Серафима бирман

Творчество

Начав театральную карьеру в труппе, основанной Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, значительную часть жизни Бирман посвятила Театру имени Моссовета. Актриса стала непревзойденной исполнительницей ролей в спектаклях «Васса Железнова» и «Бабий бунт».

В 1940 году в Театре Ленинского комсомола, одним из основателей которого она была, Бирман поставила пьесу Максима Горького «Зыковы», в которой сыграла Софью, роль Антипы досталась Борису Оленину, а роль Павлы — Валентине Серовой. Образ лесничего Муратова создавал Олег Фрелих, и Серафима Германовна устроила ему разнос. «Ваш Муратов никогда не был в лесу!» — возмущалась постановщица на репетиции. Но актер отразил гнев репликой: «Вы претендуете на мелодику фразы или на ее смысловое решение». Обескураженная уроженка Кишинева сникла и переключилась на критику других участников спектакля.

Серафима Бирман в роли Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный»

На экране Бирман впервые появилась в 1918 году, но ее дебютные фильмы «Заживо погребенный» и «А он, мятежный, просит бури» (оба были поставлены Александром Волковым) сейчас считаются утраченными. Картина «Закройщик из Торжка», в которой Серафима Германовна сыграла эпизодическую роль соседки вдовы Ширинкиной, изначально задуманная как реклама облигаций Государственного займа, стала первой советской кинокомедией. Ценные бумаги СССР и огромные выигрыши по ним фигурируют и еще в одной ленте с участием Бирман — «Девушка с коробкой».

Хотя актриса сыграла интересные роли в картинах «Подруги», «Человек с ружьем» и «Обыкновенный человек», главной лентой в фильмографии Серафимы Германовны стал «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. За создание образа Ефросиньи Старицкой ученица Александра Адашева удостоилась Сталинской премии и звания народной артистки РСФСР. В фильме-концерте «Похищение», снятом в 1966 году, Бирман появилась в камео.

Серафима Бирман биография, рост, вес, дата рождения

Серафима Бирман фильмы по телевизору

Классика кино 20.09.2021
15:19 Иван Грозный 1-я серия 
Классика кино 20.09.2021
16:54 Иван Грозный 2-я серия 
Классика кино 22.09.2021
04:22 Иван Грозный 1-я серия 
Классика кино 23.09.2021
05:57 Иван Грозный 2-я серия 
Классика кино 25.09.2021
17:24 Иван Грозный 1-я серия 

Трейлеры и видео

Серафима Бирман — лучшие фильмы: Фильмография

Остров ошибок
Двоечника Колю Сорокина лебеди-двойки уносят на остров ошибок. И здесь, на острове неправильное решение задачи сулит Коле множество неприятностей. Пройдя через все эти испытания, он начинает совсем иначе относиться к своим обязанностям.
Год: 1955 семейный, , , , Софья Гаррель, Серафима Бирман, Владимир Грибков,Ольга Андровская, Вера Бендина, Ирина Гошева, Галина Новожилова, Лилия Гриценко,

Безумный день

Комедия
, 1956
, Андрей Тутышкин
, СССР
, Игорь Ильинский, Анастасия Георгиевская, Серафима Бирман, Владимир Володин, Нина Дорошина, Сергей Мартинсон, Ирина Зарубина, Ростислав Плятт

Музыкальный водевиль по комедии В.Катаева «День отдыха». Добропорядочный завхоз детских яслей Зайцев, пытаясь попасть на прием к чиновнику, называется мужем знаменитой чемпионки и проникает в покои бюрократа. После ряда недоразумений завхоз наконец получает заветную резолюцию.

Новогоднее похищение
В пожарной части готовятся к празднованию нового года. Однако у активистов художественной самодеятельности не получается организовать хорошую концертную программу. Они похищают нескольких известных артистов, чтобы те выступили перед пожарными. Но в милицию обратились не те, кого похитили, а артисты, которые не удостоились такой чести. Ведь «новогоднее похищение» — это, оказывается, престижно и почетно!
Год: 1969 драма, , комедия, , Юрий Сааков, , Серафима Бирман, Владимир Белокуров, Евгений Стеблов, Зиновий Высоковский, Савелий Крамаров, Олег Анофриев, Ефим Березин,Михаил

Конец света (1999)

Мистика
, 1999
, Питер Хайамс
, ,
, Гэбриел Бирн, Род Стайгер, Мириам Маргулис, Робин Танни, Деррик О’Коннор, Виктор Варнадо, Арнольд Шварценеггер, Серафима Бирман, Кевин Поллак

Ее появление на свет в своих трудах предсказывали монахи-отшельники. Ее миссия ужасна: ей предстоит стать матерью Антихриста. Девочка родилась, а Князь Тьмы вырвался на свободу, вселившись в тело респектабельного бизнесмена. Пророчество сбылось. Удастся ли Кейну предотвратить наступление эры зла?

