Биография валентины толкуновой: творчество, личная жизнь и интересные факты

Творческая карьера

Сразу же по окончании школы в 1964 г. Валентина Толкунова поступила в Московский государственный институт культуры на дирижёрско-хоровое отделение. А спустя два года, пройдя конкурс, стала солисткой вокально-инструментального оркестра, руководимого Ю. С. Саульским, где продолжала петь до 1971 г. Совмещать гастроли с ВИО-66 и учёбу в институте культуры оказалось тяжело, и начинающая певица продолжила образование в Музыкальном училище имени Гнесиных на заочном отделении, окончив его на «отлично» в 1971 г. В дальнейшем Валентина всё же закончила МГИК, получив в 1976 г. второй диплом — дирижёра-хоровика.

Первые успехи

ВИО-66 распался в 1971 г., и молодая певица начинает сотрудничать с композитором Ильёй Катаевым. В это время он пишет музыку к телевизионному фильму «День за днём». Валентина принимает его предложение спеть песни для этого фильма, среди которых будет до сих пор популярная «Стою на полустаночке», принёсшая певице первую славу и любовь зрителей. Кроме телефильма, девушка исполняет эту песню в авторском концерте И. Катаева, побеждает с ней в телеконкурсе «Артлото».

Творческая деятельность В. Толкуновой в это время не ограничивается сотрудничеством с И. Катаевым. Она снимается как актриса в эпизодах нескольких фильмов, исполняет в них песни, играет в театральных спектаклях. Певица также делает попытку создать свой вокальный квартет, но неудачно.

В 1972 г. певица благодаря приглашению композитора Л. Ошанина, отмечавшего свой творческий юбилей, впервые выступает на одной из главных сцен страны — в Колонном Зале Дома Союзов. Здесь артистка впервые оказывается в одном концерте со знаменитыми эстрадными исполнителями, среди которых имена:

  • Майи Кристалинской;
  • Муслима Магомаева;
  • Людмилы Зыкиной;
  • Георга Отса;
  • Клавдии Шульженко.

С этого дня песни в исполнении Валентины Толкуновой стали постоянно звучать в теле- и радиопередачах. В её репертуаре появились произведения:

  • Э. Колмановского;
  • М Таривердиева;
  • О. Фельцмана;
  • М. Минкова;
  • В. Успенского и многих других.

Вторая волна славы

Настоящая звёздная слава пришла к певице после того, когда она в 1973 г. спела песню Владимира Мигули «Поговори со мною, мама». Прозвучавшая в праздничный день 8 Марта, она мгновенно стала популярна и весь год почти ежедневно звучала на радио и с экранов телевидения, попав в финал конкурса «Песня-74».

В 1975 г. Валентина Толкунова познакомилась с композитором Д. Ашкенази, сотрудничество с которым продолжалось почти девятнадцать лет.

  • женщина и война;
  • «Разговор с женщиной».

Песня М. Минкова «Если бы не было войны», которую В. Толкунова впервые исполнила в 1981 г., вошла в число десяти лучших песен на тему войны, написанных в послевоенное время. Через десять лет певицей был записан сдвоенный альбом с таким же названием, посвящённый теме войны и мира.

Сдвоенный альбом «Разговор с женщиной» выпущен певицей в 1985 г. Как и альбом на военную тему, он состоял из 22 песен. Через год выходит написанная специально для артистки композитором И. Катаевым опера «Русские женщины», которую певица в 1990 г. записывает на радио.

Выступая в концертах, певица также продолжает записывать саундтреки в кино. Ей принадлежит:

  • исполнение песни «Колыбельная» в кинофильме «Романс о влюблённых»;
  • композиция «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»;
  • запись песни «Пушинка белая» из кинокомедии «Невеста с севера».

https://youtube.com/watch?v=JkDBE3nkxiM

Театр музыкальной драмы и песни

В 1987 г. певица начинает руководить созданным ею Московским театром музыкальной драмы и песни, одновременно продолжая пробовать свои силы в новых амплуа. Так, в постановке монооперы «Ожидание» в концертном зале «Россия» она впервые не только поёт, но и читает стихи.

Пробыв на музыкальной сцене 44 года, певица становится двадцатисемикратным лауреатом телефестиваля «Песня года», участвуя в нём 25 раз (с 1973 по 2005 г.).

