Рина зелёная — биография, новости, личная жизнь

Личная жизнь

Первым мужем Рины Зеленой был юрист Владимир Блюмельфельд. Муж был намного лет старше ее, и именно это обстоятельство вскоре дало о себе знать – они просто перестали понимать друг друга. Впрочем, Владимир остался другом Рины и ее новой семьи, часто бывал в гостях и интересовался жизнью и карьерой бывшей супруги.


Константин Топуридзе и Рина Зеленая

После развода у актрисы случился бурный роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Зеленая была сильно влюблена, но когда артистка узнала, что избранник женат, отказалась разбивать семью и прекратила отношения. Актрисе было тяжело, но как раз в тот момент на горизонте возник Константин Топуридзе, ставший вторым мужем Рины Зеленой и главным мужчиной в жизни актрисы.

Котэ, как супруга называла Рина, — знаменитый архитектор, спроектировавший несколько ярких фонтанов, которые установлены на московской ВДНХ. Вместе с Риной мужчина прожил до конца собственной жизни. К слову, Зеленая с большим трудом оправилась от потери любимого человека в конце 70-х годов.

Рина Зеленая сильно переживала после смерти мужа, пасынки актрисы волновались, что у артистки случится инфаркт и женщина отправится вслед за мужем. При этом на похороны Рина Зеленая не пришла. Актриса не любила похороны и никогда не ходила на это мероприятие скорби. Главным образом актриса ненавидела поминки, которые переходили в банальную пьянку, и стандартные бездушные тосты.


Рина Зеленая

Рина Зеленая даже завещала не поминать ее после смерти. Актриса приказала кремировать тело сразу после отпевания. Актриса не желала устраивать поминки по мужу, но на этом настоял старший сын. Тогда Рина Васильевна заперлась в собственной комнате и не вышла к столу.

Не пришла Рина Зеленая и на похороны собственной подруги Фаины Раневской. Рина Васильевна помогла Фаине Раневской в тяжелые годы получить квартиру. За месяц до смерти Раневская позвонила Рине Зеленой и с горечью призналась, что так и осталась в долгу перед благодетельницей. Также актриса помогла с жилплощадью клоуну Сергею Курепову, выхлопотала квартиру собственной домработнице.


Актриса Рина Зеленая

В 1981 году Рина Зеленая написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы». Мемуары актрисы адресованы широкому кругу читателей. Этот роман не столько биография, сколько описание творческого мира, в котором жила актриса. Рина Зеленая рассказывает, с кем актрису сводила судьба и как это действовало на актрису как на творческую личность. В книге описаны реальные личности, знакомые актрисе: Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и другие.

Личная жизнь

Первым мужем Рины Зеленой был юрист Владимир Блюмельфельд. Муж был намного лет старше ее, и именно это обстоятельство вскоре дало о себе знать – они просто перестали понимать друг друга. Впрочем, Владимир остался другом Рины и ее новой семьи, часто бывал в гостях и интересовался жизнью и карьерой бывшей супруги.

Константин Топуридзе и Рина Зеленая

После развода у актрисы случился бурный роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Зеленая была сильно влюблена, но когда артистка узнала, что избранник женат, отказалась разбивать семью и прекратила отношения. Актрисе было тяжело, но как раз в тот момент на горизонте возник Константин Топуридзе, ставший вторым мужем Рины Зеленой и главным мужчиной в жизни актрисы.

Котэ, как супруга называла Рина, — знаменитый архитектор, спроектировавший несколько ярких фонтанов, которые установлены на московской ВДНХ. Вместе с Риной мужчина прожил до конца собственной жизни. К слову, Зеленая с большим трудом оправилась от потери любимого человека в конце 70-х годов.

Рина Зеленая сильно переживала после смерти мужа, пасынки актрисы волновались, что у артистки случится инфаркт и женщина отправится вслед за мужем. При этом на похороны Рина Зеленая не пришла. Актриса не любила похороны и никогда не ходила на это мероприятие скорби. Главным образом актриса ненавидела поминки, которые переходили в банальную пьянку, и стандартные бездушные тосты.