Рики-Тикки-Тави
Молодого мангуста по имени Рикки-Тикки-Тави потоком воды унесло от родной норы, выбросив обессиленного зверька в саду одного дома. Мангуста находит мальчик по имени Абу. Рикки и Абу быстро подружились, а Рикки решает отплатить своему новому дому добром. В саду обитает семейство кобр — Наг и Нагайна, недовольные появлением в доме их врага — мангуста. Наг решает убить хозяина дома, но Рикки вступает с ним в схватку и побеждает. Озлобленная Нагайна решает убить и Рикки-Тикки-Тави и его друзей-людей.
Год: 1965 , мультипликационный, , , Серафима Бирман, Клара Румянова, Георгий Вицин,

Детство и юность

Будущая звезда советского театра и кино родилась 10 августа (29 июля по старому стилю) 1890 года в центре Бессарабской губернии Российской империи — городе Кишиневе — в православной семье отставного штабс-капитана Германа Бирмана и его жены, молдаванки по национальности, Елены Ивановны.

Для отца, удостоенного дворянства за безупречную службу и из еды признававшего только борщ и гречневую кашу, Серафима была вторым ребенком, а для матери — четвертым. Выпускница Института благородных девиц в 19 лет овдовела, потеряв отца двух своих дочек, поспешила выйти замуж за прекрасно танцевавшего Германа Михайловича и до Фимы родила ему сына Николая. При рождении Серафима показалась матери неказистой, а отец восхитился внешностью новорожденной и впоследствии называл дочь Семирамидой Премудрой.

Серафима Бирман в молодости

Хотя родители будущей знаменитости были совершено разными людьми (Герман Михайлович годами составлял русско-молдавский словарь, тяжело сходился с людьми и из всех развлечений предпочитал рыбалку, а Елена Ивановна любила пение и театр, обожала принимать гостей и ходить в гости), наследников они оба воспитывали в строгости. В книге «Путь актрисы» Бирман вспоминала, что, когда дети заболевали, мать, прежде чем дать отпрыскам лекарство, непременно отшлепывала их жгутом из полотенца. В тех же мемуарах Серафима Германовна рассказывала, что, когда она украла в лавке копеечную галету, отец заставил вернуться, расплатиться и произнести слова покаяния.

Семирамида Премудрая отлично училась в гимназии, много, хотя и беспорядочно читала, причем пропускала описания природы, сосредотачиваясь на поступках и переживаниях персонажей. В театре Фима впервые побывала в 11 лет, постановка «Измаил» произвела на юную Бирман неизгладимое впечатление. Любимым времяпрепровождением девочки, которую из-за внешности игнорировали ровесницы, стала игра в сцену: гимназистка просовывала голову через отверстие в коробке из-под макарон и разговаривала за персонажей воображаемых спектаклей.

В 1906 году сестра Серафимы, учившаяся в Санкт-Петербурге на медицинских курсах, приняла участие в массовке спектакля «Доктор Штокман», который привез в город на Неве Московский художественный театр. В благодарность за активное участие в постановке режиссер Константин Станиславский подарил студентке свое фото с автографом. Приехав в Кишинев на каникулы, девушка показала подарок младшей сестре, и Фима загорелась идеей стать актрисой.

Дебют Бирман-артистки состоялся в любительских спектаклях в имении депутата Государственной думы Константина Казимира, где старшая сестра Фимы служила врачом. Помещик был филантропом и, оценив талант юной актрисы, оплатил Серафиме первый год обучения в Московской театральной школе.

В 1908 году Бирман уехала из Бессарабской губернии в Белокаменную, где поступила одновременно в драматическую школу Александра Адашева и на историко-филологический факультет Московских женских курсов. В том же году девушка осиротела: скончался Герман Михайлович. Через 3 года Серафиму приняли в МХТ.

Биография

Он родился в семье творческих людей – отец Бориса знаменитый кинорежиссер Наум Бирман, снявший немало известных кинолент, среди которых «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Трое в лодке, не считая собаки». Мама Бэлла Григорьевна работала администратором ДК в Выборге.

На фото: Борис Бирман в детстве

В детстве Борису часто доводилось бывать с отцом в творческих командировках, частым гостем был он и на работе у мамы, поэтому ему хорошо знакомы многие нюансы съемок в кино и работы на театральной сцене.