В. Толкунова исполняла не только песни известных композиторов, но и писала их сама. В разные годы ею были написаны и спеты песни:

  • «Моя подруга — моя Москва»;
  • «Ангел мой»;
  • «Марьюшка» и другие.

Это интересно: Биография и факты: Соня: королева Норвегии

Звездный путь певицы

Первый успех Валентины привлек к ее творчеству внимание известных советских композиторов. Певица начала сотрудничать с В. Успенским, М

Таривердиевым, Э. Колмановским и многими другими. С их песнями певица прочно утвердилась на советской сцене

Успенским, М. Таривердиевым, Э. Колмановским и многими другими. С их песнями певица прочно утвердилась на советской сцене.

Вскоре Л. Ошанин приглашает артистку выступить в Колонном зале в Москве на большом юбилейном концерте. После этого успешного выступления Валентина часто заявляет о себе на радио и телевидении.

1973 год – Валентина Толкунова солистка Москонцерта. В это время творчество певицы концентрируется именно на русских народных песнях. Простая искренняя внешность артистки отлично гармонировала с ее новым репертуаром. Постепенно в певицы выработался свой особый стиль, который основывался на «сердечности, достоинстве и ласковости».

Переходить с эстрадной музыки на традиционную Валентине было очень легко, ведь ее вокал изначально имел народную манеру исполнения.

Звездный образ певицы был практически неизменным на протяжении всего творческого пути. Красивые длинные платья, минимум макияжа и украшений – такой ее помнят несколько поколений зрителей. Толкунову украшала скромность и открытость, в каждой своей песни она дарила людям частицу души.

Уникальность творчества Валентины Толкуновой обеспечило ей неизменную популярность и народную любовь. Ее с удовольствием слушали и простые зрители, и высокопоставленные чиновники. Ее выступления на многих концертах были настоящим праздником для души. В песнях Толкуновой каждой может узнать свою жизнь – радость и печаль, любовь и надежду, потери и разочарования.

1986 год – артистка создает собственный театр песни. К этому времени она уже была настоящей легендой отечественной сцены, а ее творчество стало синонимом русской традиционной песни. Театр Толкуновой представил зрителям такие музыкальные спектакли, как «Брызги шампанского», «Русские женщины», «Не оставляй меня, любовь!» Все постановки принимал концертный зал «Россия».

В коллекции Валентины Толкуновой много наград за заслуженный труд и бесценный вклад в отечественное музыкальное искусство. Среди них звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР, а также ордена Почета и Дружбы.

В репертуаре певицы больше 100 песен. Какие композиции как «Носики-курносики», «Я не могу иначе», «Маменька» стали настоящими народными хитами. Более 30 раз артистка становилась лауреатом фестиваля «Песня года». В дуэте с Валентиной спели более 30 исполнителей.

По словам Льва Лещенка, Толкунова обладала внутренней театральностью, но была необычайно искренней и скромной. Еще он отмечал, что в ней живет душа самого народа. И действительно, даже став знаменитостью, Валентина часто посещала русские глубинки, ездила по деревням, чтобы подарить красоту и тепло своих песен простым зрителям.

Она несла свое творчество в народ, чтобы хоть как-то скрасить непростую жизнь на периферии.

Легендарная артистка любила заниматься благотворительностью. Она жертвовала для многодетных семей, а также помогала церковным общинам.

Музыка

Этот концерт, как и многие другие, прошел великолепно. Детский хор пользовался популярностью, его приглашали выступать в Кремлевском дворце съездов, в Колонном зале Дома союзов и на других престижных площадках. Лучшие оркестры страны записывали свои концерты с его участием. Толкунова жила музыкой и только ею. И, хотя она очень хорошо училась в школе и могла поступить практически в любой вуз, у нее не было сомнений в выборе будущей профессии.
«Жил да был черный кот за углом», — напевала вся страна в начале 1960-х, а молодежь с увлечением разучивала новомодный танец твист. Автором этого хита был композитор Юрий Саульский. Его, так же как и созданный им легендарный джазовый оркестр «ВИО-бб», знала вся Москва.
Валентина впервые увидела Юрия уже после того, как прошла конкурсное прослушивание. В тот момент из ансамбля ушла вокалистка, и руководитель решил поискать новую среди студенток музыкальных вузов

