.
Биография
Мария родилась в интеллигентной творческой семье детского писателя и режиссёра. Однако оба родителя были против того, чтобы дочь стала актрисой, несмотря на ранние проявления у нее незаурядных способностей. Впрочем, Зубарева и сама не слишком к этому рвалась: она увлекалась журналистикой и собиралась изучать иностранные языки в ВУЗе. Вполне возможно, что она смогла бы добиться поставленных целей, если бы не «случай» в лице знакомых семьи, которые уговорили, на тот момент уже выпускницу школы, сдать экзамены в Щукинском училище. С этого момента начала развиваться её карьера как артистки.
Её саму и её творчество очень любили. Ей пророчили великое будущее. В училище Зубарева познакомилась со своим первым мужем Борисом. Их брак продлился всего год и его не спасло даже рождение дочери: они быстро охладели друг к другу. После развода она ответила взаимностью всё время любившему её одногруппнику Игорю. Их семья была очень счастлива. Приёмную дочь Игорь считал родной, она называла его папой. Ничего не предвещало беды, однако и этот брак не стал вечным: пара разошлась, не объясняя причин. Третий муж оказался той самой настоящей любовью. Молодые люди были по уши друг в друга влюблены, поженились и родили близнецов, которые сделали пару очень счастливой.
Из журналистки в актрисы
Малышкой Зубарева Мария Владимировна была очень послушной, спокойной и домашней девочкой. Она понимала, что мама не в восторге от ее мечты стать актрисой, поэтому, чтобы ее не расстраивать и не волновать, просто играла в театр. Она с огромным удовольствием ставила свои спектакли для соседей по дачам по пьесе, которую специально для нее написал папа.
Маша всегда старалась сделать так, чтобы родители были за нее спокойны. Она очень хорошо училась, принимала участие в олимпиадах, занимая в них призовые места. Если поначалу она увлеклась математикой, то в восьмом классе это место в ее сердце заняла журналистика. А в выпускных классах решила поступать в институт иностранных языков.
Мария Зубарева, актриса, причина смерти которой слишком жестока, находилась в одном шаге от получения аттестата английской спецшколы и готовилась к своему первому выпускному балу.
Личная жизнь и смерть
За свою недолгую жизнь Мария успела пережить немало бурных страстей, трагедий и радостей. Она трижды была замужем и родила троих детей. Первая любовь настигла актрису еще в студенчестве. Музыкант Борис Кинер был красив, самоуверен и знаменит. Но после свадьбы он быстро охладел к юной жене, и даже рождение дочери не смогло спасти семью, распавшуюся через год. Во время ссор с мужем и депрессии после развода, Марию поддерживал близкий друг Игорь Шавлак. Именно он стал вторым мужем звезды, но и этот брак не продержался долго – муж и жена были больше друзьями, чем возлюбленными. Третьим мужем актрисы и настоящей, зрелой любовью, стал ее поклонник Роман, которому она родила близнецов, Ромку и Лизу.
Именно в этот момент высшего успеха и огромного счастья Мария услышала свой диагноз — рак. Ей исполнился 31 год, и беда казалась чем-то нереальным и невозможным. В ноябре 1993 года она тихо скончалась дома, в окружении самых близких людей.
Последний спектакль
Сериал «Мелочи жизни» так и не дождался свою главную героиню. Когда режиссер понял, что Зубарева не вернется, ему ничего не оставалось, как изменить сюжет картины — героиня Маши погибает в автокатастрофе. Как легко поменять сценарий и как трудно что-то изменить в жизни. Когда случилась трагедия, Машин родной театр — Московский драматический театр имени Пушкина, устроил благотворительный вечер памяти, чтобы собрать деньги для осиротевших детей — друзья отыграли спектакль «БЛЭЗ», в котором много лет главную роль исполняла Мария Зубарева. Вечер получился величественный и торжественный, именно такой, какого достойна эта замечательная актриса. Цены на билеты назначили невероятно высокими, но, несмотря на это, зал не смог поместить всех желающих. Поклонники приходили и просто оставляли деньги, приносили вещи для малышей Марии. Была собрана очень внушительная сумма, но кризис 1998 года похоронил эти деньги в одном из разорившихся банков.