Рина Зеленая

Рина Зеленая даже завещала не поминать ее после смерти. Актриса приказала кремировать тело сразу после отпевания. Актриса не желала устраивать поминки по мужу, но на этом настоял старший сын. Тогда Рина Васильевна заперлась в собственной комнате и не вышла к столу.

Не пришла Рина Зеленая и на похороны собственной подруги Фаины Раневской. Рина Васильевна помогла Фаине Раневской в тяжелые годы получить квартиру. За месяц до смерти Раневская позвонила Рине Зеленой и с горечью призналась, что так и осталась в долгу перед благодетельницей. Также актриса помогла с жилплощадью клоуну Сергею Курепову, выхлопотала квартиру собственной домработнице.

Актриса Рина Зеленая

В 1981 году Рина Зеленая написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы». Мемуары актрисы адресованы широкому кругу читателей. Этот роман не столько биография, сколько описание творческого мира, в котором жила актриса. Рина Зеленая рассказывает, с кем актрису сводила судьба и как это действовало на актрису как на творческую личность. В книге описаны реальные личности, знакомые актрисе: Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и другие.

Екатерина Зеленая была третьей женщиной Михаила

Фамилия актрисы является настоящей, а имя было немного переделано: звезда всего лишь укоротила его, так как полное имя препятствовало выпуску самых первых афиш.


Фото взято из открытых источников

Екатерина Зелёная родилась 7 ноября 1901 года в городе Ташкент. Семья была большой: четверо детей, мать и отец. Через некоторое время семья переехала в Москву. Гражданская война, происходившая на тот момент в России, разлучила семейство. Отец был отправлен в Одессу, а мать с детьми остались в столице.

Тяжёлое время переживала, как и страна, так и мать с детьми. В столице нашей родины процветал голод, страх и холод. Плюс ко всему, семья подхватила тиф, лечение которого было крайне проблематично на тот момент. Мать принимает решение отправиться в Одессу к отцу. Неприятности возникли и во время дороги. Семейство добралось до Украины, откуда дорога поездам была заблокирована. К счастью, им встретился знакомый из Москвы, который помог добраться до главы семейства. Разочарованию матери не было предела, так как муж нашёл себе новую жену.


Фото взято из открытых источников

Увидев своих родных вживую, глава семейства решил бросить свою новую любовь и вернуться в семью. Но женщина отвергла неверного и не посчитала нужным видеть его возле детей.

Екатерина Зеленая заменила отца. Она стала работать в местном театре, где обрела навыки профессиональной актрисы. Финансовое положение семьи понемногу стало улучшаться, что в дальнейшем позволило Екатерине, матери и сестре вернуться в Москву. Жили в съёмной комнате.

Вскоре в Москву перебрался вместе со своей супругой и Виктор Типот – любимый режиссёр Рины. Именно он помог молодой актрисе получить свои первые роли в кино.


Фото взято из открытых источников

Екатерина была сильным человеком, который, несмотря на все трудности, никогда не унывал и смотрел прямо, что помогло обрести ей успех.

Рина была очень красивой. Неудивительно, что вскоре, после переезда в Москву, у неё появляется поклонник — брат супруги Виктора Типота. Ухажёр по уши влюбился в молодую девушку, предлагал жениться. Но свадьбу Екатерина не хотела, так как было огромное желание играть, развивать свои актёрские навыки и повышать популярность.

Планы кавалера были серьёзными. Он обещал совершить самоубийство, если актриса не выйдет за него замуж. В итоге, свадьба состоялась, но брак долго не продлился. Чувства супругов быстро погасли, что привело к разводу без ссор и истерик.


Фото взято из открытых источников

В 1920-е годы Рина вступила в труппу театра «Нерыдай». Там она стала настоящим профессионалом актёрской деятельности. На выступления Екатерины приходили такие известные личности, как Есенин, Маяковский, что повышало известность актрисы.