В фильме «Другая драма»

На всю жизнь он запомнил, как познакомился тогда с известными актерами Олег Далем, снимавшимся в картине его отца «Мы смерти смотрели в лицо», а также Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным, Андреем Мироновым на съемочной площадке «Трое в лодке, не считая собаки».

На фото: Борис Бирман в молодости

А первым, кто оценил актерский талант Бориса и дал напутствие для поступления в театральный, стал Аркадий Райкин, приезжавший на гастроли в Санкт-Петербург.

Со школьных лет биография Бориса Бирмана была связана с музыкой – в музыкальной школе он обучался игре на гитаре, а в старших классах, увлеченный роком, создал собственную группу, мечтая стать известным рок-музыкантом.

Актрисы, которые изуродовали себя ради роли (06.12.2017)
Позорные фото пьяных актрис (10 фото) (05.01.2018)

Отец рано приобщил Бориса к кино – в двенадцать лет он снялся в фильме «Бабушкин внук», а в тринадцать под псевдонимом Боря Наумов сыграл в его картине «Мы смерти смотрели в лицо», и к моменту поступления в ЛГИТМиК на счету Бориса Бирмана было три работы в кино.

В фильме «Мы смерти смотрели в лицо»

После окончания театрального вуза он пришел в театр-студию «Народный дом», работу в котором сочетал с музыкальном творчеством, выезжая с концертами в разные уголки страны.

Музыкальное творчество

На свои первые честно заработанные гонорары Борис приобрел себе музыкальный центр, о котором давно мечтал – увлеченный музыкой, он отдавал ей все свободное время. Позже это увлечение переросло в более серьезное занятие – Бирман начал сочинять песни, участвовать в конкурсах авторской песни.

После окончания института с гастролями он объездил полстраны, выступая под творческим псевдонимом Вишневский.

Карьера в кино

Кинематографическая биография Бориса Бирмана продолжилась в период, когда после затяжного кризиса девяностых, на экраны страны начали выходить многочисленные сериалы. Первым из них стал телесериал «Менты», в котором Бирману предложили роль полукриминального бизнесмена.

Успешное начало сослужило не самую хорошую службу в дальнейшей карьере артиста – режиссеры предлагали ему однообразные роли бандитов и бизнесменов.

Особую известность актер приобрел после участия в мистическом сериале «Черный ворон», в котором не только сыграл роль очередного бандита, но и принял участие в написании сценария, а песни в его исполнении добавили фильму выразительности и романтизма.

В качестве сценариста Борис Бирман выступил в таких популярных проектах, как «Русский дубль», «Агент национальной безопасности, «Лабиринты разума». Во время работы над сериалом «Улицы разбитых фонарей», Борис Наумович дебютировал в качестве режиссера одной из серий.

Спустя десять лет он вернулся к этому опыту, сняв картину «В огонь и воду». Тем временем продолжалась и актерская карьера Бирмана – он снялся в таких популярных лентах, как «Бандитский Петербург», «Европейский конвой», «Идиот».

На фото: Борис Бирман в фильме «Идиот»

Жизнь вне кино

Личная жизнь Бориса Бирмана – тайна за семью печатями, о которой артист предпочитает не рассказывать. У него есть брат Евгений и два племянника – Габриэль и Илья, проживающие в Канаде, а о собственных детях, как и о жене Бориса Бирмана ничего не известно.

В начале девяностых он и сам пытался обосноваться в Штатах, но, поняв, что слишком много времени придется потратить, чтобы встать там на ноги, вернулся на родину.

В те годы Борис Наумович, чтобы обеспечить себя материально, на какое-то время отошел от творчества – зарабатывал, давая уроки игры на гитаре, был арт-директором и устраивал концерты для других артистов, даже играл на бирже.

На съемках фиьма «Европейский конвой»

Личная жизнь

В личной жизни Бирман была чопорной и непримиримой, в отличие от Раневской терпеть не могла сальные шутки. Известен случай: начинающая артистка после репетиции бесцельно прошлась по сцене вразвалочку — Серафима Геннадьевна обрушилась на легкомысленную красотку со словами:

Исполнительницу роли Ефросиньи Старицкой регулярно включали в состав экзаменационных комиссий в театральных вузах. На выпускных экзаменах актриса мрачно молчала, а в заключительной речи произносила: «Вас ждут заводы! Вы слышите их гудки?».