P.S. Сегодня старшая дочь Марии Зубаревой взрослая женщина. После окончания филологического факультета МГУ она ничего не хочет слышать о карьере актрисы.
Младшим детям Марии Зубаревой чуть больше двадцати лет. Их воспитали родители актрисы. Говорят, что и друзья Марии не забывают о ребятах все эти годы и помогают всем, чем могут. К сожалению, чем близнецы планируют заниматься во взрослой жизни, мы не знаем, но уверены, что талант и жизнелюбие мамы, им передались в полной мере.
И пусть актриса ушла уже давно, ее как и прежде, помнят и любят очень многие люди. И все они уверены, что пока живы ее дети, жива и память о ней.
Читайте ещё на нашем сайте — Софико Чиаурели
Детство, учеба
Будущая актриса родилась в Москве в творческой семье. Ее мать была работником телевидения, отец – театральным актером и детским писателем. Девочка была их единственным ребенком. Родители, зная все сложности театральной жизни, старались направить дочь в ином направлении. Мария увлекалась математикой и занималась ею углубленно, занимая первые места в олимпиадах школьников. Правда, при этом она с удовольствием играла в написанных отцом детских пьесах, которые ставились летом на даче.
Ближе к окончанию школы девочка заинтересовалась профессией корреспондента и поступила в Школу юного журналиста, которую успешно закончила. Маша хорошо знала иностранные языки. Казалось, перед ней открывается журналистская карьера. Однако совершенно случайно планы переменились.
Однажды в гости к родителям зашли их друзья, преподаватели Щукинского училища. Достаточно было разговора за чаем, чтобы девушка изменила свои намерения. Прошло совсем немного времени, и она поступила в «Щуку».
Студенчество (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Неизвестно, как бы сложилась судьба Марии, может быть, ее ждала головокружительная карьера журналистки, если бы не актерский талант, который не остался незамеченным. В школе девочка участвовала в театральных постановках, дома выступала перед родителями и гостями. Однажды ее способность перевоплощаться в разные образы заметили друзья семьи Зубаревых супруги Калиновские. Ирина и Леонид были преподавателями Щукинского театрального училища. Они, как люди опытные, сразу увидели, что Маша очень талантлива, и посоветовали ей задуматься о карьере актрисы. Девушка загорелась этой идеей и отправилась в Щукинское училище. Поступить красавице удалось с первого раза, она попала на курс Юрия Катина-Ярцева.Студенческие годы пролетели для девушки совсем незаметно. Актерское мастерство давалось ей легко. Сокурсники души не чаяли в веселой девчонке, которая могла рассмешить кого угодно.
Вы женитесь, а я подожду
О том, что она очень привлекательная девушка, студентка Мария Зубарева поняла на первом курсе института, когда вокруг нее стали увиваться не только мальчишки-однокурсники, но и студенты старших курсов. Но ее девичье сердце покорил парень с гитарой — Борис Кинер был привлекателен, опытен и музыкален, он завоевал Машину любовь песнями и романсами собственного сочинения. Влюбленные поженились, вскоре на свет родилась дочурка Анечка. Однако, брак оказался непрочным и развалился через год.
Все это время по красавице Марии тайно вздыхал однокурсник Игорь Шавлак. Когда его любимая предпочла другого, он не сильно расстроился. «Все равно Маша станет моей женой», — упрямо повторял Игорь и все-таки добился своего. Дочка Анечка подрастала и считала Игоря своим родным отцом — позже она узнала правду, и это стало для нее ужасным открытием. Этот союз оказался счастливым и продолжительным, но и он распался как-то вдруг, беспричинно… Маша переживала, но об этом мало кто догадывался — друзья и коллеги были уверены, что у этой красивой и жизнерадостной женщины просто не может быть никаких проблем.
В это время ей удивительно везло в работе, карьера развивалась головокружительно. Первый успех Маше принесла роль незадачливой профессорской дочки Юли, молодой жены альфонса в исполнении Дмитрия Харатьяна в комедии «Мордашка». Несмотря на критику, этот фильм полюбился зрителям: поучительный сюжет, понятные герои и диковинная для «советского кино» откровенность в любви — почти целомудренная по сегодняшним меркам, но тогда вызывавшая любопытство и неоднозначные отзывы.