Толкунова училась на дирижерско-хоровом отделении, у нее было первое сопрано, и, что немаловажно для солистки биг-бэнда, привлекательная внешность.
Комиссия отобрала несколько претенденток, и они встретились с музыкантами оркестра. Валентина не очень волновалась: она вообще не была уверена, что хочет и сможет петь джаз, а на прослушивание пошла просто потому, что ее попросили

Валентина Толкунова на сцене

И вот, когда все музыканты уже заняли свои позиции, появился он. В модных затемненных очках, в джинсовой куртке, с всклокоченными волосами, Саульский ворвался в зал, как ураган, и вся атмосфера неуловимо изменилась. Он излучал такую мощную энергию, что в его присутствии всем хотелось подобраться, выпрямить спину, поднять подбородок и показать себя с самой лучшей стороны.
Так произошло и с Толкуновой. Она вдруг поняла, что очень хочет работать под руководством этого удивительного человека. И когда пришел ее черед исполнить заданную композицию, выложилась на сто процентов. Композитор выбрал ее. Начались репетиции, очень сложные для молодой певицы. Ведь она, воспитанная в традициях классики, о джазе знала очень мало.
— У вас прекрасный голос, — говорил Толкуновой Саульский. — Именно то, что нам нужно.
— Вы думаете, я смогу? -спрашивала растерянная Валентина, у которой только что несколько раз подряд не получилось воспроизвести замысловатый джазовый рисунок.
— Вы поете лучше всех, кого я слышал, — успокаивал он Толкунову, и она верила.

Необыкновенная душа

Мало на эстраде можно было найти певцов, которые бы настолько глубоко и искренне любили свою Россию, как Валентина Васильевна. Она всегда считала, что родную землю надо любить особенной любовью, надо спасать и поднимать её с колен, не давать разрывать на кусочки. Каждый человек на своём месте, кем бы он ни работал (певцом или дворником), должен делать страну лучше, только тогда она сможет стать счастливой, духовной и самой сильной в мире.

Валентина Толкунова отличалась обострённым чувством справедливости, она была очень принципиальной и не любила неправду, если что-то не нравилось, не молчала, чем вызывала недовольство многих окружающих.

К слову «любовь» у Толкуновой было особенное отношение. Она считала, что в современном мире это понятие затаскали, как уличную девку, поставили знак равенства между любовью и сексом. Женщина не должна быть такой доступной, мужчинам нравится кротость, змеиная мудрость и глубинная нежность. Всеми этими качествами обладала певица, которую по праву можно назвать эталоном женской красоты.

Пока человек живёт на земле, он должен многое сделать, ни минуты терять нельзя. Это был принцип Валентины Толкуновой, она работала по максимуму, ездила с концертами в самые далёкие точки СССР, чтобы дарить людям свои песни и отдать своё сердце. Она никогда не отказывалась выступать перед детьми, молодёжью, больными людьми и инвалидами, ветеранами войны. Если у организаторов этих концертов не находилось денег, певица выступала бесплатно.

Она не любила копить деньги, если они появлялись, то запросто могла отнести их в церковь или накупить для кого-нибудь целые охапки цветов. Копить можно лишь хорошие воспоминания и чувства – вкус первого поцелуя, чувство радости по поводу рождения малыша, первое признание в любви, первые ссоры и примирения. Вот, что должен собирать человек, но никак ни сто шуб и машин.

Косметикой в жизни она пользовалась только лишь потому, что приходилось выходить на сцену. Если бы Валентина Толкунова не была певицей, то скорее всего у неё не было бы даже губной помады. Её основное убеждение состояло в том, что человек должен быть натуральным во всём – и во внешнем виде, и в своих чувствах. Она никогда не могла понять артисток, которые делают омолаживающие операции и подтяжки, пытаясь обмануть природу. Через свою необыкновенную душу Валентина Толкунова смогла оставаться красивой и в начале творческого пути, и в конце жизни.

Песни

Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню «Стою на полустаночке», исполненную Валентиной, напевала вся страна. Толкунова мгновенно стала знаменитой, а пластинка не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта Льва Ошанина. Артистка исполнила композицию Владимира Шаинского «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, ее увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс. Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с Клавдией Шульженко, певицей, которую девушка боготворила с детства.

Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Оскара Фельцмана, Марка Минкова. А уже с 1973-го Толкунова регулярно становилась участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами вновь показать выступление любимой певицы.

