Вячеслав тихонов

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Спустя 3 года студент театрального института выступил с дебютной ролью в «Молодой Гвардии», снятой режиссером Сергеем Герасимовым. Это произошло в 1948 году. Большой популярности он на тот период не сыскал, но это было лишь началом пути. Помимо Тихонова, в этом фильме стартовала целая плеяда послевоенных советских талантливых актеров – Нонны Мордюковой, которая впоследствии стала его первой женой, а также будущей звезды советского экрана Клары Лучко, героя фильмов Гайдая Евгения Моргунова, и прочих.


С первой женой Нонной Мордюковой в дебютной фильме «Молодая Гвардия»

Следующая крупная работа после окончания курса случилась в 1950-м. Получение диплома шло бок о бок с участием в кинокартине Владимира Брауна «Мирные дни». Далее карьера Тихонова пополнилась картинами разных жанров. Снимался он немало, но многие работы на этапе становления как актера совершенно незнакомы современному зрителю.

1950-й стал для Вячеслава Тихонова важным переходным периодом. Начались трудовые будни в театре. В течение семи лет он участвовал в спектаклях. Далее при первой же возможности перешел работать на Киностудию имени Максима Горького. Несмотря на успех в театре, основным направлением для Вячеслава Васильевича стал кинематограф – его главная любовь и история всей жизни.

В конце 50-х Тихонов артиста уже везде узнавали. У Вячеслава Васильевича появились первые преданные поклонники. После съемок в фильме Ростоцкого известность приобрела крупные масштабы. Роль деревенского парня Морозова быстро стала культовой. По словам самого Вячеслава Васильевича, он расценивает эту работу как свой первый настоящий творческий опыт. Во время съемок артист подружился с режиссером Ростоцким. Они стали близкими людьми на долгие годы, а Ростоцкий во многом поспособствовал тому, чтобы Вячеслав Васильевич обрел славу. Известная история о том, как режиссер готов был пожертвовать партийным билетом ради участия в кинокартине, полностью правдива.


Вячеслав Тихонов на съемочной площадке

Дальнейшее развитие Тихонова как актера кино продолжилось и породило множество известных ролей, где Тихонов проявил себя как профессионал и полюбился зрителю. В целом за пятьдесят лет, отданных экрану, Вячеслав Васильевич стал живой легендой и прообразом многих персонажей.

При этом нельзя сказать, что кинокарьера Тихонова обошлась без трудностей. Внешность артиста принято было считать интеллигентной, аристократической, поэтому не каждый фильм мог принять его в свои ряды. Приходилось прибегать к связям, помощи друзей, чтобы претендовать на участие в съемках.

После проката «Дело было в Пенькове» Вячеслав Васильевич участвовал в разноплановых работах. За короткий срок ему довелось сыграть в кинокартинах «Майские звезды», принять участие в съемках лент «На семи ветрах», «Мичман Панин», сыграть в фильме «Две звезды».

С конца 60-х Вячеслав Тихонов однозначно утвердился на экране как обладатель характерного образа – строгого, выдержанного. Характерный пример – школьный педагог из кинокартины «Доживем до понедельника», где он предстал перед зрителями справедливым и очень добрым персонажем, но вместе с тем многогранным, непростым. Этот лирический фильм положил старт карьере будущих звезд – Ольги Остроумовой, Игоря Старыгина.

Далее последовала роль князя в киноэпопее «Война и мир». Роль Болконского в фильме Тихонов получил по протекции министра культуры — в то время им была Екатерина Фурцева. Однако по словам самого актера, играть Болконского оказалось не так просто, так как во многом герой был непонятен ему. Съемки продолжались 4 года, и за это время он пережил множество разочарований. Тихонову казалось, что литературный образ четче и пронзительнее, нежели на он может выразить на экране. Он неоднократно раздумывал о том, чтобы уйти из кино именно после киноленты по роману Толстого. Тихонову казалось, что он недостаточно профессионален, чтобы продолжать карьеру, и размышлял о возвращении на театральные подмостки.