В театре Пушкина, куда Маша попала сразу после окончания Щукинского училища, тоже было немало интересных и заметных работ. Маше удавалось, несмотря на карьерный успех, оставаться любимицей коллектива, неизбежные театральные интриги словно обходили ее стороной. Может быть потому, что сама она никогда не была интриганкой, предпочитая все и всем говорить прямо в лицо. За это ее побаивались, но уважали и прислушивались к ее критике и советам. У нее с детства было обостренное чувство справедливости. Первоклассницей Маша с недоумением поинтересовалась у папы: «Почему мальчика Вову возят в школу на машине его отца-начальника? Разве родители не знают, что это плохо?». Потом ее удивляло, что можно «по блату» поступить в институт, а в театре она возмущалась, когда талантливого актера не замечают и держат без работы только за то, что он не полюбился худруку.
Фильмы
В дебютной картине — музыкальной комедии «Трембита», сделавшей ее знаменитой, — Людмила снялась еще будучи студенткой. Именно фото в образе Василины стало визитной карточкой актрисы. Руководители курса, Шихматов и Львова, не возражали против участия Купиной в съемках, поскольку сосед и друг их семьи Владимир Масс был соавтором как сценария фильма, так и либретто первоисточника — одноименной оперетты Юрия Милютина.
«Трембита» стала кинодебютом не только для Людмилы, но и для Ильи Олейникова, исполнившего маленькую роль молодого селянина Михася, причем в титрах ленты указывалась подлинная фамилия будущей звезды «Городка» — Клявер. А вот Савелий Крамаров, создавший образ Петро, к началу съемок «Трембиты» был уже маститым актером с обширной фильмографией.
Главные роли в экранизации оперетты исполнили Евгений Весник, Ольга Аросева, Николай Трофимов. Вокальные партии почти всех персонажей этих актеров исполнили оперные певцы. Но за Купину, как за Барбару Брыльску в «Иронии судьбы…», не только пела другая вокалистка, но и разговаривала другая актриса. Заговорить Василине помогла Ия Саввина, а запеть — Людмила Ревина. В итоге голос героини звучал очень по-взрослому, что пошло картине только на пользу: по сюжету девушка фактически была главой семьи и из родственников имела только престарелого деда Атанаса, в которого перевоплотился актер Алексей Чернов.
Людмила Купина в фильме «Вечный зов»
К сожалению, в дальнейшей кинокарьере Купиной не было центральных ролей. В телеэпопее «Вечный зов», снимавшейся режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым на протяжении десятилетия, актриса создала образ Марии Васильевны — секретаря Петра Полипова, сыгранного Юрием Смирновым. В 1975 году ученица Шихматова и Львовой сыграла жену главного героя киноповести «Среди лета» Владимира Рубана. Роль супруги одного из персонажей, охотника Павла Петрякова, досталась Людмиле и в детективе «Крик тишины».
В картине «Служебный роман» Купина промелькнула в образе безымянной «сотрудницы статистического учреждения», возглавляемого Людмилой Прокофьевной Калугиной. Героиня актрисы на работе куталась в клетчатый шарф. С Людмилой Ивановой, сыгравшей в шедевре Эльдара Рязанова неугомонную общественницу Шурочку, звезда «Трембиты» пересеклась и в своей последней ленте — комедии «Вам что, наша власть не нравится?» 1988 года.
Долгие годы Купина отработала в московском Театре киноактера. На театральных подмостках актриса создала яркие образы в спектаклях «Без вины виноватые», «Ссуда на брак» и «Требую суда!».
Известные роли в кино
Зрителям актриса запомнилось благодаря ярко сыгранным киноролям. Она начала сниматься в кино в 1984 году.
Один из первых запомнившихся зрителям образов – невеста Ивана в телефильме «Возвращение Будулая» 1985 года. Хотя роль и была второстепенной, ее молодая исполнительница не могла не привлечь внимания. До этого Мария уже появлялась в небольших ролях в фильмах «Второй раз в Крыму», «Третий в пятом ряду» и «Расставания».
Конец 80-х – начало 90-х годов стали сложным временем в культурной жизни страны.