Серафима Бирман и ее муж Александр Таланов / «Кино-Театр»

Будучи преподавателем, Бирман не разглядела талант будущего режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Зато уроженка Кишинева собственноручно отвечала на многочисленные письма зрителей, а когда коллеги удивлялись, что она не жалеет на это времени и сил, говорила:

Выдержать характер ученицы Александра Адашева смог муж — журналист и писатель Александр Таланов. Супруг Бирман прославился как автор либретто к балету «Алые паруса» и биографических книг о китаисте Никите Бичурине, полярном исследователе Фритьофе Нансене и обожаемом женой Станиславском.

В повести «Зрячий посох» Виктора Астафьева, основанной на переписке прозаика с критиком А. Н. Макаровым, литератор отзывался о 76-летней Серафиме Германовне как об обладательнице острого ума и интереснейших суждений о театре. Но смерть мужа в 1969 году послужила толчком к психическому заболеванию Бирман. Вскоре 80-летняя актриса ушла из театра, а после кончины домработницы Груши оказалась совершенно одинокой и беспомощной в бытовом плане.

Биография

Серафима Бирман родилась 29 июля (10 августа) 1890 год в Кишинёве в православной семье штабс-капитана 51-го резервного пехотного батальона Германа Михайловича Бирмана и его жены Елены Ивановны (урождённой Ботезат). По воспоминаниям С. Г. Бирман, её родители были полными противоположностями.

Мать была молдаванкой, происходила из зажиточной семьи и почти не говорила по-русски. Обучалась в институте благородных девиц, ещё подростком вышла замуж и родила двух дочек, а в 19 лет овдовела. Это был её второй брак; у Серафимы, помимо единоутробных сестёр, был младший брат Николай. Отец происходил из разночинцев, рано осиротел и, чтобы прокормить себя и сестру, давал уроки отстающим ученикам. За службу был удостоен . Тяготился обществом людей, в которых, очень требовательный к себе и окружающим, видел много недостатков, не умел доводить дел до конца. Рано вышел в отставку, а в 1908 году умер.

Кадр из фильма Человек с ружьём

После окончания кишинёвской гимназии с золотой медалью Бирман провела год у старшей сестры, которая служила врачом в больнице села Чернолёвка Сорокского уезда. В 1906 году та, ещё будучи студенткой медицинских курсов в Санкт-Петербурге, приняла участие в массовке спектакля «Доктор Штокман» в постановке Константина Станиславского, который приехал в Петербург с гастролями. Вернувшись, она показала Серафиме подписанную фотографию режиссёра и посоветовала ей поступать в Московский Художественный театр.

Владевший имением в Чернолёвке К. Ф. Казимир разглядел в девочке талант и согласился оплатить ей первый год обучения в театральной школе. В июле 1908 года Бирман переехала в Москву, где одновременно поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье и в Драматическую школу А. И. Адашева. Училась вместе с Евгением Вахтанговым.

В 1911 году окончила школу и была принята в труппу МХТ. В 1913 году перешла в 1-ю студию МХТ. С по 1936 год Серафима Бирман актриса МХАТА 2-го.

В 1936—1938 годах Серафима Бирман работала в Театре МОСПС, поставила там спектакль «Васса Железнова» и исполнила в нём главную роль. После ареста В. Э. Мейерхольда продолжила работу над его постановкой оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева, мировая премьера которой состоялась в году в Оперном театре имени К. С. Станиславского. В 1938 году Серафима Бирман становится одним из основателей МДТ имени Ленинского Комсомола. Там она работала до 1958 года.

С 1958 года — в труппе Театре имени Моссовета.

Славу Бирман также принесли роли в кино. Начала сниматься ещё в 1918 году, сыграв эпизодические роли в криминальной драме «А он, мятежный, ищет бури…» и комедии «Заживо погребённый» по мотивам романа Арнольда Беннетта. Оба фильма снял Александр Волков незадолго до эмиграции (считаются утерянными). Вновь стала сниматься с середины 1920-х, в частности, сыграв яркие роли в популярных комедиях «Закройщик из Торжка» (1925) и «Девушка с коробкой» (1927).

В 1944 году исполнила одну из главных ролей в исторической постановке Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» — роль Ефросиньи Старицкой. Изначально режиссёр планировал на неё Фаину Раневскую, однако в кандидатуре ему было отказано, предположительно, из-за ярко выраженных семитских черт актрисы. За эту работу в 1946 году Бирман удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артиски РСФСР. Она также исполнила роль Старицкой во втором фильме о Грозном («Сказ второй: Боярский заговор»), снятом через год, однако руководство страны подвергло картину критике, и в прокат она вышла только в 1958 году. Тогда же Бирман вернулась в кино, исполнив ряд хараткерных комедийных ролей («Безумный день», «Обыкновенный человек»).