Валентина Толкунова — «Поговори со мною, мама»

Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на трансляциях творческих вечеров выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.

Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для Людмилы Зыкиной, но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.

Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в ее репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политический подтекст, что для того времени было редкостью. Для Валентины Васильевны каждая песня была чьей-то судьбой, чьей-то жизненной историей. Исполняла она не только собственные песни, но и композиции из репертуара популярных певцов. Так появился в ее исполнении хит «Где ты раньше был?», с которым ранее выступала Майя Кристалинская.

Валентина Толкунова — «Я не могу иначе»

В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене — инструменталиста и композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.

Имели огромную популярность песни «Серебряные свадьбы», «Сережа», «Вечер школьных друзей». Хит «Я не могу иначе» и вовсе буквально возвращал людей к жизни, даря надежду на будущее, о чем Валентина Васильевна впоследствии узнавала от благодарных зрителей.

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой — «Носики-курносики» — особенно полюбилась поклонникам таланта певицы. Эту композицию подарил исполнительнице автор Борис Емельянов на рождение сына Николая.

Валентина Толкунова — «Носики-курносики»

В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом

Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». Исполнение песни далось артистке непросто: необходимо было создать небольшой моноспектакль о тяжелой женской судьбе

По просьбе Валентины Васильевны в музыкальную ткань добавили вставки с военным маршем.

За 10 лет в репертуаре исполнительницы появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой.

В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями: «Ангел мой», которую сочинила сама артистка, «Рождественская ночь», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура». Последней записанной ею песней стала композиция «Весенний май» Виктора Петрова.

Прощание с певицей

Поклонники певицы и ее друзья пришли попрощаться с ней в Театр эстрады. Отпевали исполнительницу в церкви Вознесения на ул. Большая Никитская. Могила Валентины Толкуновой находится на территории столичного Троекуровского кладбища.

Могила Валентины Толкуновой на Троекуровском кладбище в Москве

Валентину Васильевну похоронили вместе с ее талисманом – жемчужной нитью, которую она носила с молодых лет. Певица одевала ее на каждый свой концерт.

Родные и близкие звезды отечественной эстрады получили соболезнования от президента России Дмитрия Медведева.

Лев Лещенко на похоронах Валентины Толкуновой

На похоронах Валентины Толкуновой можно было увидеть Льва Лещенко.

По мнению Тамары Гвердцители, у Валентины Васильевны был жемчужный, легкий и светлый голос. Без него российская эстрада осиротела.

От Иосифа Кобзона собравшиеся на похоронах певицы люди услышали много добрых слов.

После похорон Толкуновой ее сын стал руководителем благотворительного фонда, названного в честь матери. Валентина Васильевна очень хотела, чтобы он организовывал концерты русской народной песни, что в итоге и произошло. Николай ухаживает за могилой матери, на которой всегда лежат живые цветы.

Могила Валентины Толкуновой на Троекуровском кладбище

Супруга певицы, журналиста Юрия Папорова не стало спустя полтора месяца после ухода из жизни его жены. Он знал, от чего умерла Валентина Толкунова, и сам был серьезно болен.

Валентина Толкунова с мамой и мужем

После автокатастрофы Юрий начал терять слух и зрение. За ним приглядывала домработница, нанятая женой. Когда же супруга умерла, то ни родные, ни сын не заботились о нем, что, по сути, и стало причиной смерти Папорова.

Командировка длиной в 20 лет и роман с ликвидатором ЧАЭС

Личная жизнь Валентины Толкуновой, в отличие от многих ее коллег по сцене, не пестрела большим количеством бурных романов. Валентина Васильевна всегда называла себя пуританкой и мужчинам лишнего не позволяла. Однако и черствой она никогда не была: скорее, наоборот – часто влюблялась, но держала все в себе.

«Я была достаточно влюбчивым человеком с юных лет, но влюблялась всегда тайно. Образ мальчишки, который мне нравился, я возводила в какую-то невероятную степень – божества или превосходства, недосягаемости

Но к тому моменту, когда они обращали на меня внимание, уже притуплялось то первичное, острое чувство, уже не было с моей стороны восторженности, вознесения на пьедестал предмета своего обожания. Обидно, но именно в этот момент мальчишки сами предлагали дружбу, прогуляться, назначали свидания

А меня это уже не интересовало», – рассказывала Валентина Васильевна в одном из интервью.