Вереницу подобных персонажей продолжило участие в трагичной истории про Белого Бима и роль благородного писателя.

Болезнь и смерть

В 2007 году Тихонов заметил, что участились его проблемы с сердцем. Врачи рекомендовали сделать операцию, и после хирургического вмешательства все нормализовалось, но ровно на два года. В 2009 году пришлось снова ложиться под нож хирургов – на сей раз возникли серьезные проблемы с сосудами.

Несмотря на временное улучшение, к декабрю 2009 года у актера накопился обширный список жалоб на здоровье. После второй операции у Тихонова начались проблемы с почками, а вскоре дело осложнилось болезнью легких – Вячеслав Васильевич курил с ранней молодости. Не в силах противостоять осложнениям, артист оставил этот мир 4 декабря того же года.

Какой из фильмов, в котором сыграл Вячеслав Тихонов, вам больше всего нравится?

  • «Семнадцать мгновений весны»
  • «Они сражались за Родину»
  • «Война и мир»
  • «Доживем до понедельника»

Работа в кино

На больших экранах Тихонов появился спустя два года после поступления. Артист дебютировал в эпизодической роли в киноленте «Молодая гвардия», за которую впоследствии был номинирован на Сталинскую премию. Столь удачный первый опыт на съемочной площадке преумножил амбиции студента – и он твердо решил работать над собой, чтобы добиться крупных ролей и, конечно, широкой известности.

В начале пятидесятых Тихонов получил диплом. Отличившись на выпускных экзаменах, актер принял предложение Владимира Брауна сняться во второстепенной роли в приключенческом фильме «В мирные дни» (1950). Тихонову досталась маленькая роль матроса, но и этого хватило, чтобы предложения о съемках стали поступать ему значительно чаще.

Вячеслав Тихонов в фильме «Доживем до понедельника»

В это же время Тихонов пополнил состав труппы Театра-студии киноактера. Проведя там долгие и плодотворные семь лет, Вячеслав Васильевич перешел в Киностудию им. Горького – и это ознаменовало его окончательный разворот от театра в сторону кинокарьеры.

Комедийная роль простого деревенского парня в кинофильме «Дело было в Пенькове» (1958) обеспечила Тихонову узнаваемость и популярность, хотя статная внешность Вячеслава Васильевича плохо вязалась с образом незадачливого тракториста.

Вячеслав Тихонов в фильме «Дело было в Пенькове»

Однако Тихонов не захотел стать заложником ни исключительно героических, ни исключительно комедийных ролей. К семидесятым Вячеслав Васильевич все чаще предстает в образе русского интеллигента – это и учитель истории в «Доживем до понедельника», и Андрей Болконский в «Войне и мире», и хозяин преданной собаки в «Белом Биме…», и, конечно, легендарный Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны».

Вячеслав Тихонов в фильме «Война и мир»

Интересно: Леонид Куравлёв: биография, личная жизнь, роли в кино

Нонна, ее муж Тихонов и непутевый сын

Мордюкова достаточно просто завоевала сердце сурового Штирлица, известного актера Вячеслава Тихонова. Такую яркую женщину было сложно не полюбить. Но отношения построить у двух актеров не получилось. Видимо, роль сыграл непримиримый характер Нонны, а может и то, что два таких неординарных человека не смогли подстроиться друг под друга.

Но от результатов этого бурного, но несчастливого романа стало рождение сына Владимира. И этот человек не унаследовал ни таланта родителей, ни их воли к жизни. С детства Володя варился в обидах — мать уделяла ему мало времени, отец и вовсе позабыл.

Но у Владимира были все шансы жить нормальной жизнью — он также выбрал актерскую карьеру, и ему предлагали хорошие роли. А еще его избранницей стала Наталья Варлей — женщина, о которой мечтали почти все мужчины Советского Союза.

