Валентина серова

Детство

Александр Николаевич Серов

Родился в будущем знаменитый на весь мир художник 19 января 1865 года в городе Петербург в семье музыкального критика и композитора Александра Николаевича Серова. На тот момент Александр Николаевич являлся страстным почитателем и пропагандистом Вагнера.

В возрасте 43 года он взял в жены Валентину Семеновну Бергман, которая была его ученицей 17 возраста. Мальчик, которого назвали Валентин, стал их первым и единственным ребенком.

В доме Серовых всегда было весело и шумно, и в гости к семейной чете часто приходили представители развязного студенчества, интеллигенции и другая публика подобного рода.

Мать художника — Валентина Семеновна Бергман

Валентина Семеновна имела прогрессивные нигилистские взгляды и была приверженкой идей писателя и общественного деятеля Чернышевского, которые подразумевали свободу и равенство. Отрицая большинство установленных общественных норм, в том числе и надуманные правила этикета, она только с презрением усмехнулась во время одного из приемов, когда ей пытался уступить стул живописец Репин. Кроме Ильи Ефимовича, в гости к Серовым часто захаживали такие знаменитые личности, как Тургенев, скульптор Антокольский, художник Ге, который рисовал для юного Валентина разноцветных лошадей.

Нередкими были случаи, когда во время очередного приема в гостиной раздавались фрагменты новых произведений композитора (отца) Александра Николаевича, заглушаемые жаркими дебатами и либеральными спорами со стороны «лохматой» компании Валентины Семеновны.

Несмотря на то, что в доме Серовых всегда было многолюдно, Валентин отнюдь не был избалован вниманием родителей и зачастую оставался сам себе на попечение. Серов в детстве

1869–1871

Серов в детстве. 1869–1871

Когда Валентину было 6 лет, его отец скончался, а мать, которая была охвачена любовью к музыке и общественной деятельности, убедившись в пристрастии сына к изобразительному искусству и увидев впечатляющие для маленького мальчика результаты, решила переехать вместе с ним жить в Париж.

Приехав во Францию, Валентин поступил в ученики к известному художнику Репину, который успел прославиться на тот момент, изобразив Бурлаков на Волге. Несмотря на занятия изобразительным искусством, которые приносили мальчику большую радость, он постоянно ощущал себя покинутым, поскольку Валентина Семеновна не могла усидеть на месте, и спустя некоторое время она вместе с сыном решила перебраться в Москву.

Когда в белокаменную вернулся и Репин, Валентин фактически поселился в доме мастера, копируя его холсты, а в свободное время рисуя с натуры и работая с гипсом.

Детство Серова

Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына

Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге

Автор «Распятия», «Тайной вечери» и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.

Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.

Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.

Детство и юность

Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.

Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.

Валентин Серов в молодости

Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.

Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.

Автопортрет Валентина Серова

Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.

Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».

Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.

https://youtube.com/watch?v=Xg0fyxLioDc

Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.

В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.

Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.

Автопортрет Валентина Серова

Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.

Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.

Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.

Царские хоромы

В собственность Серова этот дом перешел в 2012 году. Он расположен в Красногорске, его площадь примерно 24 сотки. Любовь певца к особняку объясняется тем, что Александр лично проектировал дом. Конечно, на это ушло немало времени, но зато сейчас российский певец наслаждается удобством и уютом своего жилища.

Артист является ярым поклонником классического английского стиля в интерьере. Разумеется, именно такой интерьер заполнил его дом. Александр не терпит ни одной лишней детали или предмета вокруг себя, а потому и убранство его коттеджа очень сдержанное и изысканное.

При обустройстве особняка Александр отдал предпочтение натуральным видам материалов, и поэтому большая часть интерьера выполнена из красного дерева.

Скандал и неожиданная новость

6 декабря 2021 года появились подробности скандала между народным артистом и его бывшей любовницей Дарьей Друзьяк. Она заявила, что Серов изнасиловал её, в результате чего она забеременела.

Андрей Малахов стал регулятором между экс-любовниками. В студии получилось выяснить, что близкая связь между скандальной парой была. Это подтверждает запись разговора.

Положительные тесты на беременность не могут быть неопровержимым доказательством того, что к этому причастен певец. Сам Александр Серов полностью отрицает возможное отцовство. На телевизионном шоу он обвинил Друзьяк в хищении крупной суммы. Если это удастся доказать, тогда Даше будет грозить шесть лет тюрьмы.

