30 цитат фаины раневской

Ситуации и диалоги

Фаина Раневская цитаты и афоризмы рождала на ходу. Иногда могла довольно резко «отбрить» хама, а порой изобретала изящные формулировки. Скорее, не для обидчиков, которые вряд ли оценят этот словесный эквилибр, а для более продвинутых коллег.

Раневская шла по улице, ее толкнул какой-то человек. У невежды хватило «ума» еще и обругать пожилую женщину грязными словами. Фаина Георгиевна отреагировала внешне невозмутимо:
— В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

— Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале.

Как-то поскользнулась и упала на улице. Навстречу актрисе шел мужчина.
— Поднимите меня! — попросила она. — Народные артистки на дороге не валяются…

Артистов после спектакля развозил по домам переполненный автобус. Вдруг в толпе раздался неприличный звук. Раневская наклонилась к уху соседа и шепотом, но так чтобы все слышали, выдала:
— Чувствуете, голубчик? У кого-то открылось второе дыхание!

Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
— Жалко, что мы не захватили пианино, — говорит Фаина Георгиевна.
— Неостроумно, — замечает кто-то из сопровождавших.
— Действительно неостроумно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.

(Администратору, заставшему ее в гримерке абсолютно голой)
— Вас не шокирует, что я курю?

— Я обожаю природу.
— И это после того, что она с тобой сделала?

— Звонок не работает, как придёте, стучите ногами.
— Почему ногами?
— Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!

Высказывания Раневской на разные темы

*** 

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

*** 

***

Красивые люди тоже срут.

*** 

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

*** 

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

*** 

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

*** 

Оптимизм — это недостаток информации.

*** 

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

*** 

*** 

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

*** 

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

*** 

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.

*** 

Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

*** 

Понятна мысль моя неглубокая?

*** 

Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

*** 

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.

*** 

Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)

***

Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.

*** 

«Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха».
— «Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?»

*** 

Сотрудница Радиокомитета N постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт Раневская называла ее «жертва ХераСимы».

*** 

Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные?
— Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди.

*** 

Сколько раз краснеет в жизни женщина?
— Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги.
А мужчина?
— Два раза: первый раз когда не может второй, второй когда не может первый.

*** 

Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
— Жалко, что мы не захватили пианино, — говорит Фаина Георгиевна.
— Неостроумно, — замечает кто-то из сопровождавших.
— Действительно неостроумно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что
на пианино я оставила все билеты.

*** 

Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала
Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не
безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: «Фаина Георгиевна,
вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!» «То-то у меня
ощущение, что я наелась дерьма!» — парировала Раневская.

*** 

— Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, — объяснила Фаина Георгиевна.

***

Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
— В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

*** 

— Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, — заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
— Так что же, не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков?
— В общем, нет, — скромно, но с достоинством ответила Раневская.
И после небольшой паузы добавила:
— Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!

***

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Личная жизнь

Фаина Николаевна часто влюблялась — иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым увлечением Раневской стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника». Уже живя в Москве, Фаина Георгиевна стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре.

Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фаина, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся…» Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. История их знакомства была таковой:

Москва, Столешников переулок. Юная Фаина бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его — своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Раневская хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро — момент может быть упущен. И она не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги — в прямом смысле этого слова.

Раневская переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаина снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.

Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки — это ненадолго, а дружба — навсегда. В своем дневнике Раневская напишет: «В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню…»

В личной жизни женского счастья Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти.

Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «…и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»

О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.

Жизнь и творчество актрисы

Фаина Раневская (настоящее имя — Фанни Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в зажиточной еврейской семье. Раневские проживали в Таганроге и воспитывали пятерых детей. Фаина оказалась фактически единственным ребенком, не разделявшим профессиональные взгляды родителей, и в 1915 году уехала в Москву постигать актерское искусство. Не поступив в училище, она долгое время посещала различные частные курсы, пока однажды не оказалась на сцене Малаховского летнего театра, где и начала складываться карьера Раневской.

В 1934 году Фаина впервые снялась в кино. Это была роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». Затем последовали ленты «Человек в футляре» и «Подкидыш». Ее коронная фраза из последней «Муля, не нервируй меня!» ушла в народ, и актриса обросла множеством поклонников по всему СССР. В послевоенные годы она сыграла ключевые роли в фильмах «Золушка», «Весна», «Свадьба» и других.