Но Владимир не оценил подарков Вселенной. С Натальей он развелся уже через несколько месяцев, обвинив ее во всех смертных грехах. Одновременно в его жизнь пришла зависимость — сначала от алкоголя, а потом и от наркотиков. Постепенно он скатывался все ниже и ролей ему не предлагали. И часто в своих несчастьях он винил отец и мать, которые не дали ему своей любви.

Семья Вячеслава Тихонова

Семья Вячеслава Тихонова всегда будет помнить своего благородного отца и дедушка. После него осталась дочка Аня, у которой есть двое сыновей-двойняшек. После смерти, в доме своего отца, женщина нашла целую коробку, где были различные записи, тетради, дневники, где актер записывал различные события из жизни, делился чувствами и воспоминаниями. Все это позволило снять документальный фильм, посвященный жизни великого актера. Сейчас его дочь, рассказывает детям о том, какой был замечательный у них дедушка, как много он сделал для того, чтобы отечественный кинематограф стал чуточку лучше.

СТАНОВЛЕНИЕ В КИНО

Актер, ставший знаменитым благодаря роли Штирлица, вырос в рабочей семье автомеханика. Его родители, а также их пожилая родня занимали большой деревянный дом в Подмосковье. Родина актера – подмосковный Павловский Посад, там он родился, провел детские и школьные годы. Отец Василий работал на фабрике по производству ткани, мать Валентина обучала детей в детском саду.  

Детство актера прошло в обычных занятиях, которые увлекали ребятишек тех лет: будущий кумир советских зрителей гонял птиц по двору, воровал яблоки у соседей, бегал в городской кинотеатр «Вулкан», чтобы смотреть популярные героические фильмы. Именно тогда зародилась его любовь к кинематографу, которой он был верен до конца дней.

Его любимыми артистами ещё во времена посещения кинозала стали Петр Алейников, Борис Андреев, Николай Черкасов, который великолепно справился с ролью Александра Невского, Николай Крючков и многие другие актеры

Кино оказалось не только развлечением, но и важной вехой в его судьбе

Посещать кинотеатр можно было лишь вечерами и то не всегда. Будущая звезда жадно впитывала в себя происходящее на экране и самостоятельно обучался всему — запоминал приемы, жесты, интонации, манеру игры. Кинофильмы для него были не просто историями. Мальчик искренне желал стать таким же великим, как его кумиры, и попасть в загадочную сферу киноискусства. 

В годы ВОВ Тихонову не довелось пойти на фронт – он тогда был 13-летним школьником. В условиях особого военного положения его школу закрыли и превратили в медицинское учреждение. Парень отправился в училище, чтобы получить специальность токаря. После выпуска Тихонов поступил рабочим на завод и по мере сил участвовал в обеспечении нужд фронта.

Если бы не стремление Тихонова, неизвестно, — получил бы советский кинематограф звезду мировой величины. В те годы строительство коммунизма и работа на благо Родины были единственной достойной целью, к которой стремились все граждане страны. Но будущему киноактеру не давали покоя лавры любимых актеров. Когда он заявил родителям, что будет поступать в театральное, его энтузиазма не поддержали. Сына убеждали отправиться на учебу в сельскохозяйственную академию или получить престижную профессию инженера-механика. Только бабушка разделяла увлечение искусством и поддерживала идею об актерской специальности. Глава дома, мудрая и очень добрая, она сумела найти нужные слова, чтобы убедить Валентину и Василия не препятствовать большой мечте внука Славы.

В 1944 году актер уже был слушателем подготовительного курса автомехаников. Далее настал победный 1945-й. Абитуриент ВГИКа отправляется в столицу, чтобы попытать счастья и попасть на послевоенный набор ведущего института страны. С первого раза поступить не удалось – молодой человек плохо выходил на фото, и это считалось серьезным недостатком. Кроме того, 17-летний абитуриент не проявил себя должным образом на экзаменах по актерскому мастерству.  