Жила в Москве на улице Огарёва. Её муж, журналист и писатель Александр Таланов, часто и тяжело болел. В 1969 году во время гастролей ей сообщили, что Таланов умер. Это стало для неё большим ударом и послужило поводом к психическому заболеванию. Вскоре она покинула театр, а после смерти домработницы осталась одна. Впоследствии её — уже совсем беспомощную и неприспособленную к самостоятельной жизни — отвезла в Ленинград племянница и поместила в сумасшедший дом. Как вспоминал близкий друг актрисы Ростислав Плятт,

Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем.

Фильмография

  • — А он, мятежный, ищет бури… — эпизод
  • — Заживо погребённый — леди Энтуистл
  •  — Закройщик из Торжка — кума
  • — Процесс о трёх миллионах — дама с розой за столиком
  •  — Девушка с коробкой — мадам Ирэн, владелица шляпного магазина
  •  — Конец Санкт-Петербурга — дама с веером
  •  — Победа женщины — нянька
  •  — Подруги — эпизод
  •  — Друзья — мать Муссы
  •  — Человек с ружьём — Варвара Ивановна, жена миллионера Сибирцева
  •  — Валерий Чкалов — американка
  •  — Иван Грозный — Ефросинья Старицкая, царская тётка
  • — Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор — Ефросинья Старицкая
  •  — Безумный день — Анна Павловна, врач дома отдыха «Липки»
  •  — Дон Кихот — экономка
  •  — Обыкновенный человек — тётя Констанция Львовна
  •  — Загадка Н.Ф.И. — Худякова
  •  — Похищение — артистка Бирман (камео)
  •  — Шторм — учительница

Жизнь вне кино

Личная жизнь Бориса Бирмана – тайна за семью печатями, о которой артист предпочитает не рассказывать. У него есть брат Евгений и два племянника – Габриэль и Илья, проживающие в Канаде, а о собственных детях, как и о жене Бориса Бирмана ничего не известно.

В начале девяностых он и сам пытался обосноваться в Штатах, но, поняв, что слишком много времени придется потратить, чтобы встать там на ноги, вернулся на родину.

В те годы Борис Наумович, чтобы обеспечить себя материально, на какое-то время отошел от творчества – зарабатывал, давая уроки игры на гитаре, был арт-директором и устраивал концерты для других артистов, даже играл на бирже.

На съемках фиьма «Европейский конвой»

Актёрские работы в театре

1-я студия МХТ

  •  — «Гибель надежды» Г. Гейерманса — госпожа Босс
  •  — «Праздник мира» Г. Гауптмана

Московский Художественный театр

  •  — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — Гортензия
  •  — «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Леночка Лобастова
  •  — «Пир во время чумы» А. С. Пушкина — «голос» («Он сумасшедший!..»)
  •  — «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому — Перепелицына
  • «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1921—1922) — Звездинцева (спектакль не был выпущен)

МХАТ 2-й (1924—1936 гг.)

  •  — «Блоха» Е.И.Замятина по Н. С. Лескову — Халдейка, Машка и «аглицкая девка Меря»
  •  — «Эрик XIV» А. Стриндберга — Вдовствующая королева
  •  — «Человек, который смеётся» В. Гюго — королева Анна Стюарт
  • «Начало жизни» Л. С. Первомайского — Домаха Чуб
  • «Тень освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину — Улита
  •  — «Чудак» А. Н. Афиногенова — Анна Трощина
  • «Закат» И. Э. Бабеля — Двойра
  • «Евграф — искатель приключений» А. М. Файко — маникюрша Тамара
  • «Испанский священник» Дж. Флетчера — Виоланта

Режиссёрские работы

  •  — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
  • «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова — Мать

Театр имени Ленинского Комсомола (1938—1958 гг.)

  •  — «Мой сын» А. Н. Гергеля и О. С. Литовского — Мария Эстераг
  • — «Зыковы» М. Горького  — Софья
  •  — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
  •  — «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман — Фанни Ферелли
  • «Так и будет» К. М. Симонова — Анна Григорьевна Греч
  •  — «Колесо счастья» братьев Тур — Кашперская
  • «В доме господина Драгомиреску» Х. Ловинеску — госпожа Динеску
  • «Суд» — фрау Кетвинг
  •  — «Леший» А. П. Чехова — Войницкая
  •  — «Антей» М. Зарудного —
  •  — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу — Фтататита
  •  — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому — Карпухина
  •  — «Шторм» по В. Н. Билль-Белоцерковского — Пожилая учительница
  •  — «Жизнь Сент-Экзюпери» по Л. А. Малюгина — Мари Сент-Экзюпери
  •  — «Спектакль-концерт «Ленину посвящается»» — Ведущая