Затем в стране началось бурное развитие кинематографа. Зеленая приняла участие в съёмках первого звукового советского фильма «Путёвка в жизнь».


«Подкидыш». Фото взято из открытых источников

Не прошла даром и дружба с Агнией Барто. В 1939 году вместе с советской поэтессой Екатерина придумала сценарий советского фильма «Подкидыш». Режиссёр одобрил сценарий и посчитал участие Рины Зеленой в съёмках необходимой частью. Она была так называемой «Изюминкой» в картине.

В 1930-е годы Екатерина Зеленая встречает свою любовь. Это был Михаил Кольцов – популярный журналист. Особенностью их отношений было то, что Екатерина была третьей женщиной Михаила. Удивительно, но расставаться с другими женщинами совсем не входило в планы журналиста.

Михаил Кольцов. Фото взято из открытых источников

Сначала Зеленая пыталась смириться с другими женщинами Михаила. Затем такое расположение дел не устраивало актрису, и она бросила Кольцова. После расставания пары журналист был репрессирован и убит. Гражданская жена Михаила погибла. А вот жена от официального брака выжила, потому что разорвала все отношения с мужем.

Расставание со своей любовью можно назвать спасением актрисы. Ведь неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Рины, если бы она не бросила своего возлюбленного.

По материалам

Биография

В источниках встречаются различные даты рождения актрисы; все сходятся лишь в том, что родилась она в Ташкенте. Училась в реальном училище, когда её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву, она поступила в гимназию фон Дервиза в Гороховском переулке.

В 1919 году окончила Московское театральное училище. Её учителями были Илларион Певцов, Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина.

Тогда же вышла замуж за юриста Владимира Блюменфельда, но вскоре они расстались из-за несходства характеров. Вторым мужем актрисы был архитектор Константин «Котэ» Топуридзе (1905—1977). Детей не было.

Начинала на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «Крот» (Одесса), кабаре «Нерыдай».

Актриса играла эксцентрические роли в пародийных пьесах, исполняла монологи в стихах, частушки, песенки, написанные на музыку М. Блантера, С. Каца, Ю. Милютина. Уже в 1923 году публика специально приходила к номеру актрисы, что давало повод конферансье С. Тимошенко («Балаганчик») представлять её так: «Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица — всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее».

В 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах (1929—1931), Московском театре миниатюр (1938—1941). В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.

В 1929 году Зелёная была вынуждена заполнить паузу, возникшую в концерте по непредвиденным обстоятельствам, и прочла «Мойдодыр» К. Чуковского голосом ребёнка. Успех был оглушительным. Так возник знаменитый, ставший с 1940-х годов основным для её концертной эстрады жанр «Взрослым о детях» или «О маленьких для больших». В образе доброй, весёлой девочки исполняла монологи, пела детские песенки («Чернобурка», «Почемучка», «Пёрышки у птички»). Органичность исполнения роли была столь велика, что на радио шли письма маленьких слушателей актрисе.

Уникальная индивидуальность актрисы, сформировавшаяся благодаря природной склонности к пародированию, эксцентрике, импровизации, позволила ей создать ряд ярких сатирических ролей и номеров. В пародийном номере «Чарльстушки» актриса, исполняя частушки в русском сарафане, внезапно сбрасывала его и оставалась в шаржированном костюме (купальник, но застёгнутый наглухо ворот косоворотки, голова серебряного петуха на трусиках и пышный букет страусовых перьев сбоку, как бы хвост петуха), переходила на чарльстон и в его ритме продолжала исполнять частушки. В миниатюре «Антракт без антракта» (1938) сатирический образ хваткой, наглой буфетчицы — эту роль актриса написала сама. В миниатюре Л. Ленча «Одну минуточку» (1940) зубного врача, занятого общественной работой.