Придя в отчаяние от безысходности, он стоял в коридоре и горевал. Будущий наставник актера, преподаватель Борис Бибиков случайно проходил мимо и приметил парня, который был явно недоволен исходом экзаменов. Он решил помочь и посодействовал тому, чтобы Слава попал у нему на обучение на условиях испытательного срока. Война тоже сыграла свою роль – на курс в том году поступали одни девчонки, а мужские роли играть было некому.

Личные отношения

В студенческие годы Владимир страстно влюбился в первую красавицу курса Наталью Варлей. У девушки было много поклонников, но выбрала она привлекательного юношу с аристократичными манерами и звездной фамилией. В 1971 году влюбленные поженились.

Молодая супруга, выходя замуж, не знала о болезненной тяге мужа к алкоголю и запрещенным препаратам. Совместное существование не оставляет тайн. Когда Наталье открылась правда, она попыталась помочь мужу справиться с недугом. Решительная супруга отлучила от дома всех неблагонадежных друзей, не отпускала мужа одного на увеселительные мероприятия, показывала актера медицинским светилам. В 1972 году в семье появился сын Василий.

Наталья Варлей с сыном Василием

Старания Натальи оказались тщетны. Супруг не смог, даже ради дорогой для него женщины и ребенка, отказаться от вредных привычек. Актриса (ставшая любимицей миллионов зрителей после съемок в картине «Кавказская пленница») желала, чтобы сын жил в благоприятной обстановке, поэтому через год неспокойной семейной жизни ушла от занимающегося саморазрушением супруга.

Владимир Вячеславович пытался построить новые семейные отношения. В 1975 году он женился на танцовщице ледового балета Наталье Егоровой. В 1981 году родился сын, названный в честь отца Владимиром. Однако надежды на счастливую семейную жизнь, которую питали молодые люди, вступая в брак, не оправдались.

Владимир Тихонов и Наталья Егорова

Девушка находилась в постоянных разъездах, гастролируя с труппой Московского ледового балета. Актер периодически снимался в кино, а в свободное время предоставленный сам себе человек с тонкой душевной организацией занимался самоедством. Неуверенность в своем драматическом даре всю жизнь преследовала артиста. В часы одиночества он упорно культивировал мысль о том, что никогда не добьется той творческой высоты, которую достигли звездные родители.

В отношениях семейной четы очень часто случались кризисные моменты. Супруги несколько раз расставались, а затем снова пытались наладить совместную жизнь. До последних дней артиста танцовщица оставалась его законной женой, однако вместе пара жила все реже и реже.

Борясь с душевной неустроенностью, актер окончательно пристрастился к бутылке и наркотическим средствам. Нездоровый образ жизни привел к остановке сердца. Останки актера обнаружили через 3 дня после смерти. Егорова находилась на гастролях. В отсутствие родственников заботы об организации похорон взяла на себя первая супруга Наталья Варлей.

Кино

Будучи студентом Вячеслав Тихонов снялся у Сергея Герасимова в фильме «Молодая гвардия» в небольшой роли Володи Осьмухина. Эту картину можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актеров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Нонны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в фильме получил Сталинскую премию.

В конце 50-х Тихонов был уже весьма популярен, его узнавали на улице. Однако по-настоящему общенародное признание он получил, сыграв простого деревенского парня Матвея Морозова в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». По признанию самого актера, значение этой работы переоценить трудно: «С этой картины, хотя она была седьмая по счету, я и начался, как актер, потому что это была настоящая первая творческая работа, которая потребовала от меня очень много того, чего я не знал в себе, не подозревал». Также работа над фильмом подарила Тихонову верного друга на всю жизнь: «Ростоцкий мне дал путевку в большой кинематограф, путевку в жизнь…На почве уже творческой работы началась, видимо, наша настоящая мужская дружба».