Передача закончилась тем, что у любовницы началось кровотечение из-за нервного перенапряжения (возможно, произошёл выкидыш). Но люди, наблюдавшие за конфликтом, утверждают, что Дарья не беременна, а просто пытается заработать на связи с Александром.

Жизнь после Серова. Встреча с Константином Симоновым

А жизнь между тем продолжалась… 14 сентября появился на свет маленький Толя. А уже через три месяца широко праздновалось 60-летие Иосифа Сталина. Серова вместе с вдовой другого героя – Валерия Чкалова – сидела в первых рядах, и ей дали слово, в котором она искренне поблагодарила за оказанную поддержку. А поддержка и правда была огромной – портреты погибшего летчика и его вдовы печатались в газетах, за судьбой Вали следил весь Советский Союз. И все же выстоять и не сломаться ей помог маленький сын, так похожий на отца…

Валентина Серова с сыном Анатолием

И еще, конечно же, работа. Серова продолжала играть в Театре имени Ленинского комсомола, снималась в фильмах. Однажды актриса стала замечать, что на ее спектакли всегда приходит один человек – он садится на одно и то же место и буквально пожирает ее глазами. А потом в гримуборную ей приносят каждый раз огромный букет с запиской: «Буду рад встрече в Вами в любое удобное для Вас время. Ваш слуга покорный К. Симонов».

К. Симонов в молодости

Коллеги сказали Вале, что это – молодой (всего 24 года) и уже перспективный поэт Константин Симонов

Такими людьми не разбрасываются – говорили подруги и советовали обратить внимание на преданного поклонника. Серова долго не решалась, но, наконец, прислала ответную записку со своим номером телефона

Они встретились, и закрутился роман. Молодой стихотворец влюбился по уши. А Валентина… не могла забыть Толю и лишь позволяла себя любить. Хотя мужское внимание ей всегда льстило, и она знала, как его получить. Об этом не без доли зависти рассказывала сестра Анатолия Серова Агния: «Она уж очень мужчин любила. Как видела, тут же так смотрела, словно привораживала».

Желая завоевать признание Вали, Симонов пишет пьесу «Герой Советского Союза». Многие факты были им взяты из биографии самого Анатолия Серова. Пьеса тут же была принята к постановке в Театре Ленинского комсомола. Главная роль – актрисы и жены летчика – предназначалась вдове прототипа. Но Валентина от такой почести отказалась. Она хотела сохранить отстранённость, независимость от Константина. А может быть, просто не желала еще раз окунаться в тяжелые воспоминания… От роли в фильме, снятом по пьесе и названном «Парень из нашего города» Серова тоже отказалась.

События и факты, повлиявшие на жизнь и творчество Валентина Серова

Когда Валентин был маленьким, в его семье часто ставились всевозможные любительские спектакли, концерты и чтения. Подобные вечера были тогда в моде, поэтому мальчик с раннего детства был окружен представителями богемных кругов, поэтами, писателями, художниками и общественными деятелями, что безусловно сказалось на всей его дальнейшей жизни. В 1869 году родители Валентина впервые взяли его с собой за границу, куда они поехали с целью посетить знаменитую оперу. Из этой поездки мальчику наиболее запомнилось посещение резиденции, в которой проживал Рихард Вагнер. Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора.

Из воспоминаний Игоря Грабаря, Репин, в учениках у которого долгое время был Валентин, считал четырнадцатилетнего Серова полноценным художником, доверяя ему серьезную и ответственную работу. В дальнейшем Серов сумел написать точнейший портрет, на котором изображен Репин с обаятельной улыбкой на лице, отражающий всю внутреннюю суть великого художника.

Серов в Архангельском пишет портрет князя Ф.Ф.Юсупова. 1909 год.

Серов зачастую писал сложнейшие полотна, даже не сделав предварительно карандашный набросок, сразу начиная работать при помощи акварельных красок. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. При этом отличительной особенностью живописца было то, что он никогда не останавливался на однажды найденном удачном методе или манере исполнения, постоянно пребывая в поиске новых решений.

Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Некоторые авторитетные критики и знатоки искусства считают, что Александр Валентинович смог превзойти своего знаменитого предшественника благодаря отличной передаче света, благородству тонов и изяществу красок. К тому же Серов имел славу крайне скрупулезного художника, который мог на протяжении многих часов работать над незначительными мелкими деталями полотна, поэтому во многом его картины отличаются неподражаемой игрой света и тени и подробнейшей проработкой всех элементов. Такому гению изобразительного искусства, как Серов, хорошо давались работы в том числе и в быстро набирающем популярность жанре нового реализма.

Валентин Александрович

Валентин Александрович, несмотря на некоторую замкнутость и отстраненность, был довольно активным общественным деятелем, и принимал непосредственное участие в организации передвижных выставок. На протяжении 4 лет (с 1900 по 1904 год) он являлся членом объединения «Мир искусства», успев за это время создать несколько полотен, на которых изображен великий царь-реформатор Петр Первый.

Серов также активно участвовал в работе над сатирическим изданием «Жупел», подготавливая для него карикатуры с политическим подтекстом. Много лет подряд художник создавал иллюстрации для детского издания басен Крылова. Стоит отметить, что этой работой Валентин Александрович гордился особо. Будучи лучшим портретистом своего времени, Серов сумел добиться значительных результатов в других разделах живописи, а его культурное наследие оказало неоценимое влияние на развитие следующих поколений.

Валентин Серов и его «императорские заказы»

В 1892 году Валентин Александрович по протекции своего учителя Репина получил крупный заказ от харьковских дворян на написание портрета Александра III и его семьи во время торжественного вхождения в главный зал собрания дворян в Харькове. Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз, и то по чистой случайности. Александр III, впервые столкнувшись с Валентином Серовым, встретил его с некоторой долей враждебности, недоверия и страха. Однако когда царю объяснили о объяснили, кем является данный человек, то он сменил гнев на милость и уделил разговору с мастером несколько минут своего времени.

Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Известен такой случай: когда Серов работал над полотном, на котором был изображен император Николай II, царица решила указать художнику на недостаток профессионализма, выдумав мнимые недостатки. На это Серов предложил императрице самой взять в руки кисти и мольберт и изобразить царя так, как она считает нужным. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем, и инцидент был исчерпан.

Надя и Маша Симонович, Оля Трубникова. Санкт-Петербург. 1879.

После таких серьезных заказов появилось множество желающих запечатлеть свой облик на портрете, написанном именно Серовым. Мастер придумывал особые образы для представителей аристократии и буржуазии, заставляя их часами просиживать в неудобных позах

Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности

Княгине Полине Щербатовой вообще не повезло, и во время позирования с закинутой назад рукой у нее воспалился нерв. Работу над портретом пришлось прервать по причине медицинского вмешательства в дело спасения поврежденной руки княгини.

Серову выпала честь работать над портретом Павла Александровича, великого князя, приходившегося дядей императору Николаю II

Князь был вполне доволен беззаботной светской жизнью и не претендовал на высокие должности, тем не менее он пользовался определенным авторитетом в аристократических кругах вниманием многочисленных женщин. На картине Павел Александрович изображен с конем, нетерпеливо переминающимся на месте по причине промедления хозяина

Развод

Жизнь с женой становится для Симонова невыносимой. Он всегда мечтал о семейном счастье, о крепком тыле. А Серову приходилось постоянно спасать, вытаскивать из кризисов, способствовать ее устройству в театры, откуда ее вскоре выгоняли. Маститому писателю это надоело…

Кроме того, он считал, что написал множество хороших и достойных внимания произведений, но на встречах с читателями просили только одно: «Прочтите «С тобой и без тебя». Его это бесило. Лишь много позже постаревший драматург и писатель осознает, что большинство из написанных им пьес – всего лишь конъюнктура, а вот цикл, посвященный Вале – это то, что останется в веках.

Началось все с малого – однажды Константин перестал каждое утро приносить к кровати жены цветы. Валентина своим женским чутьем поняла – что-то не так… Пыталась найти поддержку у родных – матери, теток. Ведь она никогда о них не забывала, выбила им квартиры, подарила мебель. Но родственники думали только о том, как бы обобрать актрису. Она часто раздаривала им свои драгоценности, шубы, наряды…

В 1957 году Константин Симонов развелся с женой и ушел к Ларисе Гудзенко, вдове фронтового поэта Семена Гудзенко (автора стихотворения «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели…»).