Во время Великой Отечественной войны участвовала в выступлениях фронтовых артистических бригад, за что в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе к ордену указано:

Снималась в кино («Подкидыш», «Весна», «Светлый путь», «Приключения Буратино», в сериале о Шерлоке Холмсе), писала сценарии, рассказы в соавторстве с А. Барто («Пёстрые рассказы», 1958).

В 1981 году она написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы», адресованную широкому кругу читателей. Книга включает в себя описание творческого мира, в котором жила актриса, с кем её сводила судьба и как это действовалo на неё, как на творческую личность. В книге присутствовали такие личности, как Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и многие другие.

Своим уникальным запоминающимся голосом она озвучила множество мультфильмов.

Жила в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21). Последние годы своей жизни провела в Доме ветеранов кино в Матвеевском.

Умерла 1 апреля 1991 года в Москве на 90-м году жизни. Похоронена в Москве, на Введенском кладбище, рядом с мужем — архитектором Константином Топуридзе (3 уч.).

Смерть

Последние годы жизни Рина Зеленая почти ничего не видела из-за развившегося астигматизма, а также с трудом передвигалась после перелома бедра. Из-за этих проблем с конца 1980-х годов Рина Васильевна жила в Доме ветеранов кино.

Тем не менее, артистка до последних дней сохраняла оптимизм и уникальное чувство юмора

Когда актриса упала в парке и не могла подняться самостоятельно, то воскликнула: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!». Также подшучивала актриса и над собственными званиями и наградами

Когда друзья удивлялись, что Рину Зеленую до сих пор не назвали народной артисткой СССР, Рина Васильевна отвечала, что дадут за 40 минут до смерти. Эта шутка оказалась пророческой. Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зеленой этого звания 1 апреля 1991 года, а через пару часов актриса скончалась

Также подшучивала актриса и над собственными званиями и наградами. Когда друзья удивлялись, что Рину Зеленую до сих пор не назвали народной артисткой СССР, Рина Васильевна отвечала, что дадут за 40 минут до смерти. Эта шутка оказалась пророческой. Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зеленой этого звания 1 апреля 1991 года, а через пару часов актриса скончалась.

Причиной смерти актрисы стал рак, который начал развиваться еще в середине 60-х годов. Актриса не показывала заболевания, о том, что любимая артистка два десятка лет мучается от болезни и болей, поклонники узнали только после того, как Рина Зеленая умерла.

Актриса похоронена в Москве, на Введенском кладбище. Могила Рины Зеленой расположена рядом с могилой второго мужа, академика архитектуры Константина Тихоновича Топуридзе.

Начало актёрской карьеры

Актёрский дебют Екатерины Зелёной состоялся во время гражданской войны, когда она отправилась с коллективом театрального училища выступать перед бойцами Красной Армии под Царицыным.

В 1921 году она вошла в труппу любительского одесского театра под названием «КРОТ», расположившегося в старом подвале. На сцене она танцевала, пела, бывало, что за один вечер исполняла пять ролей. Тогда же родился и её псевдоним, на афише не вместилось полное имя актрисы и пришлось сократить Екатерина на Рина. Помимо вечерних выступлений, днём у актёров тоже находилось много работы, потому что всё делали сами – переводили пьесы, шили костюмы. Причём из-за бедности настолько приходилось экономить, что если ролью не предусматривалось поворачиваться к зрителям задом, то шили только переднюю часть костюма.

Выступления Рины Зелёной пользовались большим успехом, и вскоре она приняла решение переехать в Москву, узнав, что там открывается много новых театров. Старшая сестра Муся встретила Рину без особой радости, но помогла ей снять комнату у своих соседей. Определившись с жильём, Зелёная отправилась на поиски работы. Проходя мимо ярких светящихся витрин, шумных торговцев и мчащихся автомобилей, молодая актриса находилась в подавленном состоянии. Её здесь никто не знал и не ждал.

И тут в глаза бросилась вывеска «Театр «Не рыдай!» Недолго думая, она вошла в помещение и оказалась в самом популярном московском ночном кабаре. Цены здесь были одни из самых высоких в городе, тем не менее зал всегда забивался до отказа: собиралась столичная богема, актёры и писатели, художники и музыканты. Визитной карточкой кабаре были куплеты, пародии, романсы. Рину взяли на работу, она пела песенки, специально сочинённые композиторами Юрием Милютиным и Матвеем Блантером, и поэтами Николаем Эрдманом и Верой Инбер. Каждый вечер артистам полагался бесплатный ужин, а готовил в «Театре «Не рыдай!» самый лучший повар в Москве.

Потом Зелёная сменила ещё несколько театральных заведений (Петроградский «Балаганчик» и «Летучая мышь»), прежде чем её пригласили в только что организованный Московский театр сатиры. Зрители влюблялись в Рину сразу. Когда она впервые выходила на сцену, её сначала не замечали

Однако стоило ей открыть рот, как всё внимание зала переключалось на маленькую, но яркую актрису. Популярность была такой огромной, что женщины, приходя в парикмахерские, просили подстричь их под Рину Зелёную

Брак Рины и Константина Топуридзе

Устав от всех этих страстей, Зеленая решила отправиться на отдых в Абхазию, но как раз там ее и настигла нежданная любовь, оказавшаяся самой сильной и долгой. На курорте приятель познакомил Рину с красивым представительным грузином Константином Топуридзе, которого все звали просто Котэ.

На фото: актриса Рина Зеленая

Мужчина оказался главным архитектором столицы. Сначала Рина не отнеслась к знакомству серьезно, отозвавшись об этом увлечении увлечению как о «ерунде». Но вскоре выяснилось, что на сей раз отношения вовсе ерундовые, а очень даже прочные.

Зеленая и Топуридзе были счастливой парой

Выйдя замуж за Котэ, Рина, по ее словам, начала осваивать новую профессию – «супруга архитектора». Она гордилась умом и талантом Константина Тихоновича больше, чем своей актерской славой. А муж часто просиживал за чертежами все праздники или выходные. Он был настоящим эрудитом.

Рина Зеленая и ее муж Константин Топуридзе в молодые годы

Рина Васильевна называла Котэ «своим ангелом», хотя признавалась, что характер у «ангела» просто ужасный. Котэ не отрицал этого, называя самого себя тираном. Правда, тут же уточнял, что тиран он «мягкий и отзывчивый». Неукротимый темперамент кавказского мужчины сочетался в нем с воспитанностью, интеллигентностью и очаровательным благородством.

Жизнь их была «бешеной». Тратить время на сон Рина считала преступлением. Как то раз Зеленая призналась, что достаточно долго «выясняла», что он за человек Котэ. В конце концов поняла, что он «не человек, а особое явление». Рина Васильевна не скрывала: с мужем она была «счастлива каждый день».

«Приключения Буратино» (1975)

Рина и Котэ прожили в браке четыре десятка лет. Совместных детей у них не было, но Зеленая отлично общалась с Романом и Сандро – сыновьями Константина Тихоновича, а также своими племянниками. Сандро даже жил вместе с отцом и мачехой.

Рина Васильевна и ее близкие

Старший, Роман, шутил, что Рина – снаружи Зеленая, а внутри Золотая. Она умела ладить со всеми, в том числе с первой супругой Котэ. Легкость ее характера восхищала близких. Когда у Топуридзе случился первый инфаркт, Рина от переживаний чуть не потеряла зрение.

На фото: актриса Рина Зеленая со вторым мужем Константином Топуридзе

А спустя восемь лет ситуация повторилась, и Котэ не стало. Сыновья Константина Тихоновича не разрешили Рине присутствовать на похоронах: боялись, что она их не переживет. Рина Васильевна пережила своего любимого мужа на четырнадцать лет.

Биография Рины Зеленой

Будущая актриса родилась в начале XX века в столице нынешнего Узбекистана Ташкенте в не очень счастливой семье. Не сразу верится, что фамилия Зеленой настоящая, а имя придумала она сама в 1920 году, сократив полное имя, не поместившееся на афише. Настоящее имя Рины Зеленой – Екатерина, так ее назвали родители.

По официальной версии, которую разделяет википедия, Рина Зеленая родилась в 1901 (по другим данным – в 1902) году и была вторым ребенком в семье чиновника. Родственники актрисы вспоминали, что сама Рина Васильевна не любила упоминать о возрасте и не считала день рождения важным праздником. В её семье всегда отмечали именины, но почти никогда не праздновали дни рождения.

Большая разница в возрасте стала одной из причин сложных отношений между родителями. В семье с тремя детьми никто ни с кем не дружил, вспоминала актриса. Средняя дочь Василия Ивановича и Надежды Федоровны училась хорошо и читала книги, а также училась музыке вместе со старшей сестрой Мусей и вместо нее, когда сестра сбегала от учительницы. Маленькая Катя любила лазить по деревьям и была не самым послушным ребенком, но старалась не огорчать родителей и учиться хорошо.

После перевода отца из Ташкента в Москву Катя закончила престижную гимназию Дервиза в тогдашней второй столице, а после поступила в театральное училище. Выбор места учебы по словам будущей актрисы был случайным – она отправилась в учебное заведение, случайно увидев объявление о наборе студентов. Екатерина прошла конкурс вместе с менее чем половиной кандидатов.

Годы учебы в театральном пришлись на сложный период для страны, и выпустившись из училища в 1919 году актриса не видела перспектив для работы. Устроиться в театр в Москве не удалось и первые роли Рина Зеленая сыграла в камерном театре Одессы, куда переехала следом за родителями через 2 года, во время гражданской войны. Отец к тому времени завёл новую семью и мать Рины с дочерьми прозябала в небольшой съемной квартире.

Екатерина играла в небольшом театре КРОТ (Конфрерия Рыцарей Острого Театра), созданном группой поэтов, химиков, архитекторов и других творческих личностей. Здесь Зеленая познакомилась с поэтессой Верой Инбер и узнала своих будущих партнеров по московской и петербургской сценам. Вскоре выяснилось, что театру не хватает авторов и его деятельность начала постепенно сходить на нет.

Учёба

Екатерина начала учиться в Ташкенте в реальном училище. Но в скором времени отец получил новое назначение, и семья переехала в Москву. Здесь Василий Иванович постарался и определил дочь на учёбу в дорогое заведение, где занимались девочки из состоятельных семей. Это была гимназия русского предпринимателя и мецената фон Дервиза.

Среди холёных богатых девочек Катя резко выделялась. Во-первых, приехала из какого-то Ташкента. Во-вторых, со смешной фамилией – Зелёная. В-третьих, одежда у неё была самая дешёвая. Да и вела она себя по-мальчишечьи: вечно разорванная юбка из-за того, что могла на дерево залезть или впрыгнуть на ходу в трамвай. Тем не менее училась она хорошо, почти отлично.

Когда Кате было двенадцать лет, началась Первая мировая война. Немцы теперь были врагами, и она вместе с остальными девочками отказалась в гимназии изучать немецкий язык. А вот уроки рукоделия Зелёная бойкотировала в одиночку. Это занятие ей совсем не нравилось, когда все девочки вышивали, она читала им книжки вслух. Когда произошла революция, строгие порядки в гимназии и вовсе сошли на «нет», девушки дерзили классным дамам, убегали с занятий, но документ о среднем образовании всё-таки получили.

В 1918 году главу семьи Зелёных перевели в Одессу. Спустя некоторое время мать с младшими Катей и Зиной поехала к мужу, но по приезде оказалось, что их там никто не ждал, у папы уже была новая жена. Чтобы были средства на съём жилья, покупку дров и провианта, Екатерина решила искать работу. На одной из одесских улиц она прочитала объявление о наборе в театральную школу. Девушка отправилась по указанному адресу, прочитала перед комиссией стихотворение, рассмешив их до слёз, и была принята на учёбу.

Студентов часто задействовали в массовках, и там они жадно впитывали всё, чему могли их научить профессиональные актёры. Наизусть знали все роли из пьес, изучали обычаи и суеверия, научились разыгрывать друг друга, быстро креститься перед выходом на сцену и обязательно садиться сверху на упавший листок с ролью.

В 1919 году Катя окончила театральное училище и начала свой долгий путь в мире искусства.

Рина ЗеленаяЗеленая Екатерина Васильевна

Фильмография

1935 — Любовь и ненависть — балерина, партнерша Бубы 1939 — Подкидыш — Ариша 1940 — Светлый путь — секретарша 1941 — Старый двор — домохозяйка 1947 — Весна — гримерша 1949 — Встреча на Эльбе — немка 1952 — Композитор Глинка — генеральша 1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — зрительница 1954 — Веселые звезды (фильм-концерт) — уцененная кукла Наташа 1956 — Драгоценный подарок — Настя, домработница Сперантовых 1956 — Поэт — поэтесса 1957 — Девушка без адреса — Елизавета Тимофеевна 1958 — Жених с того света — тетушка Нины 1961 — Совершенно серьезно (киноальманах, новелла «История с пирожками») — покупательница 1962 — Мой младший брат — тетя Эрма (нет в титрах) 1962 — Семь нянек — дама в красном, зрительница 1962 — Черемушки — Курочкина 1963 — Каин XVIII — гувернантка Милады 1963 — Падение Карфагенова 1963 — Укротители велосипедов — Аста Сибуль 1963 — Цветные сны (короткометражный) — общая бабушка 1964 — Все для вас — соседка 1964 — Новогодняя ярмарка (фильм-концерт) 1964 — Сказка о потерянном времени — Надя-старушка 1965 — Иностранка — мадам Жубер 1965 — Дайте жалобную книгу — певица в ресторане 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика (новелла «Напарник») — пассажирка в автобусе 1965 — От семи до двенадцати (новелла «Зонтик») — уборщица (нет в титрах) 1966 — В городе С

— писательница 1966 — Три толстяка — тетушка Ганимед 1969 — Берег юности — бабушка 1969 — Похищение (телевизионный фильм-концерт) 1970 — Внимание, черепаха! — ученый секретарь в музее 1970 — Как мы искали Тишку — Людмила Ильинична, бабушка Миши 1970 — Приключения желтого чемоданчика — пассажирка в троллейбусе 1971 — 12 стульев — редактор молодежного журнала «Жених и невеста» 1971 — Алло, Варшава! — председатель жюри 1971 — Телеграмма — писательница 1973 — Чиполлино — графиня Вишня 1973 — Нейлон 100 % — пациентка дантиста 1974 — Скворец и Лира — Урсула 1975 — Приключения Буратино — Черепаха Тортила 1975 — Одиннадцать надежд — канадская болельщица в самолете 1976 — 100 грамм для храбрости, новелла «Какая наглость» — прохожая у метро 1977 — Про Красную Шапочку — бабушка 1979 — Шерлок Холмс и доктор Ватсон — Миссис Хадсон 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Миссис Хадсон 1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — Миссис Хадсон 1982 — История деревянного человечка (документальный) 1983 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры — Миссис Хадсон 1983 — Я возвращаю Ваш портрет (документальный) 1984 — Граждане Вселенной — прабабушка 1985 — Валентин и Валентина — ученая 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — Хадсон 1987 — Мир Рэя Бредбери (фильм-спектакль) — чтец (фрагмент из повести «Вино из одуванчиков») 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — миссис Хадсон. Озвучивание

Озвучивание

1961 — Ключ (анимационный) — фея Гиацинта 1962 — Кто сказал «Мяу»? (анимационный) — Щенок 1963 — Светлячок №4. Наш карандаш (анимационный) — Мышка 1963 — Вот так тигр! (анимационный) — котенок 1964 — Петух и краски (анимационный) — Красная Краска / Цыпленок 1964 — Лягушонок ищет папу (анимационный) — Лягушонок 1965 — Лягушка-путешественница (анимационный) — лягушонок (нет в титрах) 1965 — Вовка в Тридевятом царстве (анимационный) — Вовка 1966 — Самый, самый, самый, самый (анимационный) — Львенок 1966 — Про злую мачеху (анимационный) — первая бабушка/капризная девочка 1966 — Желтик (анимационный) — Лиса 1967 — Четверо с одного двора (анимационный) — Цыпленок (нет в титрах) 1967 — Слоненок (анимационный) — Слоненок 1967 — Как стать большим (анимационный) — Котенок 1969 — Капризная принцесса (анимационный) — старушка 1970 — Синяя птица (анимационный) — Фея Берилюна / Бабушка 1970 — Кентервильское привидение (анимационный) — Экономка 1970 — Бобры идут по следу (анимационный) — Олененок 1971 — Огонь (анимационный) — Мышь 1971 — Лошарик (анимационный) — Лошарик 1972 — Приключения Незнайки и его друзей (анимационный) 1972 — Заветная мечта (анимационный) — Рыба 1974 — Как козлик землю держал (анимационный) — Лягушка 1974 — Волшебник Изумрудного города (анимационный) — житель Голубой страны 1977 — Незнайка в Солнечном городе (анимационный) 1978 — Муми-тролль и другие (анимационный) — Мумми-мама 1981 — Тайна третьей планеты (анимационный) — бабушка Коли 1981 — Мама для мамонтенка (анимационный) — Слониха 1981 — Алиса в Стране чудес (анимационный) — герцогиня 1985 — Миссис Уксус и мистер Уксус (анимационный) — миссис Уксус

Сценарии

1939 — Подкидыш

Литературный дар

Рина всегда вела дневник, в который записывала события своей жизни: как ездила с гастролями на Крайний Север или юг, как проходили заседания сатирического клуба «Чудак», описывала свои путешествия, поездки на целину, выступления на фронте…Все эти записи позднее были сформированы в книгу, которая называется «Разрозненные страницы». Несомненно, Рина Зелёная обладала чудесным литературным талантом. Читается произведение очень легко и интересно, здесь вся её жизнь.

Судьба подбрасывала ей много забавных моментов, но, самое главное, что Рина умела их ловить. Она бесстрашно рискнула отправиться с тринадцатью коллегами-артистами на Северный полюс. Получила обмундирование для полярников (унты, рукавицы из меха, доху), села в Тушино на самолёт и полетела. Артисты везде давали концерты, а в бухте Провидения выступали перед группой геологов, которые шли на представление пешком 40 км. В крошечном городке Хатанга Рина впервые увидела белого медведя и расписала в своём дневнике, как он лапками прячет чёрный нос, чтобы не выдать себя, и что по лагерю нельзя ходить без ружья.

Описан в книге и момент, когда началась Великая Отечественная война. Рина была на гастролях, её коллег эвакуировали, а Зелёная сама попросилась на фронт в концертную бригаду. Так что актриса не понаслышке знакома с военными дорогами, потерями и бомбёжками.

Заключение

За плечами Рины Зелёной – более 50 работ в кино, она озвучивала мультфильмы, работала над сценариями к таким известным кинолентам, как «Подкидыш» и «Весна».

Характерно, что пробежав сценарий глазами, она сразу же переписывала роли под себя, придавая им живость, характер. Наибольший успех принёс ей фильм «Приключения Буратино». После его выхода на широкие экраны Рину Зелёную стали звать не иначе как черепахой Тортиллой.

В фильме «Приключения Буратино» (1975)

По популярности с этой ролью может сравниться лишь роль миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе». Эти и многие другие фильмы с её участием вошли в золотой фонд отечественного кино.