В 1990 году Леонид Филатов выступил в роли режиссера, сняв ленту «Сукины дети», повествующую о реально произошедших в Театре на Таганке событиях после ухода режиссера Юрия Любимова. Зубарева сыграла здесь Ниночку. В фильме собрался поистине звездный актерский состав: Лия Ахеджакова, Владимир Ильин, Александр Абдулов, Лариса Удовиченко и многие другие. Картина была номинирована на «Нику» и получила первую премии фестиваля «Кинотавр» в 1991 году в номинации «Кино для всех».
Но настоящая зрительская любовь и признание таланта пришли к Марии Зубаревой в 1993 году после начала показа телесериала «Мелочи жизни». До этого в стране по-настоящему многосерийных фильмов не снимали. По телевидению демонстрировали лишь зарубежные «мыльные оперы», не имеющие ничего общего с реальной жизнью россиян. Сериал «Мелочи жизни» с первой же серии стал пользоваться необыкновенной популярностью. Он повествовал о жизни обычных людей, а главную роль в нем исполнила красавица Зубарева. В сериале ее героиню также звали Марией.
Для зрителей сообщение о смерти актрисы стало неожиданным и очень печальным известием. Нужно отметить, что создатели сериала не стали заменять исполнительницу главной роли. Вместо этого в сценарий внесли изменения. Героиня Марии также умерла –погибла в автокатастрофе. При этом в дальнейшем по сюжету Машу не забыли. Другие персонажи время от времени вспоминали ее.
Подстрелена на взлете
Несмотря на то, что Маша была очень молода, к ней обращались за советом даже люди опытные и мудрые. Она терпеливо всех выслушивала и помогала: то вытаскивала каких-то пьяниц из вытрезвителя, то искала квартиру для актрисы, которой негде было жить, то пристраивала кого-то на лечение. Да и в любых праздниках она была главной заводилой. Когда театр отправлялся на гастроли, у всех было приподнятое настроение — «с Машкой не соскучишься, она обязательно придумает какой-нибудь сабантуй». И если вдруг Зубарева задерживалась где-нибудь на съемках, ее непременно ждали и откладывали праздник до ее приезда. Когда же она появлялась, ее звонкий голос и заразительный хохот не смолкал ни на минуту — Маша могла рассказывать разные истории бесконечно.
Судьба продолжала по достоинству оплачивать талант и трудолюбие актрисы. Полюбившаяся зрителям работа в телесериале «Мелочи жизни», аншлаги во время игры комедии «БЛЭЗ» в театре Пушкина: Да еще Зубареву приглашает в свой одиозный спектакль «М. Баттерфляй» Роман Виктюк, режиссер, с которым мечтают поработать очень многие актеры. Тогда еще никто не знал, что этот спектакль унесет жизни двух очень красивых женщин и талантливых актрис Марии Зубаревой и Ирины Метлицкой, тогда этот спектакль лишь одаривал: популярностью и творческой удовлетворенностью: От одной этой работы могла начаться «звездная болезнь»: Маша не была заносчивой, но в ней было удивительно яркое чувство достоинства она казалась недоступной, хоть и была на самом деле простой и дружелюбной. При ее внешних данных она могла легко порхать по жизни, купаться в роскоши и любви богатых спонсоров. Но увидеть Зубареву в толпе поклонников, раздающей на право и налево автографы и поцелуи было невозможно. Маша словно чувствовала, что ее ждет последняя и очень большая любовь:
Они познакомились в компании совершенно случайно. Роман вспыхнул сразу — яркий, головокружительный. Они были очень красивый парой. Перед тем, как за Машей ухаживал ее избранник, не устояла бы ни одна женщина. О чем еще можно мечтать?..
Так иногда случается — вдруг пришло к тебе счастье, настоящее без условий и оговорок. В творчестве небывалый взлет, обещающий головокружительный успех, ты молода и красива, обожаема друзьями. Да тут еще, как в песне поется: «Любовь нечаянно нагрянет:» огромная, до небес — не обхватишь руками. Ну а дальше совсем, как в сказке: чудесным результатом этой любви стало рождение двоих милых близнецов — мальчика и девочки, Ромки и Лизы: И жили они в любви и согласии, в достатке и радости до самой старости: На этом сказка заканчивается — начинается жизнь, а в жизни, как известно, вечного счастья не бывает.