Модели Серова

Чему так завидовали многие художники конца 19 века? Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других? Одна из сложнейших техник Валентина Александровича — игра со светом. Для примера стоит взять всю ту же «Девушку, освещенную солнцем». Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность. Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти — все эти черты присутствовали и в работе Серова. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности? Вопрос нерешаемый.

Картина, вышедшая в свет чуть раньше «освещенной солнцем», именовалась «Девочкой с персиками».

Среди изображенных на полотнах личностей, помимо обыкновенных знакомых художника, было множество знаменитостей, с которыми лично общался Валентин Серов. Биография творца содержит в себе множество интересных знакомств и встреч. Отдельно стоит выделить итальянского музыканта Анджело Мазини, оперного певца Франческо Таманьо, художника Константина Коровина и многих других знаменитостей.

Греческие мотивы в творчестве Серова

В 1907 году Валентин Александрович отправился на остров Крит, а компанию ему составил Лев Бакст. Поездка в Грецию была запланирована в связи с изучением артефактов, найденных английским археологом Эвансом, и с обнаруженными им руинами Кносского дворца, которые навсегда изменили сложившееся ранее представление об островной критской цивилизации. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».

В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Серов говорил о том, что работая над данным полотном он поставил себе четкую цель изобразить Навзикаю абсолютно не такой, какой ее обычно представляют, а настоящей и без малейшей фальши. Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками.

В.А. Серов пишет портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, в вестибюле дворца в Архангельском. 1903.

Первый успех

Серов за работой над портретом О.Ф. Томара. Фотография. 1892

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве. В кружок, организованный Мамонтовым, Врубеля впервые привел Серов, однако он долгое время не был по достоинству принят и оценен публикой, оставаясь немного непонятным и диковатым.

По свидетельствам современников, Мамонтов весьма жестоко обращался со многими молодыми малоизвестными художниками, в силу которых входили Коровин и Врубель. Несмотря на то, что ему удалось собрать вокруг собственной персоны большое количество талантливых мастеров, обходился он с ними не слишком уважительно, и часто не выполнял обещанного.

Работы Серова, в свою очередь, были высоко оценены не только коллекционерами, но и самими художниками, что вывело его в число однозначных лидеров. Многие ожидали от него полотен со сходными сюжетами, которые так понравились широкой общественности, однако Валентин решил двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом, расширяя новые горизонты в творчестве. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло.

M.А. Врубель, В.Д. фон Дервиз, В.А. Серов. Санкт-Петербург. 1883–1884

Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера, и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Отличия тут не только в возрасте модели, ином темпе жизни, иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине.

Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.

Позднее Серов написал портрет Софьи Михайловны Лукомской (Драгомировой) и Серовой Ольги Федоровны. Сама она любила рассказывать историю встречи с Валентином, которая произошла в то время, когда она позировала Репину в народном костюме. Познакомившись с молодым художником, зашедшим в мастерскую к своему учителю, она стала позировать также и для него, а картина, вышедшая из под его пера, находилась на протяжении длительного времени в поместье, принадлежащем генералу Драгомирову, отцу Софьи.

Спустя примерно 10 лет Валентин Серов создал портрет при помощи акварельных красок, на котором была изображена Софья Лукомская. Дама, изображенная на картине, смотрит а зрителя немым отстраненным взглядом, наполненным грустью и печалью. Один невропатолог из Европы смог определить по данному портрету, что девушка в малорусском наряде явно пребывает в тяжелом душевном настроении.

Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн. Фотография из журнала. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Валентин Александрович познакомился с Идой Рубинштейн в 1909 году, работая над созданием театральных афиш для спектаклей и балетов, которые были известны как Русские сезоны в Париже. Ида была задействована в главных ролях этих балетов, а ее выступления имели просто грандиозный успех и вызывали настоящий шквал оваций.

В 1910 году мастер написал ее портрет в довольно странном стиле. Полотно была принято публикой весьма неоднозначно, и в адрес Серова посыпались многочисленные обвинения в отсутствии вкуса и подражании другим художником.

Сам Валентин Александрович (что было для него большой редкостью) своей работой гордился и был вполне доволен. Портрет выполнен в древнеегипетских и ассирийских мотивах, а Ида Рубинштейн изображена на нем в виде Венеры или Дианы, одетой «в костюм Евы».