После выхода в прокат фильма Ростоцкого Тихонов почувствовал, что режиссеры стали смотреть на него иначе, характер предлагаемых ему ролей изменился. За короткий срок он сыграл ряд значительных, разноплановых ролей в фильмах: С.И. Ростоцкого — «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Е. И. Ташкова — «Жажда» (1959), М. А. Швейцера — «Мичман Панин» (1960), Л. Д. Лукова — «Две жизни» (1961), С. И. Самсонова — «Оптимистическая трагедия» (1963).

Эпохальной для Вячеслава Тихонова стала роль князя Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», на которую актер был утвержден не сразу. Эпопея снималась четыре года, работа оказалась сложной. Не простым было и отношение Тихонова к роли, позже он вспоминает: «Был не доволен своей работой, я считал, что Андрей Болконский у Толстого более значительный в литературе, а вот на экране не получилось. Я вообще хотел уходить из кино в театр, надо было сесть за парту снова, снова себя подремонтировать, с точки зрения искусства».

Образ Болконского настолько проник в актера Тихонова, что даже в конце жизни не оставлял его в покое: «И вот он сейчас мне является – Андрей Болконский – очень часто ночами, раздумываешь и не можешь заснусь… Это вообще болезнь актерская, когда мы несколько раз потом проигрываем какие-то роли, которые в тебе засели, и которым ты отдал много, много чего-то дорогого».

Киноэпопея «Война и мир» получила множество наград, в том числе и премию «Оскар».

После «Войны и мира», в самый кризисный момент творческой жизни Вячеслава Тихонова, Станислав Ростоцкий предложил ему роль учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника». Вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова.

В 70-е годы на экраны вышла самая «звездная» работа Вячеслава Тихонова – роль Исаева в телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Образ Штирлица был создан настолько достоверно, что в реальность его существования поверили миллионы зрителей. Но, вспоминая наиболее значительные роли, сам Тихонов пропускает легендарного Штирлица. И это объяснимо: все, что можно было сказать, уже сказано. Похожую на Штирлица роль, но не рядового, а руководящего сотрудника советских спецслужб актер исполнил через десять лет в телесериале «ТАСС уполномочен заявить…» по роману того же Юлиана Семенова.

Позже Вячеслав Тихонов сыграл ряд разноплановых ролей: в гуманистической картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», в комедийном фильме «По улицам комод водили» режиссера Марка Генина, в военной драме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», в фильме Марка Захарова «Убить дракона».

С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже стал попадать на телеэкраны. Одна из значимых его работ в этот период — слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова. После этой картины Тихонов в кино почти не снимался, вот только Эльдару Рязанову отказать не смог и сыграл эпизодическую, но крайне важную, роль бога в фильме «Андерсен. Жизнь без любви».

Последняя работа Вячеслава Тихонова — Всеволод Константинович в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Выхода на экраны фильма актер уже не дождался.

Интервью

Об актере

Режиссер Марк Захаров: «Один умный человек сказал, что вообще притвориться можно кем угодно, но нельзя притвориться интеллигентным человеком. Вячеслав Васильевич для меня — человек высшего смысла, интеллигент самого высокого полета».

Режиссер Сергей Соловьев: «Аристократизм красоты русского характера в нем живет естественно. Для этого ему не нужно никаких усилий, это и есть он сам».

Актриса Ирина Печерникова познакомилась с Вячеславом Тихоновым на съемках фильма «Доживем до понедельника». Вот как она вспоминает о первой встрече с актером: «Вдруг оказался вместо самого Тихонова очень скромный, немножко закрытый, молчаливый человек и с очень добрыми глазами».

Режиссер Владимир Фокин: «В свою личную жизнь он вообще не допускает, насколько я знаю, никого или крайне строго дозированно. И, по-моему, очень правильно делает, благодаря этому он сохранился в глазах современников и, я надеюсь, потомков чистым, благородным человеком».