Первый муж, Юрий Саульский, был для Толкуновой едва ли не идолом. Поначалу она была уверена, что их союз – это навсегда, а после того как Саульский ушел, тяжело переживала измену. Но через пять лет певица встретила новую любовь. Ее вторым мужем стал писатель и журналист-международник Юрий Папоров. Они познакомились при довольно забавных обстоятельствах: Толкунова давала концерт в мексиканском посольстве, а Папоров пытался переводить иностранным дипломатам тексты ее песен. Однако это было непросто: редкий переводчик сумеет объяснить иностранцу, что такое «полушалочек», «полустаночек» или «курносики». Когда концерт закончился, Толкунова и Папоров еще долго смеялись над этой ситуацией, потом еще несколько раз встретились, а вскоре полюбили друг друга.

Утешение Толкунова нашла в отношениях с директором Курчатовского института, физиком-ядерщиком Владимиром Барановым. Их роман начался в конце 80-х и длился 20 лет до самой смерти ученого – в 2005 году Баранов скончался от лучевой болезни, которую получил при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Позднее Толкунова признавалась, что отношения с ним были самыми долгими и счастливыми в ее жизни.

Единственный сын тоже не смог стать надежной опорой для матери. Впоследствии Толкунова винила в этом себя: из-за постоянных выступлений она не успевала проводить время с ребенком – только задаривала дорогими подарками. В результате Коля вырос избалованным юношей, будучи подростком, связался с плохой компанией и начал употреблять наркотики. И, хотя матери удалось спасти сына от пагубной зависимости, отношения между ними так и остались натянутыми.

Некоторое время Николай работал художником по свету в Театре музыкальной драмы и песни, который основала его мать, затем уехал в Болгарию. А после смерти Валентины Васильевны распродал большую часть ее имущества, а сам поселился в стометровой квартире матери на Малой Бронной, доставшейся ему по наследству. Валентина Толкунова скончалась 22 марта 2010 года. Причиной смерти стал рак мозга. Онкологию у певицы диагностировали еще в 1990 году – тогда врачи обнаружили у нее рак молочной железы, однако с годами болезнь прогрессировала и перешла в ткани мозга. После нескольких операций Толкунова перестала тратить время и силы на лечение, решив работать до последнего. Невзирая на тяжелую болезнь, певица продолжала давать концерты, ставить спектакли и записывать новые песни. Свой последний концерт она дала 16 февраля 2010 года в Могилеве. Там певица почувствовала себя плохо, после чего ее доставили в местную больницу. Оттуда артистку перевезли в Москву, но врачи уже не могли ничего сделать – организм был полон метастазов. В 6 утра 22 марта Толкунова впала в кому и через два часа скончалась. Ей было 63 года. Валентина Толкунова была и остается одной из самых ярких звезд советской и российской эстрады, а ее пленительный, чистый голос никогда не имел и не будет иметь аналогов. В свое время певицу замечательно охарактеризовал Микаэл Таривердиев:

Взаимоотношения Валентины с сыном

Своего единственного ребенка Толкунова родила, когда ей уже было за 30. Ее возлюбленный — Юрий Папоров вскоре после рождения сына уехал в Мексику, где и завел новую семью, не вспоминая о бывшей спутнице и их ребенке.

Валентина, оставшись одна, стала делать все, что ее сынишка ни в чем не нуждался. Она записывала песни, постоянно ездила на гастроли, принимала участие в сборных концертах. Из-за этого Николай почти не видел маму, а его воспитанием занималась бабушка.

Коля обижался на певицу за то, что та не уделяла ему достаточно внимания. Он злился на то, что рядом нет отца и что мать пропадает на работе. Мальчик не понимал, что Валентина делала это ради того, чтобы он ни в чем не нуждался.

Певица сильно баловала Колю и почти ни в чем ему не отказывала. Дорогие подарки, игрушки, сладости, путевки к морю — все это у него было. Не хватало только внимания и более жесткой руки.

Сольная карьера: знаменитые песни Валентины Толкуновой

«Стою на полустаночке». Музыка Ильи Катаева. Слова Михаила Анчарова. Исполняет Валентина Толкунова

В 1971 году певице предложили озвучить композиции для первого советского телесериала «День за днем». Музыку для них написал Илья Катаев, слова — поэт Михаил Анчаров. Певица исполнила «Я ночью шла по улице», «Песня о России», «Звук шагов». Вскоре после выхода картина стала знаменитой, и композиции записали на отдельную пластинку и выпустили в продажу. В фильме впервые прозвучала песня «Стою на полустаночке», но ее спела актриса Нина Сазонова.