Фаина Раневская оставалась преданной театру и выходила на сцену почти до своих последних дней. Актриса вела одинокий, затворнический образ жизни, старалась избегать мужчин и лишнего внимания. Несмотря на это, она отличалась отменным остроумием и забавно, а порой – грубовато и пошло, высказывалась на ту или иную тему. Возможно, именно сила ума и вера в собственные силы помогли актрисе прожить долгую жизнь: скончалась она в 1984 году в возрасте 87 лет, но вклад этой женщины в искусство по-прежнему остается неоценимым, а цитаты — актуальными как никогда.

Против пафоса

Фраза: «Под каждым павлиньим хвостом скрывается куриная **па»

Этот афоризм едва ли не самый известный среди высказываний Раневской: «Под самым красивым павлиньим хвостом скрывается самая обычная куриная **па. Так что меньше пафоса, господа!»

Так точно выразить отношение к жизни, к коллегам и к самой себе удавалось мало кому. Кстати, недавно во время очередного твиттер-скандала это выражение прозвучало в адрес телеведущей Ксении Собчак, ранее употребившей афоризм Раневской о пионЭрах в адрес журналистов. В общем, с помощью обмена меткими фразами Фаины Георгиевны нового витка громкой ссоры Собчак с папарацци удалось избежать. По крайней мере, пока.

Из истории термина

Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.

Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.

Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.

Как избежать излишнего пафоса во время выступлений

Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:

  • избегайте штампов и канцеляризмов («в этот знаменательный день», «молодое поколение» и т.д.);
  • используйте высокую книжную лексику только в крайнем случае (слова «сей», «отныне», «бренный» и другие отдаляют говорящего от слушающих);
  • выражайтесь ясно и недвусмысленно (если хотите сказать, что времена сейчас тяжёлые, не говорите «жестокая судьба немилосердна к роду человеческому…»);
  • употребляя термины, не забывайте кратко объяснять их значения;
  • где возможно, заменяйте заимствованные слова исконно русскими (голкипер – вратарь, толерантность – терпимость и т.д.);
  • приводите понятные всем жизненные примеры, обращайтесь к аудитории, скромно и к месту делитесь личным опытом – словом говорите проще и будьте ближе к народу.

Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.

Надоедливым поклонникам

Фраза: «ПионЭры, идите в **пу!»

Фаину Георгиевну ужасно раздражало, когда, увидев ее на улице, прохожие (особенно дети) начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!» Однажды ее окружила толпа школьников, радостно скандировавших знаменитую фразу из «Подкидыша». Тогда Раневская и сказала в сердцах: «Пионеры, идите в **пу!»

Схожая участь постигла тимуровцев, заявившихся домой к актрисе с предложением помочь по хозяйству. «ПионЭры! Возьмитесь за руки – и идите в **пу!» – отчеканила она и захлопнула дверь.

К слову, однажды за любовь к шутке про Мулю досталось даже Брежневу. Он не удержался и повторил ее, прикалывая к груди Раневской Орден Ленина, на что получил гневную отповедь: «Леонид Ильич, так меня называют или мальчишки, или хулиганы!» «Простите, но я Вас очень люблю», – смутился генсек.

Кто вы из героинь советского кино? – пройдите тест и узнайте >>

Цитаты Фаины Раневской

  1. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй. (Щеглов А.В. Дневник «Фаина Раневская: Судьба-шлюха)
  2. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского! (Из воспоминаний актера Сергея Юрского)
  3. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь. (Ф.Г.Раневская «Дневники на клочках», 1999 г.)
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа. (Скороходов Г. «Разговоры с Раневской», 1999)
  5. Я как яйца: участвую, но не вхожу. (Щеглов Д. «Фаина Раневская. Монолог», 1998)
  6. Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и уёбываю. (На партсобрании в театре Моссовета, на котором обсуждалось немарксистское поведение одного именитого актера, обвиняющегося в гомосексуализме)
  7. Почему все дуры такие женщины? (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  8. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию. (Шахов Г. А. Фаина Раневская, 1985)
  9. Жизнь — это затяжной прыжок из п…зды в могилу. (Щеглов А. «Раневская: Вся жизнь», 2005)
  10. Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли. (Воспоминания актрисы Елены Юнгер, съемки фильма «Золушка»)
  11. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается. (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  12. Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть. (Шляхов А. Л. «Фаина Раневская: Любовь одинокой насмешницы», 2012.)
  13. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду. (Щеглов Д. «Фаина Раневская. Монолог», 1998)
  14. Красивые люди тоже срут. (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  15. Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.(На высказанное мнение «На меня Сикстинская Мадонна впечатления не производит»)
  16. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно. (Театр им. Моссовета, 1955)
  17. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.(из письма А.Щеглову в Кабул, 1983)
  18. Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт» (Из разговора с Агнией Барто)
  19. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!» (Щеглов А.В. Дневник «Фаина Раневская: Судьба-шлюха)
  20. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги? (Фаина Раневская «Случаи. Шутки. Афоризмы»/ Издательство: Захаров И. В.)
  21. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве. (Раневская о режиссере Юрии Завадском)
  22. Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности. (Щеглов А.В. Дневник «Фаина Раневская: Судьба-шлюха)
  23. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда. (Пересматривая фильм «Жизнь Прекрасна»)
  24. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью. (Ф. Г. Раневская «Дневники на клочках», 1999 г. / Издательство Фонда русской поэзии при участии альманаха «Петрополь»)

10 цитат об отношениях

Как известно, Фаина Раневская не доверяла мужчинам и жалела женщин, которые часто становятся жертвами обмана и интриг. На этот счет она высказывалась следующим образом:

  • «В сказке лягушка оказывается царевной. В жизни — все наоборот.»
  • «Все дуры – женщины, а не наоборот.»
  • «Все испражняются, даже самые красивые.»
  • «Конечно, женщины разумнее мужчин. Вряд ли существует женщина, которая бы увидела мужчину с красивыми ногами и потеряла голову.»
  • «Вы думаете, что не переедаете? Тогда посмотрите на живот: он должен располагаться на уровне глаз.»
  • «Одиночество – главная наука, обучать которой нужно уже с первого класса.»
  • «Красивый павлиний хвост лишь прикрывает невзрачную пятую точку. Не будьте пафосными, господа.»
  • «Глубокое игнорирование мнения окружающих – ключ к спокойной и счастливой жизни.»
  • «Вы действительно полагаете, что извращения бывают только в сексе? Тогда посмотрите балет на льду или хоккей на траве – вот настоящие извращения!»
  • «Для нас, женщин, приятного в этом мире осталось мало, и оно все вредное, аморальное, а то и вовсе приводит к ожирению.»

Киноэкран

Ф. Г. Раневская в фильме «Пышка»

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году в кинокартине начинающего режиссера Михаила Ромма «Пышка», где блистательно исполнила небольшую роль госпожи Луазо. Раневская не любила сниматься в кино, она была беззаветно влюблена в театр. К счастью, Фаина Георгиевна продолжила сниматься, хотя после своего дебюта обещала больше никогда «не возвращаться в этот ад». 

Раневская была королевой эпизода, она сама «создавала» роли, ее экспромты на площадке входили в финальные версии фильмов.

Ф. Г. Раневская в фильме «Дума про казака Голоту»

Так, на съемках картины «Дума про казака Голоту» роли для Раневской изначально не было совсем. Режиссер Игорь Савченко предложил сделать из сценарного попа- попадью. Раневская согласилась при условии, что ее героиня не будет бессловесной, текст для своего персонажа она выдумала прямо на площадке во время проб. Кинопробы Фаины Георгиевны в этом фильме стали единичным случаем в истории кинематографа, когда кинопроба вошла в фильм без изменений. 

Ф. Г. Раневская в фильме «Весна»

Искрометный ум и юмор Раневской украшали любую кинокартину и делали ее запоминающейся.«-Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной! Лев Маргаритович. Маргарит Львович…» — этот искрометный диалог домработницы в фильме «Весна» тоже был придуман Фаиной Раневской, как говорится, на ходу. 

Ф. Г. Раневская и Я. Б. Жеймо в фильме «Золушка»

Даже известный своим, не терпящим изменений, нравом драматург Евгений Шварц позволил Раневской привнести в сценарий «Золушки» что-то свое. Так родилась запоминающаяся сценка — «Я работаю, как лошадь. Бегаю (прикладывает перо), хлопочу (снова перо), требую (перо), добываю и добиваюсь (перо), очаровываю (куцее павлинье перо)».

Ф. Раневская, П. Репнин и В. Лебедева в фильме «Подкидыш»

Даже всем известная фраза «Муля, не нервируй меня!» из кинофильма «Подкидыш» также принадлежала авторству Фаины Георгиевны. После выхода фильма Раневская буквально возненавидела роль, принесшую ей всесоюзную известность. Люди на улицах бежали за ней, крича «Муля, не нервируй меня!» или встречали фразами: «Наша Муля». Даже Леонид Ильич Брежнев однажды, поприветствовав Раневскую, сказал: «А вот идет наша Муля, не нервируй меня!». 

Ф. Г. Раневская в фильме «Мечта»

Роль Розы Скороход была одной из немногих драматических ролей актрисы в кино. в фильме «Мечта» Михаила Ромма Фаина Георгиевна предстала перед зрителем скупой и властной, утопающей в любви к своему сыну-неудачнику хозяйкой мебелированных комнат. 

Раневская говорила: «Я не учу слова роли. Я запоминаю роль, когда уже живу жизнью человека, которого буду играть, и знаю о нем все, что может знать один человек о другом».

Прошли десятилетия, сменился век, а уникальный, яркий талант Фаины Раневской продолжает восхищать зрителей. Созданные ею роли продолжают жить, все также берут за душу, заставляют плакать и смеяться. Мы ценим ее острый ум, в обыденной речи пользуемся придуманными ею афоризмами. Благодаря симбиозу гротеска, буффонады и драмы исполнение Фаины Георгиевны остается вне времени.

При написании статьи использовались материалы из книг:

«О Раневской» составитель Л.Ф.Лосев , Москва, «Искусство», 1988«Раневская Фаина Георгиевна. Байки и перлы», редактор-составитель К.Винокуров, Москва, «Зебра Е», 2013«Фаина Раневская. Меньше пафоса, господа!», Москва, «Центрполиграф», 2018«Фаина Раневская. Дневник на клочках. Переписка», Санкт-Петербург, 1999

Дарья Бутина
Поделиться статьей:

«Натур и морды»: почему будущая звезда сбежала из родительского дома?

Девочкой она страдала от того, что не так красива, как ровесницы. Она получила неплохое семейное образование, как и все купеческие дети: музыка, иностранные языки, литература, живопись. Она пела и играла на фортепиано, писала пейзажи и натюрморты, которые сама называла «натур и морды». Но настоящей ее страстью было чтение. Отец мечтал выдать ее замуж за состоятельного фабриканта и надеялся, что острый язык она со временем сумеет попридержать, и тогда из нее получится благопристойная еврейская жена, которая будет рожать детей одного за другим.

Подросшая Фанни заявила родителям, что хочет стать актрисой, и решение это – окончательное. Мечта о театре появилась у девочки после того, как в 13 лет она посмотрела постановку «Вишневого сада» на сцене таганрогского театра. Именно в память о том спектакле актриса и взяла себе позже звучный псевдоним Раневская. Решимость стать актрисой (и непременно великой!) еще больше окрепла после просмотра американского немого фильма «Ромео и Джульетта».

17-летняя Фанни экстерном сдала экзамены в гимназии и поступила на актерские курсы. А вскоре девушка заявила родителям, что поедет в Москву, чтобы учиться в театральной школе. Отец сперва попытался вразумить и уговорить дочь, но потом устал от ее упрямства и просто заявил, что на эту затею она не получит ни гроша.

Фото: Википедия (отец Фаины Раневской)

Однако останавливаться будущая звезда сцены не собиралась и сбежала в Москву практически без денег. Просто выждала, пока семейные страсти улягутся, и уехала, не попрощавшись ни с кем, кроме мамы. Та потихоньку от отца дала упрямой дочке небольшую сумму на первое время, да и потом поддерживала ее переводами.

На эти деньги Фаина сняла в Москве крохотную комнатку и больше в родительский дом не вернулась. Впрочем, откуда ей было знать, что всего через пять лет грянет революция, а вслед за этим ее семья будет вынуждена эмигрировать из Таганрога. Они переправятся на собственном пароходе через Румынию и Турцию за границу и осядут в Праге. Родителей Фаина Раневская больше так и не увидела.