Актер о профессии

Вячеслав Тихонов часто вспоминал и цитировал одну из любимых фраз своего учителя Бориса Бибикова: «Не хлопочи мордочкой», то есть проживай роль, играй душой, прежде всего, а не лицом. Такой совет наставник давал молодым актерам. Об этом уроке Тихонов помнил всегда: «Актера делает драматургия. Если есть, что сыграть в драматургии, ты найдешь в себе, если это в тебе есть. Если нет, извини, никакое зеркало не поможет, не хлопочи мордочкой».

Вячеслав Тихонов очень высоко держал актерскую планку, не изменял себе и своему зрителю. Он отказывался играть серые проходные роли: «Я не могу обманывать моих зрителей».

Каждую свою роль актер Тихонов рассматривал через призму собственного внутреннего мира: «Внутренний критик в тебе сидит, он тебе помогает, внутренний свой режиссер… Все, что я подглядел в жизни естественное, доброе и вечное в отношениях между нами. Удалось это, не удалось – пусть определит зритель».

Интересные факты

Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, поклонником команды московский «Спартак». Увлекался зимней рыбалкой.

Во время репетиции одной из сцен киноэпопеи «Война и мир» пиротехническая бомба случайно взорвалась прямо рядом с Вячеславом Тихоновым, актер чудом уцелел. 

Почти все фильмы с участием Вячеслава Тихонова были суперпопулярными, а значит и суперприбыльными, но особых богатств актер не нажил.

Вячеслав Тихонов – самый титулованный актер в стране, обладатель практически всех главных премий.

По материалам: документального фильма «Последний герой. Вячеслав Тихонов», Википедии, сайтов Mega-Stars.ru, rusactors.ru, Кино-Театр.ru

НЕЛЕПАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЧЬЕ-ТО ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Скоропостижная смерть Сергея Тихонова породила множество кривотолков. Почти никто не поверил в официальную версию о том, что актер нелепо погиб, попав под трамвай. Режиссер Евгений Шерстобитов в одном из интервью поведал: «Мне рассказывали, что он связался с какой-то нехорошей компанией и то ли сам попал под трамвай, то ли его толкнули, история тут неясная. Меня предупредили тогда, чтобы я особо не расспрашивал ни у кого об этом, слишком уж тёмная история».

Была версия, что актера погубила страсть к азартным играм. Oн пpoфeccuoнaльнo uгpaл в кapmы, a кoгдa вepнулcя uз apмuu, нaшeл нoвoe увлeчeнue – uгpa нa uппoдpoмe, эmo былo eдuнcmвeннoe мecmo, гдe вoзмoжнo былo cыгpamь нa дeньгu. Дpугue aзapmныe uгpы в cmpaнe советской эпохи былu зaпpeщeны. Bepoяmнo, чmo Tuxoнoв был дoлжeн дeньгu мecmным aвmopumemaм, нo maк кaк дeньгu oн вepнуmь нe cмoг, eгo meлo бpocuлu пoд mpaмвaй.

Семья Тихонова не ведет диалог с представителями средств массовой информации, а это означает, что скорее всего общественность никогда не узнает всю правду о гибели юного актера.

Кинолентам, в которых снимался Сергей Тихонов, уже более 50-ти лет, но до сих их любят, смотрят и с радостью вспоминают те поколения зрителей, которым довелось увидеть эти замечательные киноработы, в которых сыграл талантливый юный актер, так рано ушедший из жизни…

Кино

Будучи студентом Вячеслав Тихонов снялся у Сергея Герасимова в фильме «Молодая гвардия» в небольшой роли Володи Осьмухина. Эту картину можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актеров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Нонны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в фильме получил Сталинскую премию.

В конце 50-х Тихонов был уже весьма популярен, его узнавали на улице. Однако по-настоящему общенародное признание он получил, сыграв простого деревенского парня Матвея Морозова в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». По признанию самого актера, значение этой работы переоценить трудно: «С этой картины, хотя она была седьмая по счету, я и начался, как актер, потому что это была настоящая первая творческая работа, которая потребовала от меня очень много того, чего я не знал в себе, не подозревал». Также работа над фильмом подарила Тихонову верного друга на всю жизнь: «Ростоцкий мне дал путевку в большой кинематограф, путевку в жизнь…На почве уже творческой работы началась, видимо, наша настоящая мужская дружба».