Через год певица впервые исполнила сольную песню. Поэт Лев Ошанин услышал голос Толкуновой в телесериале и предложил ей выступить на своем юбилейном концерте. На возражения Толкуновой о том, что у нее нет своей песни, Ошанин ответил: «Я тебе дам песни, ты споешь, так что будешь участвовать». На творческом вечере поэта певица исполнила авторскую композицию «Ах, Наташа». Перед выступлением Валентина Толкунова вплела себе в волосы жемчужную нить: так она хотела дополнить платье, расшитое бусинами. С тех пор певица не выходила на сцену без жемчуга в волосах. Толкунова говорила: «Мое единственное украшение – жемчуг. Либо нитка в волосах, либо жемчужные сережки. Я не очень люблю украшения в том виде, в котором все привыкли видеть». Песня «Ах, Наташа» так понравилась зрителям, что певицу дважды вызывали на бис. В тот вечер на сцену выходили знаменитые музыканты: Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Георг Отс. Концерт транслировали по телевидению, и Валентина Толкунова сразу стала знаменитой.

В 1972 году композитор Павел Аедоницкий написал песню «Серебряные свадьбы». Она была создана специально для грузинского ансамбля «Орера», который должен был исполнить композицию на юбилейном вечере автора. Однако коллектив в последний момент приехать не смог, и Аедоницкий обратился к Валентине Толкуновой. После выступления написать песни для нее захотели композиторы Марк Минков, Микаэл Таривердиев, Эдуард Колмановский. «Серебряные свадьбы» прозвучали в исполнении Толкуновой в финале телевизионного конкурса «Песня-73». В этом же году по предложению автора Ильи Катаева она перепела «Стою на полустаночке».

Однако это были лишь разовые концерты. Официальной работы у Валентины Толкуновой не было. В интервью для книги «Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой» Иосиф Кобзон говорил: «После расставания с Саульским, Валентина оказалась в одиночестве как в личном, так и в творческом смысле. Мы с ней встретились, и я спросил: «Чем ты занимаешься?». Она ответила: «К сожалению, ничем». Я предложил Валюше прийти к нам, в Москонцерт. В то время существовал художественный совет, и она пришла на прослушивание».

В 1973 году Валентина Толкунова стала солисткой Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых коллективов «Москонцерт». Через несколько месяцев она познакомилась с композитором Владимиром Мигулей. Он написал песню «Поговори со мною, мама» и хотел, чтобы ее исполнила Толкунова. Изначально композицию планировали отдать известной исполнительнице народной музыки Людмиле Зыкиной, но певица уехала на длительные гастроли.

8 марта 1973 года песня прозвучала в эфире Всесоюзного радио. Композиция сразу стала популярной и попала в финал конкурса «Песня-74».

Детство и юность

Сложилось так, что два законных мужа Толкуновой оказались старше нее и являлись тезками. И, к сожалению, женщине пришлось пережить предательство от обоих.

В 20-летнем возрасте девушка попала в джаз-оркестр «ВИО-66», где встретила первую любовь в лице Юрия Саульского. Они сыграли свадьбу, но идиллия закончилась через 5 лет. Мужчина увлекся актрисой Валентиной Аслановой, последовал развод. Однако бывшим супругам удалось тогда сохранить уважение друг к другу и остаться в дружеских отношениях.

Николай Папоров и отец Юрий Папоров

Через пару лет после расставания с композитором работа подарила исполнительнице не только всесоюзную известность, но и знакомство с отцом единственного ребенка. Власти Латинской Америки решили организовать в Москве сольный концерт артистки. В качестве переводчика с русского на испанский язык был приглашен Юрий Папоров.

Тесное сотрудничество плавно переросло в близкие отношения, и вскоре влюбленные поженились. Валентина Васильевна вспоминала, что ее поразило не столько отличное чувство юмора избранника, сколько его безукоризненный стиль.

10 октября 1977-го у четы появился наследник. А через полгода граждане СССР заслушивались трогательными «Носиками-курносиками», где откровенно ощущалась радость материнства, испытываемая певицей. Но на смену счастливым событиям пришли печальные.