Мария строила планы. До последнего месяца беременности она снималась в сериале «Мелочи жизни», продолжала играть в театре. Она думала о том, что родит и сразу вернется к работе — так поступают многие актрисы, она так мечтала снова ездить на гастроли, она даже планировала с подругой открыть «пирожковую» — может быть шутила, а может быть и вправду открыла бы: но к работе после родов она уже не вернулась.
С Машей стало происходить что-то страшное — она очень плохо себя чувствовала, сильно похудела. Сначала думала, что это последствия родов, но врачи только разводили руками. Диагноз «рак» для близких прозвучал, как приговор, Маша умирала — бороться за жизнь было слишком поздно.
До последнего дня у постели Марии в больнице дежурили ее друзья, от нее скрывали диагноз, да только она сама все поняла и запретила мужчинам навещать ее — хотела, чтобы запомнили ее жизнерадостной и красивой.
Не послушала папу с мамой
Маша родилась в творческой семье: мама — режиссер телевидения, отец — актер, детский писатель, но именно исходя из личного опыта, дочке готовили другое будущее. Строгая мама, которая порой сталкивалась на работе с недостатком нравственности молоденьких актрис, категорически возражала, чтобы Маша проявляла интерес к лицедейству, а отец с детства рассказывал девочке о трудностях этой зависимой профессии, о том, что актер должен быть не просто талантливым, ему еще надо понравиться режиссеру, подстроиться под непростые характеры коллег или банально подойти им по внешности. А иногда просто сидеть без работы, ожидая месяцами или даже годами предложений от режиссеров.
Маша была домашней девочкой и очень послушной, чтобы не расстраивать маму, она не мечтала о театре, она просто в него играла: ставила спектакли для соседей-дачников по пьесе, специально написанной для нее папой. И очень хорошо училась — на радость родителям. В средней школе она взахлеб интересовалась математикой, участвовала в Олимпиадах и даже занимала призовые места. В восьмом классе увлеклась журналистикой, и поступила в Школу Юного Журналиста на курс к популярному ныне Андрею Максимову. В выпускных классах стала всерьез готовиться в институт иностранных языков. Она могла стать, кем угодно и сделать блестящую карьеру в любой профессии, но как говорится, от судьбы не уйти:
Маша заканчивала английскую спецшколу, готовилась к выпускному вечеру. Однажды в гости к Зубаревым зашли друзья — супруги Калиновские, педагоги из Щукинского училища. Когда Маша поделилась планами на будущее, гости удивились: «Почему не актрисой, такая красивая девочка!», — и попросили ее почитать любимые стихи. Получив благословенное: «Да ты талантлива!», — Маша, не замечая, как опешили и расстроились ее родители, буквально порхала от счастья и через два месяца легко поступила в Щукинское училище на курс к знаменитому Юрию Катину-Ярцеву.
Владимир Маркин — причина смерти, от чего умер
Причиной смерти первого официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина стала продолжительная болезнь.
При этом не уточняется, чем именно болел Владимир Маркин.
Напомним, ранее пресс-служба СК РФ сообщила, что на 65-м году жизни умер бывший официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. В ведомстве назвали Маркина яркой, харизматичной личностью, неравнодушным человеком и настоящим профессионалом. В сообщении отмечалось, что благодаря прогрессивным взглядом Маркина СК удалось выстроить конструктивные отношения со СМИ, что стало новым опытом для ведомства. Работа Маркина помогла укрепить доверие россиян и разрушить стереотип об изолированности госорганов.
Сообщается также, что новость о смерти высокопоставленного офицера не стала неожиданностью для его окружения. Последние дни Маркин находился без сознания.
Отрывок, характеризующий Зубарева, Мария Владимировна
– Прощайте, – сказал Пьер и направился с своим берейтором к постоялому двору. «Надо дать им!» – подумал Пьер, взявшись за карман. – «Нет, не надо», – сказал ему какой то голос. В горницах постоялого двора не было места: все были заняты. Пьер прошел на двор и, укрывшись с головой, лег в свою коляску. Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо. «Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей. «Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его
Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились