«золотой ключик, или приключения буратино» (а. н. толстой)

Краткое содержание сказки Золотой ключик или Приключения Буратино

Старый столяр Джузеппе находит в своей каморке обыкновенное полено и решает из него смастерить хотя бы ножку для стола. И во время работ его сбивает какой-то постоянный звонкий голосок, возмущающий, что его щиплют. Не сразу Джузеппе сообразил, что голос исходит из полена.

В это время к нему в гости заходит его давний друг папа Карло. И Джузеппе решает избавиться от полена, подарив его своему другу. Когда-то Карло был шарманщиком и ходил по дворам, наигрывал мелодии, и ему кидали монеты. Но дело шло к старости и зарабатывать на жизнь стало уже тяжелее. Вот Джузеппе и посоветовал другу выстругать из полена куклу и ходить с ним по дворам, зарабатывая на жизнь.

Карло жил в маленькой каморке под лестницей. И у него ничего не было, кроме висящего холста на стене с изображением камина на нем. Старик сел на единственный стул в помещении и начал выстругивать куклу из полена. Не успел он его закончить, а тот уже сбежал на улицу.

Однако, старый сверчок в каморке начал учить его уму-разуму и советовал пойти в школе. Не сразу принял его советы Буратино. Но чтоб порадовать Папу Карло согласился. Папа Карло склеил ему одежду из остатков цветной бумаги, продал свою старую куртку и купил на вырученные деньги Азбуку.

На следующий день Буратино пошел в школу. Но, проходил мимо завлекательного балагана, из которого лилась музыка, и зазывалы приглашали на кукольное представление. Не выдержав рекламы, Буратино быстренько продал Азбуку и купил билет в театр.

В театре, когда представление началось, куклы узнали Буратино и начали его приглашать к себе. За сорванное представление хозяин Карабас Барабас очень рассердился и хотел уже Буратино кинуть в пылающий камин. Однако, Буратино проговорился, что живет у Папы Карло, где на стене висит вот такой же, но нарисованный камин. После этого Барабас резко подобрел и отпустил Буратино, на прощание одарив пятью золотыми монетами. Наказав при этом, чтоб бежал в свою каморку и никуда оттуда бы не переезжали!

Но по дороге веселого Буратино перехватили пройдохи Лиса Алиса и Кот Базилио. По доброте душевной Буратино им проговорился про монеты, которые они же позже, под видом разбойников и хотели отобрать, Но Буратино спрятал золотые в рот, и разбойники никак не могли их оттуда достать. Тогда они подвесили его верх ногами на дереве, чтоб к утру эти монеты и выпали бы.

Но на счастье с утра его увидела Мальвина, девочка с голубыми волосами. Она работала в театре Карабаса Барабаса, но устала от плохого отношения и сбежала от него. Она спасла Буратино, но тут же стала воспитывать его. А за плохое поведение заперла в темном чулане. Откуда Буратино тоже благополучно сбежал. И опять попал в лапы кота Базилио и лисы Алисы.

На этот раз они действовали более тонко и отвели Буратино на поле Дураков, где он закопал свои монеты, чтоб выросло золотое дерево с кучей монет! А после натравили на него полицейских и, когда те забрали Буратино, выкопали золотые монеты.

Тем временем, полицейские, не обнаружив у деревянной куклы ничего ценного, отвели его за город и бросили в пруд. А там Буратино познакомился с Черепахой Тортилой, которая подарила ему золотой ключик. Выбравшись из пруда, Буратино сталкивается с Пьеро, который сбежал из театра Карабаса Барабаса, и за которым была организована погоня за то, что узнал тайну золотого ключика.

Дальше погоня захватила и Буратино, и Мальвину, и Пьеро, и Артемона – собаку, что им пришлось прятаться в пещере. Однако Барабас с погоней устал бегать за беглецами, и они пошли отдохнуть в харчевну. Буратино сообразил идти за ними. Там он хитростью узнал, какую же дверь открывает золотой ключик. Оказалось, что дверь за холстом в каморке его Папы Карло.

Таким образом, после разных погоней, Буратино оказывается снова дома, где уже и не ждал его Папа Карло. Срывает разрисованный холст и открывается золотым ключом потаенную дверь, за которой оказывается необычный театр. Друзья с Папой Карло его открывают, и все куклы от Барабаса сбегают к ним, где не надо никого бояться.

Оцените произведение:

3.67

Голосов: 531 Читать краткое содержание Золотой ключик или Приключения Буратино. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Мальвина — Татьяна Проценко

Долгое время организаторы не могли найти девочку, которая бы могла воплотить этот образ в жизнь. Претендентку нашла ассистент режиссера. Она повстречалась в поезде с мамой и ребенком. Танюша весьма приглянулась ассистентке, поэтому была приглашена на пробы. Начинающую актрису ожидал изумительный успех, как и всех актеров. И ее стали зазывать режиссеры, полным-полно писем приходило и от ее обожателей.

Дети мечтали дружить с милой девочкой. Татьяна подросла и поступила во ВГИК. О роли Мальвины никогда не говорит серьезно. Во время обучения во ВГИКе каждый второй критиковал ее Мальвину. Но семилетняя Таня в то время даже не воспринимала всерьез то, что происходит. Ей это больше напоминало сказку, а не рабочий процесс.

Вслед за окончанием высшего учебного заведения актриса поступает в «Литинститут». Она работает редактором в журнале «Планета людей», также пишет стихи и дублирует фильмы. Счастлива в браке с актером Дмитрием Войтюком. Воспитывает с супругом дочь Анну и сына Владимира.

Дмитрий Иосифов

Талантливый паренек всерьез увлекался в детстве фотографией и занимался фигурным катанием. Случайно был замечен ассистентом режиссера и после проб утвержден на роль Арлекина. Только после неудачных попыток найти подходящего Буратино режиссер попробовал Дмитрия, и тот идеально подошел.

После выхода на экраны мальчика стали приглашать на съемки фильмов. После окончания школы Дмитрий поступил во ВГИК и продолжил творческую карьеру. С течением времени актер переквалифицировался в успешного режиссера сначала рекламных роликов, а после и полнометражных картин. Сейчас 53-летний Дмитрий Иосифов признанный сценарист и кинорежиссер. Он поставил такие картины, как «Убойная сила-6», «Екатерина. Взлет», «Суженый-ряженый» и другие.

Три года борьбы

Татьяна Проценко с семьей | Фото: starhit.ru

…как раз отметив 50-летие, я узнала свой страшный диагноз: двойной рак, да еще и не в первой стадии, с метастазами. «Разве это со мной?» – сначала я не поверила, опешив от свалившейся на меня угрозы. Но по мере осознания в душе разрастался страх, который сковал до невозможности дышать… Знаете, дойдя до этого рубежа, я вдруг перестала бояться за себя, бояться встретить физическое небытие. Будто бы сработал какой-то внутренний предохранитель. От этой точки невозврата, внутреннего смирения с происходящим можно пойти двумя путями: либо на тот свет, либо найти причины для того, чтобы еще побороться за жизнь. Этой причиной стала для меня моя семья. Оставить своих родных – несамостоятельных еще, неокрепших детей, любящего мужа, старенькую маму, которая схоронила уже старшего сына… вот с этим я не могла смириться. И в этой любви я обрела силы для борьбы

Татьяна Проценко | Фото: rg.ru

Это произошло сегодня в 10.30 утра. Она скончалась в реанимации в больнице. Почти 3 года она боролась – и вот, увы… Это очень светлый человек. Наш любимый человек. Все, кто ее знали. Все могут это подтвердить. Что она просто ангел… Для семьи ангел-хранитель. Для людей, человек, который мог прийти ко всем на помощь. Легкий человек в общении, красивый человек. Полный жизненных планов, которые так оборвались. Очень жаль…

Татьяна Проценко | Фото: kino-teatr.ru

Как сложились судьбы актеров фильма «Приключения Буратино»

Биография и сюжет

Биография кукольного мальчика, влюбленного в синеволосую девочку, в сказке представлена нескрупулезно. Этот герой, хоть и полюбился публике, все-таки является второстепенным персонажем. Сюжет произведения «Золотой ключик, или Приключения Буратино» рассказывает о деревянной марионетке с длинным носом, которую выстругал папа Карло, а Пьеро фигурирует далеко не в первой главе произведения.

Буратино и Папа Карло

Начало повествования мало чем отличается от «Пиноккио». Старый столяр Джузеппе по прозвищу «Сизый Нос» решил соорудить ножку для столика, но, когда он коснулся топором полена, то слабо взвизгнуло человеческим голосом.

Изумленный старик решил больше не связываться с этим колдовским предметом и отдал деревяшку своему приятелю-шарманщику. Карло сделал из полена куклу, которая чудесным образом ожила. Первоначально отношения папы Карло и его «сына» не заладились, но в конечном итоге, помня совет Сверчка, мальчик согласился выучить азбуку и пойти в школу. Буратино хотел выполнить свое обещание, но его очаровала музыка, которая слышалась из кукольного театра.

Пьеро, Буратино и Арлекино

Таким образом, Буратино попал в переделку и оказался подвешенным на дереве, а неподалеку стоял домик, где жила девочка с голубыми волосами Мальвина, в которую влюблен Пьеро. Эта девочка сбежала из кукольного театра, потому что Карабас-Барабас грубо обращался со своими подчиненными.

Пьеро и Мальвина

Буратино встретил грустного мальчика, когда убежал из Страны Дураков. Оказывается, меланхоличный герой тоже втайне покинул убежище кукольного узурпатора. Пьеро случайным образом подслушал беседу хозяина театра и его приятеля Дуремара, торговца пиявками. Друзья разговаривали о золотом ключике, но, когда узнали, что белоснежная кукла с нарисованными бровями подслушивает, натравили на него двух бульдогов. Пьеро чудом удалось спастись и ускакать верхом на зайце.

Пьеро на сцене

После того, как герой произведения избавился от оков Карабаса-Барабаса, он возжелал найти свою возлюбленную Мальвину и попросил Буратино помочь ему. Сын папы Карло привел приятеля к деревянному домику, где жила девочка с голубыми волосами. Не успел Пьеро обрадоваться долгожданной встрече, как ребята тут же узнали, что за ними продолжается погоня.

Куклы не раз еще сталкивались со злодеями: Карабасом-Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой и котом Базилио. Но, к счастью, когда театральные актеры были окружены антагонистами, на помощь поспел папа Карло и забрал всех кукол к себе в каморку.

Последние статьи

  •   Почему девочка-вундеркинд из 1990-х Ирина Полякова считает своё детство несчастливым, и Как она живёт в наши дни сегодня, 10:36
  •   Злой рок Савелия Крамарова: С какими штампами всю жизнь приходилось бороться любимому артисту Гайдая сегодня, 09:10
  •   Локуста – официальная отравительница на службе римских императоров, на счету которой почти 500 жертв 12.10.2021, 21:45
  •   Загадки Шварцвальдского леса, который вдохновил братьев Гримм на сказку про «Красную шапочку» 12.10.2021, 20:21
  •   Чем прославились легендарные женщины-преступницы, которые сводили с ума мужчин и сыщиков 12.10.2021, 17:57
  •   Как коммунистическая пропаганда и человеческая доброта погубили северокорейский отряд спецназа 12.10.2021, 15:44
  •   Какие ценные советы оставил потомкам самый долгопрактикующий хирург в мире, который прожил 104 года 12.10.2021, 14:40
  •   8 лучших научно-популярных книг 2021 года на русском языке по версии премии «Просветитель» 12.10.2021, 13:22
  •   От каких домашних вещей из СССР стоило бы давно избавиться, но многие их всё ещё хранят 12.10.2021, 11:55
  •   Как Юлия Пересильд справилась с потерей близкого человека и сама намечтала свою жизнь 12.10.2021, 10:20

Все статьи

Образ

По слухам, Карабаса-Барабаса в жизни звали Всеволодом Мейерхольдом. Действительно, Алексей Николаевич воспользовался сюжетной канвой оригинала, но переработал персонажей по-своему, придав произведению ярких красок с использованием реальных прототипов.


Всеволод Мейерхольд и Карабас-Барабас

Взрослые читатели увидят в «Золотом ключике» скрытое послание и подтекст. По предположению исследователей, Толстой отразил на страницах «детской сказки» театральную полемику 1920-1930-ых годов.

Дело в том, что Всеволод Мейерхольд считал, что каждый актер должен быть марионеткой, подчиненной рукам режиссера. Однако его коллеги по цеху – Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко – считали, что у лицедея должна быть творческая свобода и импровизация на сцене.

Мейерхольд не соглашался с их аргументами и держался обособленно от коллектива. Толстой обыграл это противостояние и создал Карабаса-Барабаса – сказочного Всеволода Эмильевича. Известно, что режиссер любил носить длинный шарф, конец которого был спрятан в карман, тогда как «доктор кукольных наук» проделывал то же самое со своей бородой.


Константин Станиславский и Папа Карло

По мнению литературоведов, в образе папы Карло выступил Станиславский: ремесленник собственноручно создал деревянного мальчика, но не стал держать Буратино у себя под опекой, а предоставил ему право выбора дальнейшего пути.

Главный антагонист сказки «Золотой ключик» производит далеко не самые приятные впечатления. «Синьор Карабас-Барабас, ближайший друг Тарабарского короля» предстает перед читателями в роли тщеславного хозяина кукольного театра, который любит деньги и небрежно относится к своим подчиненным.


Карабас-Барабас с плеткой

Скупой, жадный, завистливый и злопамятный бизнесмен не проявил ни одного положительного качества за всю историю приключений Буратино. Но, возможно, «рабское» кукольное представление приносило радость зрителям, что является единственным плюсом в копилке этого алчного антигероя.

Упитанный мужчина со злыми глазами и длинной бородой, грозивший куклам семихвостой плеткой, запоминается своей внешностью, которую, по слухам, Толстой позаимствовал у итальянского покойного короля. Имя отрицательного героя сказки также пришло в голову Алексея Николаевича неспроста.


Библейский Варавва

Прозвище Барабас впервые употребляется драматургом Кристофером Марло в пьесе «Мальтийский жид». В этом произведении лицо еврейской национальности Барабас предстает перед читателями настоящим злодеем. По другому мнению, Алексей Николаевич не задумывался о рукописи своего коллеги по цеху, а имя антагониста восходит к библейскому Варавве – преступнику, освобожденному Понтием Пилатом.

Различия[]

Между этой книгой и произведением Коллоди есть множество различий.

Золотой ключик

Приключения Пиноккио
Цель Буратино — найти дверцу для Золотого Ключика. Цель Пиноккио — стать настоящим мальчиком.
Книга вполне детская, случается лишь несколько смертей (но не по вине Буратино): Шушара задушена Артемоном, ужи погибли геройской смертью в бою с полицейскими собаками, а с Лисом расправились барсуки. В книге очень много сцен смерти и жестокости: так Пиноккио убивает Говорящего Сверчка молотком; его ноги сгорают; Кот съедает дрозда, который пытается предупредить Пиноккио; Пиноккио откусывает Коту лапу и т. д.
Карабас Барабас — однозначно отрицательный персонаж, соперник Буратино и его друзей. Манджафоко — положительный персонаж, несмотря на свирепый вид, и искренне хочет помочь Пиноккио.

Портрет: внешность, речь

Старый шарманщик Карло вырезал ножиком из полена куклу и назвал её Буратино. Карло был беден и одинок. Он надеялся, что это имя принесёт ему счастье. Когда-то шарманщик знал семейство, в котором все носили одно имя — Буратино. Жизнь у них была весёлой и беспечной.

У деревянного человечка были круглые глазки и острый, длинный, любопытный нос. Карло вырезал сначала обыкновенный нос, но он начал расти, вытягиваться и стал длинным-предлинным.

Из лучинок папа Карло сделал человечку длинные ноги с большими ступнями. Одежду для него шарманщик смастерил из цветной бумаги: курточку — из коричневой, а штанишки — из ярко-зелёной. Шапочку — колпачок с кисточкой — он сделал из носка, а туфли — из голенища старого сапога.

Говорил деревянный человечек очень тоненьким голоском. Несмотря на то, что он только что появился на свет, Буратино сразу стал очень хорошо говорить, хотя мысли у него пока ещё были коротенькие и пустяковые.

Поле чудес и золотой ключик

Очнувшись утром в незнакомом домике, Буратино сразу же сталкивается с заботой Мальвины. Кукла пытается привить сорванцу хорошие манеры, обучает арифметике и правописанию. Герой не склонен к учёбе, вместо этого он кривляется и дразнится, за что попадает в чулан.

Выбравшись из заключения через кошачий лаз длинноносый любитель приключений спешит к своим новоиспечённым друзьям — Алисе и Базилио. Мошенники очень обрадовались встрече с глупеньким Буратино и не медля ни минуты повели его на Поле Чудес, расположенное в Стране Дураков.

Дойдя до пустыря, Буратино, следуя инструкции хитрых попутчиков, закопал оставшиеся 4 золотые в землю, полил, водой и стал ждать ростков. В это время Кот и Лиса донесли на него в полицию. Сыщики доберман-пинчеры схватили куклу и отнесли в участок. Приговор был суров. Было велено утопить Буратино в пруду. Оказавшись в воде, герой знакомится с черепахой Тортиллой, она жалеет мальчика и дарит ему золотой ключ, который случайно обронил Карабас-Барабас.

Дуремар

Владимир Басов, 1923−1987

Басов прошел Великую Отечественную войну, исполнил около 100 ролей в кино, создавал сценарии и режиссировал фильмы.

Личную жизнь актера нельзя назвать счастливой. Он был женат трижды: на Розе Макагоновой, на Наталье Фатеевой и на Валентине Титовой. Во втором браке у актера родился сын Владимир, в третьем — дочь Елизавета и сын Александр. Сыновья пошли по пути отца, а дочь стала танцовщицей. Владимир всегда был привязан к детям,поддерживал их, проводил с ними время, даже когда был занят на съемках. Актера не стало в 1987 году. Басов скончался в 64 года после второго инсульта.

Как Диму Иосифова подвешивали вниз головой

(Кадр из фильма «Приключения Буратино»)

Режиссер Леонид Нечаев хотел найти на главную роль настоящего «Буратино» — с таким же озорным и независимым характером. И однажды в подземном переходе он увидел такую картину: бежит бабушка, за руку тащит мальчишку, у того под мышкой — труба, в другой руке — коньки. Мальчишка очень ему понравился, режиссер подошел и предложил ему сниматься в кино, на что бабушка, запыхавшись, простонала: «Милый, не до кино нам! Вот, с музыки надо успеть на фигурное катание!».

И сам Дима Иосифов поначалу наотрез отказался сниматься, его уговорили родители. Мама, присутствовавшая на съемках, очень не хотела, чтобы ее сына подвешивали вниз головой в сцене, где Кот и Лиса хотят вытрясти из него монеты. Требовала дублера. Режиссер же пошел на хитрость — отправил заботливую маму в магазин за продуктами, а пока ее не было, быстренько, с двух дублей, снял сцену с Димой.

После «Буратино» Дима, что называется, проснулся знаменитым. Режиссеры буквально рвали его на части, мечтая снять в своих фильмах. И он появился еще в нескольких сказках — «Про Красную Шапочку», «Проданный смех»… Окончив школу, Дмитрий подал документы во ВГИК, затем учился в Белорусской академии искусств. Однако впоследствии он понял, что хочет быть не актером, а режиссером: снял несколько фильмов и 4 десятка рекламных роликов, участвовал в создании проекта «Последний герой».

(Бедный Буратино всю ночь провисел вниз головой… Кадр из фильма «Приключения Буратино»)

2 вариант

В сказке А.Н.Толстого “Золотой ключик” рассказывается о приключениях Буратино и его друзей. Деревянный мальчик вместе с актерами синьора Карабаса смог открыть свой театр, в котором не было места злобе и жестокости. Одним из центральных героев сказки является Пьеро.

Пьеро — маленький человек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Лицо героя белое, обсыпанное пудрой. Пьеро играет в театре доктора кукольных наук Карабаса Барабаса. Он исполняет роль незадачливого влюбленного, от которого убежала невеста. Пьеро — самый грустный актер в театре. В спектакле “Девочка с голубыми волосами” вместе с ним выступает Арлекино, жизнерадостный и веселый персонаж. Он предстает полной противоположностью метательного застенчивого Пьеро.

Карабас Барабас — злой и жестокий руководитель, он угрожает своим актерам семихвостой плеткой, морит голодом. Актеры после спектакля часто вынуждены висеть на гвоздях в кладовой. Однажды Пьеро узнал секрет Карабаса Барабаса. Оказалось, что доктор кукольных наук давно ищет потайную дверцу, которая ведет в чудесный театр. Золотой ключик от нее он случайно обронил в пруд в Стране Дураков. Узнав, что Пьеро услышал его секрет, Карабас Барабас сильно разозлился. Он хотел схватить героя и кинуть его в огонь. Пьеро едва удалось спастись от гнева Карабаса Барабаса. Из-за своего любопытства Пьеро пришлось покинуть театр со злым хозяином.

Пьеро — робкий рассеянный герой. Ему нравится Мальвина, ей он часто посвящает свои стихи. Сбежав от Карабаса Барабаса, Пьеро встречает Буратино и девочку с голубыми волосами. Вместе друзья решают отыскать чудесный театр, опередив доктора кукольных наук. Пьеро не обладает решительностью и храбростью, как, например, Буратино. Однако в битве с синьором Карабасом проявляется вся смелость и отвага героя. Белая пудра осыпалось с его лица и оказалось, что щеки у него обыкновенные, румяные. Чтобы разозлить Карабаса, Дуремара, лису Алису и кота Базилио он читает про них самые “гадкие стишки”. Друзьям удалось отыскать чудесный театр. Пьеро стал в нем поэтом: герой писал стихи для спектаклей.

Таким образом, мечтательный застенчивый Пьеро оказался хорошим верным другом, который не бросил своих товарищей в беде. Под маской грусти оказался скрыт добрый небезразличный персонаж. В сказке Толстого добро побеждает зло в лице Карабаса Барабаса. В новом театре Пьеро находит свое призвание, герою с радостью пишет стихи для представлений.

История создания

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» – это повесть писателя Алексея Толстого, которая знакома российским детям. А в европейских странах мальчикам и девочкам читают оригинальную книгу литератора Карло Коллоди, которая называется «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

Алексей Толстой

Когда Алексей Николаевич находился в эмиграции, он занимался редактированием литературного перевода итальянской сказки, который сделала его коллега по цеху Нина Петрова. Случилось так, что будущий автор бестселлера «Хождение по мукам» увлекся сказкой о Пиноккио и переделал ее на собственный манер.

Если сравнить эти две книги, то отличия русской и итальянской версии легко увидеть невооруженным глазом. Алексею Николаевичу захотелось уйти от оригинального сюжета, потому что сказка Коллоди наполнена темой воспитания и поучительными сентенциями. Пиноккио был непослушным мальчиком и попадал в беду из-за собственных ошибок, а вот характер Буратино полон тяги к авантюрам и веселью. Кроме того, Толстой вывел на первый план второстепенных персонажей, например, актеров кукольного театра.

Арлекин и Педролино

Меланхоличный поэт с грустным гримом был придуман гением литературы неспроста. Дело в том, что Пьеро – это культовый герой, который возник в середине XVII века. В литературе и на подмостках он представлял собой слугу, который стремился добиться верхушки социальный лестницы и лицемерно прикрывался добродушием.

Актер, играющий без маски, был припудрен мукой или иным белым порошком, а его костюмом служила широкая крестьянская рубаха. Прототипом этого героя послужил некий Педролино, персонаж итальянской комедии масок (дель арте), антипод Арлекина. В отличие от последнего, Педролино хитрый, ловкий и изворотливый, однако часто попадает в казусные ситуации. Стоит отметить, что Пьеро – единственный персонаж из дель арте, который не носит маску, потому что его роль подразумевает работу с мимикой и эмоциями.

Батист Дебюро в роли Пьеро

В 1819 году известный мим Батист Дебюро переосмыслил образ этого персонажа, придумав нового театрального героя Пьеро, который исполняет роль несчастного влюбленного, отвергнутого дамой сердца. Образ Пьеро, который зрители привыкли лицезреть, представлен в драме Марселя Карне «Дети райка» (1945), снятой во времена немецкой оккупации.

Стоит отметить, что этот герой стал популярен у художников, режиссеров и литераторов. Его образ прослеживается в картинах Поля Сезанна, Хуана Гриса и других творческих личностей, а российский шансонье Александр Вертинский часто появлялся на сцене в костюме меланхоличного поэта.