Журналист-международник собрался в Мексику, чтобы засесть за книгу о Льве Троцком, и звал с собой жену, но та не смогла покинуть пожилую маму и сцену. В итоге он уехал один, оставив семью. Воспитанием внука занималась бабушка: звезда советской эстрады часто пропадала на выступлениях и гастролях, стараясь компенсировать свое отсутствие всевозможными презентами.

Мальчик ни в чем не знал отказа, что и сыграло с ним впоследствии дурную шутку. Природа не обделила его ни талантом, ни умом, но рос Коля избалованным и безответственным. То сбегал из «Артека», то, обожая рок, нелестно отзывался о народном творчестве родительницы.

Николай Папоров и мама Валентина Толкунова

Хорошие знания английского и страсть к точным наукам позволили парню поступить в МГУ имени Михаила Ломоносова, но учеба его не привлекала. Затем молодого человека зачислили в штат Москонцерта, но фактически «сотрудник» там не работал. На сайте благотворительного фонда поддержки современного искусства, где хранится фото- и видеоархив знаменитости, указано, что он значился художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

Имел Николай и проблемы с законом. В начале нулевых его, водившего дружбу с криминальными авторитетами, задержали с запрещенными веществами. И матери стоило больших усилий, чтобы замять дело и взяться за лечение обожаемого отпрыска.

Какой она была?

Если судить со стороны, то биография жизни Валентины Толкуновой пронизана чередой удачных событий и везенья. Но было ли так на самом деле?

С детства Валентина отличалась трудолюбием и усердием. Видимо это и помогло ей пробиться на творческие вершины эстрады.

Очень удачным был ее сценический образ: прямая осанка, длинные платья, аккуратная прическа и приглушенный макияж. Валентина всегда оставалась красавицей, обладающей чистым хрустальным голосом.

В песнях певицы и в манере их исполнения многие находили себя. Слушателям казалось, что настолько трогательное исполнение душевных песен обозначало одно: Валентина всегда сопереживала своим героям, и возможно, сама не была счастливой женщиной.

Что характерно, Толкунова никогда не воспевала в своих композициях советские лозунги. Пела только о любви и жизни.

В начале 2004 года певица приобрела дом вблизи Дивеевского монастыря. Валентина ходила на службу в храм и часто причащалась. Это характеризовало певицу как верующую женщину. Также певица часто занималась благотворительностью: помогла отремонтировать церковь, направляла материальные средства в детские дома, давала благотворительные концерты.

Мало кто знал, но Валентина Толкунова часто приезжала в гости в Полтаву к тете. Вместе со своим сыном и братом она гостила и у своей двоюродной сестры Людмилы в Киеве. Сестра певицы рано ушла из жизни, и все заботы о воспитании ее родной дочери Светланы Валентина Васильевна взяла на себя. По рассказам самой Светы, приезжая в Киев, артистка всегда останавливалась у нее, помогала ей, поддерживала, баловала подарками. Когда Светлана закончила школу, то переехала жить в Москву, к своей двоюродной тете. Отучившись в институте, девушка вернулась на родину. В своих теперешних воспоминаниях Светлана говорит, что Валентина Толкунова в свое время заменила ей мать. Кроме поездок в Киве, она часто писала письма и звонила девушке, даже когда была на гастролях. Света говорит, что в последние годы они очень часто созванивались, и певица жалела только об одном — что не может приехать в гости и порадовать своих близких подарками.

Дети Валентины Толкуновой

Дети Валентины Толкуновой, а вернее, ее сынок – это ее невероятная боль, которая не давала жить спокойно. Парень не пошел по стопам знаменитой матери, не стал певцом или музыкантом.

Валентина и не пыталась скрыть, что не была счастливой матерью, поскольку ее единственный сын часто обижал ее и не интересовался жизнью. Ему было все-равно, что мама болела неизлечимой болезнью.

Парень постоянно ударялся в крайности, он злоупотреблял алкоголем, а потом пристрастился к тяжелым наркотикам. Из-за наркотиков сын Толкуновой мог оказаться за решеткой надолго, однако, слава матери спасла его от подобной участи.

Даже после похорон знаменитой мамы парень пытался выжить из семейной квартиры бабушку и устраивал скандалы из-за пустяков.