После выхода в прокат фильма Ростоцкого Тихонов почувствовал, что режиссеры стали смотреть на него иначе, характер предлагаемых ему ролей изменился. За короткий срок он сыграл ряд значительных, разноплановых ролей в фильмах: С.И. Ростоцкого — «Майские звезды» (1959) и «На семи ветрах» (1962), Е. И. Ташкова — «Жажда» (1959), М. А. Швейцера — «Мичман Панин» (1960), Л. Д. Лукова — «Две жизни» (1961), С. И. Самсонова — «Оптимистическая трагедия» (1963).

Эпохальной для Вячеслава Тихонова стала роль князя Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир», на которую актер был утвержден не сразу. Эпопея снималась четыре года, работа оказалась сложной. Не простым было и отношение Тихонова к роли, позже он вспоминает: «Был не доволен своей работой, я считал, что Андрей Болконский у Толстого более значительный в литературе, а вот на экране не получилось. Я вообще хотел уходить из кино в театр, надо было сесть за парту снова, снова себя подремонтировать, с точки зрения искусства».


настолько проник в актера Тихонова, что даже в конце жизни не оставлял его в покое: «И вот он сейчас мне является – Андрей Болконский – очень часто ночами, раздумываешь и не можешь заснусь… Это вообще болезнь актерская, когда мы несколько раз потом проигрываем какие-то роли, которые в тебе засели, и которым ты отдал много, много чего-то дорогого».

Киноэпопея «Война и мир» получила множество наград, в том числе и премию «Оскар».

После «Войны и мира», в самый кризисный момент творческой жизни Вячеслава Тихонова, Станислав Ростоцкий предложил ему роль учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника». Вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова.

В 70-е годы на экраны вышла самая «звездная» работа Вячеслава Тихонова – роль Исаева в телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Образ Штирлица был создан настолько достоверно, что в реальность его существования поверили миллионы зрителей. Но, вспоминая наиболее значительные роли, сам Тихонов пропускает


. И это объяснимо: все, что можно было сказать, уже сказано. Похожую на Штирлица роль, но не рядового, а руководящего сотрудника советских спецслужб актер исполнил через десять лет в телесериале «ТАСС уполномочен заявить…» по роману того же Юлиана Семенова.

Позже Вячеслав Тихонов сыграл ряд разноплановых ролей: в гуманистической картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо», в комедийном фильме «По улицам комод водили» режиссера Марка Генина, в военной драме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», в фильме Марка Захарова «Убить дракона».

С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже стал попадать на телеэкраны. Одна из значимых его работ в этот период — слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова. После этой картины Тихонов в кино почти не снимался, вот только Эльдару Рязанову отказать не смог и сыграл эпизодическую, но крайне важную, роль бога в фильме «Андерсен. Жизнь без любви».

Последняя работа Вячеслава Тихонова — Всеволод Константинович в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Выхода на экраны фильма актер уже не дождался.

Спасительный брак

Сама же Нонна Мордюкова тяжело переживала за своего непутевого сына. Но обвиняла в его проблемах женщин, которые не могли удержать его от стакана. На самом же деле в жизни сына Мордюковой появилась очень хорошая женщина — фигуристка Наталья Егорова. Она верила, что мужчину можно спасти от пагубных страстей. А Нонна не ценила ее, презрительно отзываясь о ней, как об актрисульке из кордебалета.

Но увы, Владимира не удалось спасти, он умер в 40 лет и причиной была его беспутная жизнь. Но от его брака с Натальей остался сын — тоже Владимир, внук Нонны. И вот он смог построить свою жизнь по-другому.